Наталья Тибейко
Конспект занятия по познавательному развитию «Такой разный песок» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Организационная информация
1.1. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
1.2. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное.
2. Цель: Развивать познавательные представления детей о песке и его свойствах, а также тактильной чувствительности через рисование песком на стекле.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Такой разный песок“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Задачи. Образовательные 1. Учить детей определять физические свойства песка. 2. Стимулировать желание делать самостоятельно умозаключения по результатам опытов, проявлять интерес, активность в познании нового. 3. Обучать навыкам проведения лабораторных опытов, соблюдая правила и следуя указаниям взрослого.
Развивающие :
1. Формировать умения отвечать на вопросы, полным ответом.
2. Развивать творчество, фантазии у ребенка, умения пальчиками изображать задуманное на песке.
Коррекционные:
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность в обращении с песком. 2. Воспитывать дружеское взаимоотношение.
4. Словарная работа. Активизировать словарь: сыпучий, тяжелее, легче, лаборатория, вязкий, оседает, песчинки, шершавый, рассыпчатый.
5. Методические приемы реализации содержания: словесные (вопросы, наглядные (использования видео схем) игровые, (сюрпризный момент видео письмо, разминка).
6. Организация среды материалы и оборудование. В групповой комнате расставить оборудование поточным методам. Запись голоса письма, видео правил, видео Физминутка, песок, лупа, воронка, стаканчики с водой, ложечки.
7. Предварительная работа: Беседа с просмотром презентации «Удивительный песок», разучивание физкультминутки «Мы пойдем налево, мы пойдем на право», знакомство с правилами безопасного поведения в лаборатории.
Планируемые результаты: 1. Обогащения детей знаниями о свойствах песка и качествах. 2. дети приобретут опыт:
-в выдвижении гипотез и в выборе доказательств их.
-в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками.
Ход деятельности:
1. Вводная часть Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их. Дети: приветствуют гостей. Воспитатель: Ребята, сегодня на нашу электронную почту, пришло письмо от малышей. Давайте его посмотрим и послушаем (на экране появляются малыши). 1. Ребенок: Привет ребята, мы вместе с вами ходим в наш любимый детский сад. 2. Ребенок: Сегодня мы приготовили для вас загадку.
Загадка:
3. Ребенок: Из камней он появился, зернами на свет родился. 4. Ребенок: Желтый, красный, белый и немножко серый. 5. Ребенок: Я люблю из него лепить, а еще ножками по нему ходить…
6. Ребенок: Он речной и морской, замечательный такой!
Ответ детей: Я думаю, что это загадка про песок.
Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. 7. Ребенок: А у нас к вам еще вопрос? Мы очень любим играть в нашей песочнице : строить башенки, куличики… Но мы заметили, что иногда наши куличики рассыпаются. Почему так происходит? 8. Ребенок: Расскажите нам все, что вы знаете о песке.
На экране появляется картинка с песком.
Воспитатель: Ну, вот такое у нас сегодня задание от детей младшей группы. Воспитатель: Кто мне скажет, что же такое песок?
Дети: Песок – это природный материал. Песок относится к неживой природе.
Воспитатель: Верно! Воспитатель. Я приглашаю вас в нашу лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Дети: лаборатория – это помещение, где проводят опыты и исследования. Воспитатель: что такое опыт? Дети: опыт - это наблюдение за предметом, чтобы изучить его.
Воспитатель: Одеваем фартуки, и мы с вами стали исследователями, но каждый исследователь знает правила безопасного поведения вовремя экспериментирования. Давайте их вспомним.
Дети: Рассказывают правила. 1. На столах ничего не трогать без разрешения Воспитателя. 2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. 3. Нельзя обсыпаться песком.
4. После игры и работы с песком надо вымыть руки.
5. Помни - все опыты можно проводить только в присутствии воспитателя.
6. Рисовать песком можно только на стекле, нельзя рассыпать песок на пол.
Воспитатель: Молодцы. Отлично знаете правила, а значит, мы можем приступить к работе.
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, мы с вами недавно смотрели презентацию «Удивительный песок», из которого мы узнали много интересного об обычном, на первый взгляд, песке. Я предлагаю вам начать наше исследование, для этого нам с вами помогут вопросы, на которые мы будем искать ответы.
.
1. Вопрос: Для начала мы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. Давайте вспомним, какой инструмент нам понадобится для этого.
Дети: Лупа.
Опыт №1 (Состав песка).
Воспитатель: Давайте насыплем на бумагу небольшое количество песка, поднесём лупу, внимательно смотрим, что мы видим?
Дети: Мы видим мелкие песчинки. Они разные по форме, размеру и цвету.
Воспитатель: Правильно. А теперь возьмём песок в руку и обследуем его на ощупь. Что можно сказать, какой он?
Дети: Песок сухой и сыпучий. Песок шершавый.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод из наших исследований? Песок какой?
Вывод дети: Песок состоит из мелких песчинок, на ощупь песок сыпучий и шершавый.
2. Вопрос: Может ли песок двигаться? Для этого нам понадобиться, одноразовая тарелка и горсть песка.
Опыт №2.
Воспитатель: Возьмите горсть песка и пустите его струей в одну точку. Образуется конус, который растёт в высоту, а внизу становится шире. Если мы осторожно подуем на песок, имитируя ветер, то, что заметим? Дети: Песок может двигаться
Воспитатель: Какой можно сделать вывод из наших исследований? Песок, что может делать? Вывод дети: Песок может двигаться.
Воспитатель: Я вам предлагаю отдохнуть, под весёлую-Физминутка. Физкультминутка.
«Мы пойдем налево, мы пойдем на право»
Воспитатель: Отдохнули, проходим в лабораторию и продолжаем исследования.
3. Вопрос: Растворяется ли песок в воде или нет?
Опыт №3.
Дети: Да, нет. (Кто как ответит).
Воспитатель: Возьмём стакан с водой и высыплем туда ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком?
Дети: Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.
Воспитатель: Хорошо перемешиваем, стараемся. Ну что, растворился? Дети: отвечают неоднозначно, кто да, кто нет.
Воспитатель: Ну, раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, то проверим это на опыте. У меня есть соль, которая хорошо растворяется в воде. Сейчас мы это проверим. Растворяю соль в воде и показываю детям, её не стало. Тут же беру стакан с песком, в котором имеется песчаный осадок. Давайте сравним. Соль растворилась в воде, не изменив её цвет. А песок не растворился и изменил цвет воды.
Воспитатель: Из этого опыта, можно сделать какой вывод? Песок какой? Вывод Дети: В песке обязательно есть пыль. Песок тяжёлый. Песок не растворяется в воде. Песок окрашивает воду.
4. Вопрс: Определить какой песок сыпучий, а какой вязкий.
Опыт №4.
Воспитатель: я предлагаю вашему вниманию два сосуда, наполненные песком. Как вы думаете, в каком сосуде песок сухой, а в каком влажный? И почему? Дети: определяют по внешнему виду, где какой песок. Делают вывод.
Дети: Мокрый песок - темнее. Сухой песок – светлее.
Воспитатель: Ребята, ваше наблюдение абсолютно верно. Давайте возьмём в одну руку горсть мокрого песка, а в другую – горсть сухого. Какой песок легче?
Дети: Сухой песок легче. Мокрый песок тяжелее.
Воспитатель: А почему?
Дети: В мокром песке есть вода. Вода увеличивает вес.
Воспитатель: попробуем слепить колобок из сухого песка. Что у нас получилось?
Дети: Из сухого песка колобок слепить нельзя. Он рассыпается.
Воспитатель: попробуем, слепим колобок из мокрого песка.
Дети: Из мокрого песка получился колобок.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Песок сухой и мокрый, какой?
Вывод дети: Сухой песок – сыпучий. Мокрый песок – вязкий.
Воспитатель: Замечательно
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в научной лаборатории, где изучили удивительные свойства привычного песка, но я предлагаю вам поделиться опытом с детьми младшей группы, как можно рисовать песком и вспомним приемы рисования на песке. Воспитатель: чем можно рисовать на песке?
Дети: рисовать можно одним или несколькими пальчиками, ребром ладони, кулачком. Воспитатель: Если вам что-то не понравилось или вы захотели что-то изменить в своем рисунке, что можно сделать. Дети: разровнять песочек и продолжить рисоваться. Воспитатель: я вам предлагаю разделиться на две команды и нарисовать песочные рисунки. Воспитатель: Ребята, очень красивые песочные рисунки у вас получились. Мы их сфотографируем и покажем нашим малышам.
Воспитатель: Я предлагаю вам снять фартуки и вымыть руки.
Подведение итогов. Мы сегодня с вами много исследовали и много узнали о песке.
Воспитатель: что такое песок? Дети: Песок – это природный материал, состоит из песчинок, которые имеют разную форму, окраску, размер.
Воспитатель: Какими свойствами обладает песок? Дети: сыпучий, рассыпчатый, может пропускать воду, двигаться, изменяет свои свойства под воздействием воды.
Воспитатель: При помощи чего мы узнали о составе песка и его свойствах? Дети: Провели исследования при помощи специального оборудования, ставили разные опыты.
Награждение детей грамотой «Самому-самому»