Ирина Журавлёва
Мини-проект «Такой разный транспорт»
Мини проект «Такой разный транспорт»
Подготовила проект: воспитатель старшей группы Журавлёва И. В.
Тип проекта:
- краткосрочный;
- групповой.
Срок реализации проекта: 28.10.2019 - 01.11.2019
Участники проекта:
- воспитатель группы;
- дети старшей группы (возраст детей 5-6 лет);
- родители.
Актуальность.
Публикация «Мини-проект „Такой разный транспорт“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
Транспорт является неотъемлемой частью современной жизни. Без транспорта люди не смогли бы передвигаться на такие большие расстояния и не узнали бы о других существующих культурах. Если бы никто никуда не путешествовал, многие страны даже не были бы открыты. Сегодня миллионы людей по всему миру используют машины и другие виды транспорта, чтобы добраться на работу, в школу, или же за покупками. Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Для повышения познавательного интереса ребенка важно показать, что окружающий его мир не всегда был таким, он все время меняется. Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Реализуя данный проект, ребенок сам постарается получить знания о прошлом машин и получит знания о современных требованиях к машинам настоящего времени и будущего, попробует в продуктивной деятельности воплотить свои проекты транспорта.
Дошкольникам будет интересно и полезно узнать о различных видах транспорта и их предназначении. Важная роль в проекте отведена изучению правил дорожного движения, так как полученные дошкольниками знания станут нормой поведения в транспорте и на улице.
Цель проекта:
Расширять представления детей о видах транспорта, как о средствах передвижения.
Задачи проекта:
Задачи для детей:
1. Уточнять и расширять представления детей об основных видах транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси, поезд, электричка).
2. Закреплять знания о профессии людей, которые управляют разными видами транспорта.
3. Расширить представления детей об истории транспорта.
4. Закрепить правила дорожного движения на улице и поведения в общественном транспорте.
5. Развивать речевую активность детей в процессе проекта, умение обосновывать своё мнение.
6. Учить детей составлять небольшие описательные рассказы о любом виде транспорта, используя план-схему.
7. Воспитывать уважительное отношение к людям, работающим на транспорте.
8. Повысить культуру поведения в общественном транспорте.
Задачи для педагогов:
1. Вовлечение родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
2. Проведение бесед, подбор литературы, организация разнообразной деятельности с детьми.
3. Разработка консультаций для родителей.
4. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группового пространства.
Задачи для родителей:
1. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
2. Повысить активность родителей в совместной творческой деятельности.
3. Познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами
4. Предложить родителям принять активную помощь в осуществлении намеченных задач (предложить сделать любую машину из бумажных коробок)
5. Провести консультацию на тему «Безопасность на дорогах нашего города».
Продукты проектной деятельности:
Детские работы по теме проекта:
- лепка «Разные виды транспорта»;
- аппликация цветными нитками «Такой разный транспорт»;
- рисование «Автобус»;
- конструирование из крупного конструктора (гараж, АЗС, аэродром);
- конструирование из Лего – конструктора (машины для выставки); - конструирование из бумаги – оригами (самолёт, кораблик).
Продукты проекта:
1. Оформление альбома с разными видами транспорта.
2. Изготовление книжек – малышек по теме «Транспорт» (совместно с родителями)
3. Выставка детских коллекций машинок.
4. Макет «На земле, в воздухе, на воде» (выполненный в технике оригами)
5. Выставка творческих работ в технике пластилинография по теме проекта»
6. Выставка работ детей из лего – конструктора «Мои первые механизмы» по теме «Такой разный транспорт».
7. Выставка рисунков «Автобус»».
8. Оформление приглашения для родителей на выставку детских творческих работ по теме «Такой разный транспорт»
Итоговое мероприятие:
Выставка творческих работ детей для родителей и гостей группы.
Предполагаемый результат:
- У дошкольников сформированы умения различать и называть разные виды транспорта;
- Дети умеют сравнивать транспорт, выделяя общее и различия;
- Дети могут устанавливать причинно-следственные связи между назначением и строением транспорта, понимают, что машины облегчают передвижение человеку;
- Дети умеют работать в коллективе сверстников, умеют выслушивать друг друга, приходить на выручку;
В процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта:
Дети:
Участие детей в проекте позволит:
1. Закрепить знания детей о транспорте нашего города (названия, назначение транспорта, его польза для жителей);
2. Расширить словарь детей различными частями речи (по теме проекта);
3. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, тем самым повысит речевую активность детей;
4. Позволит воспитать уважение к людям, работающим на транспорте.
Родители:
1. Помощь в развитии игровой деятельности на основе сотрудничества;
2. Участие в обогащении развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме проекта (изготовление книжек – малышек по теме проекта, Лэпбук о строительной технике)
3. Участие в конкурсе «Чем коробка не игрушка?»
(Совместная работа – экскаватор)
Педагоги:
1. Познавательное развитие: расширение знаний о транспорте.
2. Речевое развитие: обогащение активного словаря по теме «Различные виды транспорта»; развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по опорным схемам; составление простых предложений по теме «Транспорт».
3. Социально-коммуникативное развитие: составление правил безопасного поведения на улице.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и задач.
- Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, картины, фотографии).
- Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта. Разработка планов-конспектов организованной образовательной деятельности.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
- Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
II. Основной этап реализации проекта:
Содержание деятельности педагога:
- Организовать совместную выставку поделок и рисунков по теме «Транспорт» детей, педагогов, и родителей.
- Чтение художественной литературы.
- Просмотр презентаций, мультфильмов по теме проекта «Транспорт».
Содержание деятельности родителей:
- Содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы.
- Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
- Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Мероприятия с детьми.
Образовательно-практическая часть.
Утренний круг «Начало дня».
Беседы:
1. «Какой бывает транспорт и зачем он нужен?»,
2. «Путешествие в прошлое автомобиля»,
3. «На чём передвигались наши предки»,
4. «О прошлом воздушного транспорта»,
5. «Водный транспорт»,
6. «Наземный транспорт»,
7. «Правила поведения в транспорте»,
8. «Если бы на свете не было машин?»,
9. «Зачем нужны дорожные знаки?»,
10. «Что бы ты придумал, если был бы знаменитым конструктором?»
Пальчиковые игры:
«Транспорт», «Машины», «Лодочка», «Постовой», «Велосипед».
Дыхательная гимнастика:
«Колесо спустило», «Машина».
Малоподвижные игры:
«Самолеты», «Паровоз», «Автобус», «Мы шофёры»
Игры с мячом:
«Нравится – не нравится?», «Хорошо – плохо», «Отвечай быстро»;
Игры с макетом дороги.
Центр речевого развития:
- рассматривание иллюстраций: «Виды транспорта», «Специализированный транспорт», «Дорожные знаки»,
«Улица города», рассматривание иллюстраций по ПДД;
- чтение художественной литературы:
Н. Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину»,
С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход»,
В. В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?»;
К. Чуковский «Путаница», «Доктор Айболит»;
Э. Успенский «Троллейбус»,
Д. Хармс «Кораблик»;
Разучивание стихотворений о транспорте для итогового мероприятия.
Игры в парах: «Читатель – слушатель»
Составление рассказов по схеме: «Расскажи о профессии».
Центр изобразительной деятельности:
(работа в группах)
- лепка «Легковая машина», «Самолёт»;
- аппликация цветными нитками «Такой разный транспорт»;
- рисование «Автобус»;
-аппликация «Автобус», «Легковой автомобиль»;
- раскраски «Сказочный транспорт»;
- пластилинография по теме проекта.
Центр конструирования:
(работа в группах)
- конструирование из Лего – конструктора «Мои первые механизмы» транспорт для выставки;
- конструирование из крупного конструктора «Гараж», АЗС, «Аэропорт», «Автобусный парк»;
- конструирование из Лего – конструктора «Математический поезд»;
- конструирование из бумаги - оригами «Кораблик», «Самолёт»;
Центр математического развития:
Дидактические и настольно-печатные игры:
- «Мы летим, плывем, едем»
- Лото «Играй, да смекай!»
- «Чего не хватает».
- «Сосчитай кораблики»
- «Подбери запасную часть»
- «Кому, что нужно»
- «Сложи лодку из счётных палочек»
- «Четвертый лишний»
- «Чего не хватает?»
- «Назови знак»
Центр драматизации и сюжетно-ролевой игры:
- игры с макетом улицы;
- сюжетно – ролевые игры:
«Гараж», «Путешествие на автобусе»,
«Пожарные», «Парковка», «Водители и пешеходы», «Волшебный светофор», «Автобус»,
«ГАИ», «Транспорт», «Мы шоферы», «Автозаправка».
Центр двигательной активности:
Подвижные игры:
«Мы шофёры», «Самолёты»,
«Воробушки и автомобиль»
«Цветные автомобили»
«Ждут нас быстрые ракеты».
III. Заключительный этап.
- Подведение итогов проектной деятельности.
- Закрепление правил дорожного движения на улице и в транспорте.
- Презентация проекта:
- Выставка творческих работ и коллекций детей для родителей.
- Мастер класс для родителей «Рисование песком на световом планшете» по теме проекта
Содержание работы:
Понедельник 28.10
Подборка материала для альбома «Такой разный транспорт» (вырезать с детьми картинки с разными видами транспорта).
Оформление выставки книг по теме «Транспорт».
Презентация «Такой разный транспорт»
Проблемная ситуация «Если бы на свете не было машин?»
Беседа «Наземный транспорт», «Путешествие в прошлое автомобиля».
Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»
Рисование «Автобус»
Игра малой подвижности «Умелый пешеход». Физкультминутка «Весёлый паровоз».
Пластилинография по теме проекта.
Конструирование машин из лего - конструктора «Первые механизмы» для выставки «Такой разный транспорт».
П. И. «Воробушки и автомобиль»
Д. И. «Четвертый лишний», «Нравится – не нравится»
Игровое упражнение «Хорошо – плохо»
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на автобусе»
Вторник 29.10
Беседа-рассуждение
Беседы: «Транспорт – друг или враг?», «Правила поведения в транспорте»
Рассматривание набора картинок «Строительный транспорт».
Чтение худ. литературы В. Берестов «Про машину»,
К. Чуковский «Путаница»
Лепка «Автомобили, самолёты»
Режиссерские игры «Железная дорога», «Городок».
Аппликация цветными нитками «Такой разный транспорт» Математические раскраски по теме «Транспорт».
Организация выставки детских коллекций «Мы поедем, поплывем, полетим».
Д. И. «Назови вид транспорта»; «Подбери запасную часть», «Кому, что нужно».
Игровые упражнения по теме «Транспорт»
Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый», «Самолёты»
Экскурсия к перекрестку
Среда 30.10
Презентация «Водный транспорт»
Беседа «Водный транспорт»
Рассматривание иллюстраций
Разгадывание загадок
Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик»
Чтение Е. Лопатин «Отважная путешественница»
Проблемная ситуация «Плавает или тонет?» (познавательно-исследовательская деятельность).
Конструирование из бумаги «Кораблик», «Самолет» (оригами) (работа в группах)
Конструирование из крупного конструктора «Речной вокзал»
Д. И. «Хорошо или плохо?», «Найди свою группу»
Раскраски по теме «Водный транспорт».
Сюжетно - ролевая игра «Капитан корабля, морское путешествие»
Четверг 31.10
Презентация «Воздушный транспорт»
Беседа о правилах поведения в самолете.
Чтение и рассматривание иллюстраций в книге С. Михалкова «От кареты до ракеты», К. Арон «Человек поднялся в небо».
Аппликация «Автомобиль», «Автобус» (работа в группах)
П. И. «Ждут нас быстрые ракеты».
Сюжетно-ролевая игра «Самолет»
Д. И. «Собери знак», «На что похожа буква?», «Летает – не летает»
Игра - эстафета «Самый быстрый транспорт»
Рисование песком на световом планшете «Плывёт кораблик»
Конструирование из крупного конструктора «Аэропорт»
Оформление макета «На земле, в воздухе, на воде»
Пятница 01.11
Утренний сбор (открытое занятие в рамках региональной кейс сессии «Программа дошкольного образования, ориентированная на ребёнка» ПРОдетей)
Презентация детьми своих работ по теме проекта (интервью)
Д. И. «Да – нет»
П. И. «Самолеты», «Мы шоферы»
Планирование работы в центрах активности:
(Что осталось подготовить для выставки?
Какие дела завершить)
Дыхательная гимнастика «Закрути вертушку»
Д. И. «Нравится – не нравится», «Хорошо - плохо».
Конструирование из крупного конструктора «Гараж для экскаватора»
Выставка творческих работ детей для родителей по теме проекта:
- Конкурс чтецов;
-презентация детьми своих творческих работ и коллекций;
- мастер – класс: «Рисуем песком на световом планшете»;
-подведение итогов, сладкие угощения для всех участников выставки.
ВЫВОДЫ:
Благодаря проекту у детей появился интерес к изучению транспорта, желание больше узнавать о нём. Дети стали с большим уважением относиться к людям, работающим на транспорте. Совершенствовались знания воспитанников по правилам дорожного движения; сформировались навыки правильного поведения на улицах и дорогах, дисциплинированность.
Дети научились поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения, дают объяснения, рассуждают. Пополнился словарный запас различными частями речи по теме проекта. Продолжает совершенствоваться диалогическая и монологическая форма речи, тем самым повышается речевая активность старших дошкольников.
Происходит развитие игровой деятельности на основе сотрудничества детей, педагогов и родителей.
Выставка творческих работ по теме «Такой разный транспорт» понравилась всем. Довольны результатами остались все участники проекта.
Список используемой литературы:
1. Арон К. Д., Сахарнов С. В. Едем, плаваем, летаем. М. : «Детская литература», 1993
2. Дыбина О. В. Что было до… : Игры-путешествия в прошлое предметов. – М. : ТЦ «Сфера», 2001
3. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб. : «Речь», 2013
4. Коломийченко Л. В. ,Чугаева Г. И., Югова Л. И. Дорогою добра Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – М. : ТЦ «Сфера», 2015
5. Лобанова В. А. Учебное проектирование ДОО. Конспекты совместных практических занятий: методическое пособие для педагогов ДОО. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015
6. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2013