Ирина Коваленко
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Такой разный сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представление детей о понятии «сад», знакомить детей с культурой и традициями стран мира.
Задачи:
Обучающая:
- закрепить представления детей о разновидностях садов (детском саде, фруктовом саде, цветочном саде);
- познакомить дошкольников с новым видом сада – сад камней;
- формировать представления детей о стране восходящего солнца - Японии;
- познакомить детей с технологией создания макета японского сада камней;
- способствовать самостоятельному созданию детьми дизайна макета «Сад камней»;
Развивающая:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Такой разный сад“» размещена в разделах
- способствовать развитию творческого потенциала дошкольников;
- развивать связную речь, умение делать собственные выводы, умозаключения;
- расширять кругозор детей, интерес к объектам неживой и живой природы, их свойствам (песок, вода, камни, деревья, цветы);
- развивать сенсорные способности, мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательная:
- способствовать развитию у детей умения работать самостоятельно, проявлять творческий подход к выполнению работы;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, желание доводить начатое до конца$
-формировать эстетическое восприятие, умение любоваться красотой природы;
- продолжать воспитывать дружеские отношения среди сверстников;
- воспитывать интерес к культуре других стран, уважение к людям других национальностей, их традициям и обычаям.
Материал и оборудование:
Проектор, ноутбук, презентация «Сад камней», аудиозапись «Детский сад», наголовники (по количеству детей) с изображением цветов и садовника, «семена» «пазлы» (цветы по ТРИЗ, одноразовые тарелки, вилки (по количеству детей, манка, мини фигурки, лавочек, камни, листочки, детские следы из бумаги, счетные палочки, мозаика, цветные камушки, муляжи фруктов, макет дерева, книжки-раскраски, 3 воздушных шара, макет воздушного шара, экран
Предварительная работа:
знакомство детей с Японией (географическое расположение, геральдика, архитектура, животный и растительный мир, народный костюм, народные игрушки, национальные праздники, народные и подвижные игры, чтение народных японских сказок, слушание музыки разных стран. Подвижная игра «Садовник», заучивание стих К. Чуковского «Чудо-дерево», слушание песен о детском саде, знакомство с технологией ТРИЗ.
Методы и приемы: беседа, рассматривание картины, художественное слово, рассказ, игра, художественное творчество, анализ, самоанализ занятия.
Словарная работа
Активный словарь: страна, Япония, садовник, миниатюрное, изящное, бонсай.
Ход занятия
1. Организационный момент
(Дети входят в зал становиться полукругом перед воспитателем)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Посмотрите на меня
Улыбнитесь другу
И, конечно же, ему
Протяните руку.
Крепко за руки возьмёмся
И ещё раз улыбнёмся.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие! Я думаю, что оно будет для вас интересным. А скажите, вы любите загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо. И первое место, куда мы отправимся, вы узнаете из музыкальной загадки. Слушайте внимательно!
(Звучит вступление песни «Что такое детский сад»)
Воспитатель: Узнали мелодию? Из какой она песни?
Дети: Детский сад!
Воспитатель: Правильно! Мы отправляемся в детский сад! И так, в путь!
(Звучит музыка из песни «Детский сад!», дети с воспитателем идут по следам)
Слайд №1 (Картинка нашего детского сада)
Воспитатель: Ребята, вот наш детский сад! А кто мне скажет, как называется наш детский сад?
Дети: Детский сад «Ромашка».
Воспитатель: Правильно. А адрес детского сада кто знает?
Дети: Улица Озерная, дом 3А.
Воспитатель: Правильно! Ребята, я вам предлагаю сделать эмблему детского сада – «РОМАШКА». Для этого подойдите к столам по три человека и сделайте эмблему из подручных материалов.
(Дети подходят к столам по три человека и выкладывают эмблему из цветных камушков, счетных палочек, мозаики).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а чем вы занимаетесь в детском саду?
Дети: Занимаемся на занятиях, гуляем, рисуем, закаляемся и т. д.
Воспитатель: Хорошо! Давайте посмотрим один случай из жизни детского сада.
(Дети обыгрывают ситуацию. Принимают участие 3 ребёнка)
Содержание ситуации.
Марина упала, ушибла ногу, расплакалась.
Подбегают Катя и Оля со словами:
Оля: Что ты тут сидишь одна?
Катя: Пойдем скорее с нами играть в мяч.
Марина вытерла слезы и ответила: - Я сейчас не могу, у меня нога болит.
Девочки говорят рассерженно:
Оля: Вот ты какая, мы тебя приглашаем, а ты не хочешь.
Катя: Мы больше не будем с тобой дружить и играть вместе! Мы на тебя обиделись. (уходят)
Вопросы для обсуждения
Воспитатель: Что вы думаете об этой ситуации? (2-3 ответа)
Дети: Я думаю, что, или мне кажется, или может быть…
Воспитатель: Как бы поступил ты на месте этих девочек?
Дети: Я бы спросила почему она плачет. Успокоила ее и предложила вместе играть. (2-3 ответа)
Воспитатель: Очень интересные предположения вы высказали. Будем надеяться, что в нашей группе такое не произойдёт.
Ну, а я предлагаю отправиться дальше!
(Звучит музыка, дети с воспитателем идут по следам)
Дети подходят к «клумбе» (на полу расстелена ткань зелёного цвета)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы пришли?
Дети отвечают, начиная со слов: Я думаю, что мы пришли, или мне кажется, мы пришли к … (если ответят «клумба, грядка, поляна, спросить, почему так решили?
Слайд №2 (Картинка клумбы)
Воспитатель: Мы подошли к необычной цветочной клумбе, на которой посеяны семена необычных цветов! Давайте подойдем к столам, на которых лежат семена, а семена каких цветов мы узнаем после того как соберём части этих цветов!
(на столе лежит «семена» с кармашками на обратной стороне, в которых лежат 2-3 части от разных цветов)
Воспитатель: Что у вас получилось? (необычные цветы по ТРИЗ)
Дети: Необычные цветы.
Воспитатель: Как называются эти цветы?
Дети: Незнаем?
Воспитатель: Вы видели, когда - ни будь такие цветы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Дайте название своему цветку.
(дети дают необычные названия своим цвета - ТИРЗ)
Воспитатель: Давайте посадим это необычные цветы на клумбу.
(дети выкладывают свой цветок на ткань)
Воспитатель: А где ещё могут расти цветы?
Дети: В поле, на лугу, в лесу, в воде, в группе.
Воспитатель: Как называются цветы, которые выращивают люди?
Дети: Цветы, которые выращивают люди, называются садовые.
Воспитатель: А можем ли мы это назвать клумбу цветочным садом?
Дети: Да.
Слайд №3 (Картинка цветочного сада)
Воспитатель: Мы с вами в цветочном саду.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы росли красивые цветы?
Дети: Ухаживать за ними. Поливать. Взрыхлять землю, что б цветам поступал кислород.
Воспитатель: Как называют человека, который ухаживает за цветами?
Дети: Человек, который ухаживает за цветами называют - садовник.
Воспитатель: Правильно! И я предлагаю поиграть в игру «Садовник».
Физминутка «Садовник»
Я в саду цветы сажал, их из лейки поливал (садовник в кругу имитирует движения, а дети цветы сидят на корточках по кругу)
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
Воспитатель: Отдохнули. А наше путешествие продолжается!
(Звучит музыка, дети с воспитателем идут по следам)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за необычное дерево! Вспомните отрывок из стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево»!
(Ребёнок читает отрывок из стих.)
А у наших у ворот,
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Воспитатель: Давайте узнаем, что же растёт на нашем чудо-дереве!
(Дети подходит к дереву, на ветках которого весят мешочки. Дети на ощупь отгадывают, что на дереве растет. По мере угадывания, мешочек снимается)
Воспитатель: Что же выросло на нашем дереве?
Дети: Фрукты.
Воспитатель: Вот какое у нас чудо-дерево! Как называются деревья, на которых растут фрукты?
Дети: Фруктовые.
Воспитатель: Где растут фруктовые деревья?
Дети: В саду. Во фруктовом саду.
Воспитатель: Правильно! Это фруктовый сад.
Слайд №4 (Картинка фруктового сада)
Воспитатель: Для чего выращивают фрукты?
Дети: Фрукты выращивают для того что б их есть. Если есть фрукты, то человек будет получать необходимые витамины и минералы.
Воспитатель: Правильно. Продолжаем наше путешествие. И мы отправляемся в далекую неизвестную страну.
(Звучит японская музыка)
Воспитатель: Ребята, музыку какой страны вы услышали?
Дети: Японии.
Слайд №5 (Картинка с изображением Японии)
Воспитатель: Правильно. Мы с вами отправимся в Японию но она находится так далеко, что пешком мы туда не дойдём. На чём же нам путешествовать дальше?
Дети: На самолете, на вертолете, на поезде, на машине.
(дети называют транспорт)
Воспитатель: Как много различного транспорта вы назвали! А я предлагаю вам отправиться туда на воздушном шаре. Ведь у нас необычное путешествие! Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Но тогда располагаемся все на воздушном шаре, и мы продолжим наше путешествие.
Слайд №6 (Картинка с облаками)
(Дети на воздушном шаре летят по музыку)
Слайд №7 (Картинка с изображением Японии)
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и прилетели в страну Японию.
Япония - далёкая страна!
Слайд №8 (Картинка с изображением японцев)
Воспитатель: Жителей Японии называют японцы.
Воспитатель: Японцы очень любят свою природу. Они подолгу могут любоваться водой и камнями. Они считают, что камни обладают волшебной силой. Возле своих домов японцы делают удивительные сады из камня. Вы можете себе представить сад камней?
Слайд №9 (Картинка с изображением японцев)
Дети: Нет.
Слайд№10-17 ( Картинки: сада камней. Во время демонстрации картинок воспитатель рассказывает о создании сада камней).
Воспитатель: Главным предметом в японском саду являются камни. Для сада используют не обработанные природные камни. Маленькие камни располагают по всему саду в виде холмов, а большой камень считается символом горы. Камни укладывают на песок. На поверхности песка с помощью граблей делают бороздки, идущие вдоль длинной стороны сада и образующие кольца вокруг камней. Глубокие борозды на песке напоминают волны. Волнистая поверхность песка обозначает воду. По мере необходимости японцы поливают растения, а вот камни поливают каждый день. При этом наблюдают, как оживают камни, меняя цвет и блеск.
Еще сад камней украшают небольшими изящными деревьями, которые называются бонсай. Это маленькие деревья величиной с комнатное растение, вырастить такое миниатюрное деревце очень трудно. Бонсай очень оживляет сад камней.
Ребята! А вы хотите сами сделать сад камней?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте пройдем в «Творческую мастерскую» и превратимся в японских садовников.
(Дети проходят за столы и садятся)
Слайд №18 (Картинка с изображением сада камней)
Воспитатель: Как я уже сказала, сад камней делают на песке, у нас с вами вместо песка будет крупа – манка. Камни в группах располагают по три : высокий и 2 пониже или плоские. Камни по одному располагают в разных местах сада.
Воспитатель: Но перед тем как мы начнем делать сад камней, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая физминутка «Тише, тише не шумите»
Этот пальчик хочет спать
(Загибают большие пальчики на обеих руках.)
Этот пальчик лег в кровать
(Загибают указательные пальчики.)
Этот пальчик чуть вздремнул
(Загибают средние пальчики.)
Этот пальчик уж уснул
(Загибают безымянные пальчики.)
Этот крепко-крепко спит
(Загибают мизинчики.)
Тише, тише, не шумите…
(Подносят указательный пальчик к губам.)
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
(Поднимают руки и делают «солнышко».)
Будут птицы щебетать,
(Машут сложенными накрест ладонями.)
Будут пальчики вставать!
И к работе приступать!
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Самостоятельная деятельность детей.
(Во время выполнения работы звучит народная музыка «Бамбуковая флейта». Воспитатель подходит к детям, интересуется, предлагает варианты и т. п. не влезая в работу детей)
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какие разные сады у вас получились! (восхищается, комментирует, оценивает некоторые работы детей)
Ребята вам интересно было быть японскими садовниками?
Дети: Да.
Слайд №19-20 (Картинка с изображением сада камней)
Воспитатель: Ребята в России тоже есть сад камней. В городе Сочи. И даже у нас в Крыму. В городе Ялта и посёлке Партенит. В посёлке Партенит не просто сад камней, а целый японский дворик. И у нас теперь мини сад камней.
Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.
А для этого мы с вами пройдем на воздушный шар.
Слайд №21 (картинка с облаками)
(Дети на воздушном шаре летят по музыку)
3. Итог
Слайд №22 (Картинка с изображением детского сада)
Воспитатель: Вот и прибыли мы в детский сад и наше путешествие закончилось.
В каких садах мы побывали?
Слайд №23 (Картинка с изображением детского сада)
Где вам больше всего понравилось?
Что было особенно трудно?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята мне тоже очень понравилось с вами путешествовать и на память о нашем путешествии, я вам приготовила небольшой сюрприз. (Детям вручается книжка - раскраска «Путешествие в сад»).