Елена Власова
Проект «Кто такой он, Дед Мороз?»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность:
Новый год – народный праздник. Его одинаково ждут и взрослые и дети. Для кого-то, Новый год, это ожидание чудесного и неизведанного, а кто-то считает этот праздник, прекрасным поводом собраться, и в семейном кругу провести несколько незабываемых дней отмечая этот праздник. Люди радуются наступающим чудесам, надеются на то, что следующий год, будет гораздо лучше предыдущего, загадывают новогодние желания и верят, что эти желания обязательно сбудутся. А если верить в то, что загадал и хоть чуть-чуть приложить усилия к тому, чтоб загаданное стало реальным, то все обязательно получиться.
Публикация «Проект „Кто такой он, Дед Мороз?“» размещена в разделах
В Новый год возможно все, даже то, что кажется абсолютно невозможным. Только в это время, нас охватывает новогоднее настроение.
А детство, это та счастливая пора, когда сказка легко становится былью, сбываются мечты и происходят чудеса. Как известно, с особым трепетом дети ждут один из самых загадочных, красивых и долгожданных событий – Новый год!
Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. И очень часто у детей именно в этот момент возникает много вопросов о Деде Морозе: А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? А почему украшают ёлку?
Изучение и сохранение традиций празднования Нового года помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. В процессе бесед, интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах.
Проблема:
При подготовке к празднованию Нового года возникли сложности в определении происхождения традиционного сказочного персонажа – Деда Мороза.
Придя с музыкального занятия, мы с детьми сели распределять роли на новогодний утренник, и когда я сказала, что у нас есть роль Санта Клауса, многие дети стали смеяться. Я спросила детей: «А вы знаете, кто это такой?» Ответы были разные: - Это маленький дед мороз! Это дед мороз в штанах!
В связи с этим возникла необходимость изучения данного вопроса для расширения кругозора детей и воспитания у них бережного отношения к культурным народным традициям.
Для осуществления данной цели я поставила для себя следующие задачи:
1. Провести опрос детей о том, что существует ли Дед Мороз и кто он для ребят;
2. Найти и изучить информацию о Деде Морозе (Имя; Внешность; Характер; Возраст; Где живёт; Основное занятие; Транспортное средство; Коллеги за границей)
3. Собрать пословицы и загадки о Морозе;
4. Узнать в каких сказках встречается Мороз;
5. Оформить выставку поделок для Деда Мороза;
Так мы начали работу над проектом, приступив к первому этапу – подготовительному
Цель. Создание условий для расширения и углубления представление детей о главном традиционном сказочном персонаже Нового года – образе Деда Мороза.
В начале этапа я решила выявить знания детей о Деде Морозе и спросила:- Кто такой настоящий Дед Мороз? Мнения разделились:
Дети: - Дед Мороз – сказочный персонаж, выдуманный, волшебный.
- Дед Мороз – настоящий, реальный человек, актёр одетый в костюм.
Воспитатель: А какой он по вашему мнению?
Дети: - Мы думаем, что: Дед Мороз существует. Он добрый, весёлый и щедрый. Всем к празднику дарит подарки. У него длинный тулуп, седая борода и большой мешок.
Воспитатель: А. что бы вы хотели ещё узнать?
Дети: - Почему Деда Мороза считают волшебным? Почему он появляется под новый год? Почему его так любят и ждут?
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы узнать ответы на вопросы: Почему Деда Мороза так зовут? Каким Деда Мороза представляют в стихах и сказках? Как появился Дед Мороз и где живёт? Чем занимается всё лето? Как зовут Деда Мороза в других странах?
Дети очень заинтересовались и мы начали свой проект под названием «Кто такой он Дед Мороз?»
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой
По продолжительности: краткосрочный (с 10.12.18 г по 25.12.18 г)
Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители, музыкальный руководитель ДОУ.
Этапы реализации проекта: подготовительный, проектировочный, практический, аналитический, заключительный
Задачи для детей:
1. Научиться находить информацию на интересующую тему из разных источников.
2. Повысить коммуникативные навыки.
3. Научиться работать в группах, и представлять результат работы в занимательной для слушателей и зрителей форме.
4. Развить творческую инициативу в поисковой деятельности, создавая праздничную атмосферу в преддверии Нового года.
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
4. Создать условия для формирования познавательного интереса дошкольников к изучению традиций, развивать речевое общение, обогащать и расширять словарь.
Для родителей:
1. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
2. Привлечь к сотрудничеству родителей, формировать умение работать с дополнительными источниками информации, находить материал соответствующий заданной цели (картинки, стихи, пословицы, загадки, отбирать более интересный, оформлять.
Ресурсное обеспечение проекта
• Методический инструментарий: картотека игр, конспекты занятий, сценариев, развлечений и т. д
• Подборка художественной литературы, плакатов, картин, стихов.
Предполагаемый результат для детей:
- развитие познавательного интереса и любознательности, повышение активности, дети учатся проявлять свои положительные эмоции
-создание трогательной, душевной атмосферы совместной деятельности детей и родителей, появление начальных навыков в творчестве и исполнительстве.
– развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Предполагаемый результат для педагогов:
-появиться тесный контакт с родителями воспитанников, повысится статус группы.
-родители станут активнее участвовать в жизни группы
- повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Предполагаемый результат для родителей:
– оптимизация детско-родительских отношений; умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка; умение уважать желания и потребности малыша
– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
– повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
-расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми дошкольного возраста
Продукт: Изготовление лэпбука, презентация проектной деятельности для педагогов и детей ст. гр., новогодний утренник.
Этап второй: планирование.
* Необходимо было построить план действий.
* Сформулировать тему, цели, проблемные вопросы.
* Познакомить родителей с этим планом.
* Изучить литературу, интернет – ресурсы, подобрать материал с презентациями, наглядный иллюстрированный, материал для творческой деятельности детей.
* Определить сроки проектной деятельности.
На данном этапе я обсудила с детьми с чего нужно начать работу, определили, кто может помочь нам ответить на поставленные вопросы, где найдём информацию.
- Кто и что нам поможет? - Воспитатели, родители, книги и интернет,- ответили дети.
В ходе утренних и вечерних бесед познакомила родителей с данной темой проекта. Поскольку в преддверии Нового года поднимается настроение даже у взрослых, многим хочется окунуться в атмосферу волшебства, поэтому многие родители проявили искренний интерес к данному вопросу и выразили своё желание оказать посильную помощь педагогам и детям в реализации проекта.
Завершением данного этапа стала разработка плана мероприятий для реализации проекта.
п/н мероприятие сроки ответственные
1 Комплекс утренней гимнастики «Дед Мороз, Дед Мороз - ёлку из лесу принёс»
1-2 неделя воспитатель
2 Беседа «Кто такой он дед мороз?» понедельник воспитатель
3 Слайдовые презентации
«Информация про Деда Мороза» понедельник воспитатель
4 Новогодний танец
«Кто ты Дедушка Мороз» понедельник музыкальный руководитель
5 Создание развивающейся среды
оформление в группе уголка «Почта Деда Мороза» с использованием детских писем и открыток (рисунков)
вторник воспитатель
6 Дидактические игры: «Скажи ласково», «Найди пару», «Подбери правильно цифру».
вторник воспитатель
7 Рассматривание репродукций картин, умение видеть
и понимать то, что хотел передать художник: В. Васнецов «Снегурочка»
среда воспитатель
8 Разучивание песен и танцев о зиме, Новом годе.
среда музыкальный руководитель
9 С. р. и. «Фабрика ёлочных игрушек» четверг воспитатель
10 Творческая деят-ть «Помощники для Деда Мороза»
изготовление снеговиков нетрадиционным способом четверг воспитатель
11 Информация в родительский уголок: «Что такое Новый год?» (истории и традиции встречи праздника) пятница воспитатель
12 Познавательно-исследовательская деятельность
«День рождения деда Мороза» пятница воспитатель
13 Художественное конструирование «Замок Деда Мороза» пятница воспитатель
14 Творческое рассказывание детей по темам: «Зимний лес», «Как мы готовимся к Новому году» понедельник воспитатель
15 Инсценирование песен «Дед Мороз – гость наш новогодний»
понедельник музыкальный рук.
16 Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта. (обсудить) вторник воспитатель
17 Просмотр мультфильма «Новогодняя ночь» вторник воспитатель
18 Чтение рассказов, стихов, их обсуждение на протяжении проекта.
воспитатели родители
19 Консультация для родителей «Кто такие Дед Мороз и Снегурочка»
среда воспитатель
20 Досуг «День рождение Деда Мороза»
среда воспитатель муз. рук.
21 Изготовление эмблемы года на новогодней елке четверг воспитатель
22 Подвижные игры Два мороза», «Снегурочка, поиграем в жмурочки», «Заморожу».
на протяжении проекта воспитатель
23 Художественное конструирование «Праздничная открытка Деду морозу»
пятница воспитатель
24 Изготовление лэпбука - на протяжении проекта воспитатель родители
25 Викторина, конкурсы Деда Мороза понедельник воспитатели дети
26 Новогодний утренник четверг воспитатели муз. рук.
3 этап – практический.
этап 4 аналитический.
На данном этапе мы проанализировали полученные результаты, соотнесли с поставленными целями и задачами. Ребята в целом были довольны полученными результатами, высоко оценили продукты своей деятельности, выявили, кто активно помогал нам в работе.
Поскольку работа велась активно и плодотворно, то коррекционный этап нам не понадобился.
этап 6 заключительный
Цель: защита проекта.
На данном этапе мы провели защиту проекта, пригласив воспитателей и детей ст. гр.
Результат:
Таким образом, изучив возникшие вопросы, мы узнали, что Дед Мороз – исконно российский персонаж, нужен нам, чтоб мы научились ценить то, что у нас есть, научились радоваться жизни, стали добрее и милосерднее, захотели сделать для кого-то хоть маленькое, но чудо.
Каждый год Дед Мороз заглядывает в окна. Он склоняется над каждым ребенком. Он не различает детей на хороших и плохих, на богатых и бедных, на счастливых и несчастных. Он не видит разницы. Он - добрая сказка, так необходимая всем. Мы узнали, что Дед Мороз – самый добрый сказочник и друг детей всего мира, волшебство творит сердцем своим. И пусть не каждый верит, что Дед Мороз существует, но каждый радуется, когда он видит румяного старика, который танцует, веселится и раздает подарки.
Взаимодействие между детьми, воспитателем и родителями осуществлялся на уровне партнерства. Пополнилась предметно – развивающая среда в группе по данному проекту.
У детей повысился познавательный интерес к экспериментам, пополнился словарный запас, активно развивался познавательный интерес, коммуникативная сфера.
В ходе данного проекта, мы узнали:
*кто такой Дед Мороз и когда он появился;
*внешность Деда Мороза и его коллег;
*особенности костюма Деда Мороза;
*увидеть родину Деда Мороза.
Вывод:
*Дед мороз появился у нас давно, он существует. Он добрый, веселый и щедрый.
*Всем к празднику дарит подарки. У него длинный тулуп, седая борода и большой
мешок.
*Деду морозу очень много лет.
*Передвигается пешком, на лыжах.
*Живёт в старинном русском городе Великий Устюг.
*Дед Мороз очень популярный сказочный персонаж в русском народном творчестве.
Лепим угощение для Деда Мороза
Конструируем замок Деду Морозу
Пишем свои письма Деду Морозу
Подготовили выставку детских работ "Такой Разный Дед мороз"
Совместно с родителями изготовили лэпбук.