Елена Кондратьева
Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС через создание мини-музеев в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование проекта: Дети в любом возрасте задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно отвечать на тысячи детских «почему», в нашем детском саду мы с детьми и их родителями разработали долгосрочный творческий проект «Мини-музеи в детском саду».
Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественный вкус. Создание мини-музея – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное, кропотливое и сложное.
Публикация «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС через создание мини-музеев в детском саду» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Цель проекта:
Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО через создание мини-музея в каждой группе, как отражение интересов и проявление инициативы детей.
Задачи проекта:
Формировать у дошкольников представления о музее.
Приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю.
Способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы.
Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.
Расширять сетевое взаимодействие со школами, другими дошкольными организациями.
Использовать новые формы работы с детьми и их родителями.
Вид проекта: Практико-ориентированный, творческий.
Продолжительность проекта: долговременный.
Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ.
Актуальность проблемы.
Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста в системе музейной педагогики.
Обеспечение наглядности образовательного процесса.
Гипотеза : Вовлечение воспитанников и их родителей в совместную деятельность по созданию мини-музеев значительно повышает качество воспитательного процесса, а посещение музеев детьми из других ДОУ и школ расширяет сетевое взаимодействие.
Ожидаемый результат
Реализация проекта позволит получить следующие результаты:
• У ребенка сформируется высокая познавательная мотивация, он станет исследователем, открывателем, творцом.
• У родителей появится уникальная возможность увидеть и поддержать индивидуальность каждого ребенка, активизировать все механизмы в его саморазвитии.
• У педагога появится возможность для активного и творческого самовыражения и позиционирования себя в профессии.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА: В процессе создания музейного комплекса сотрудники детского сада попробуют себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.
Подготовительный этап:
1. Коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Мини-музеи должны получиться разными и по оформлению, и по содержанию.
2. Каждый воспитатель на педагогическом совете защищает собственный проект, который строится по следующей схеме: оформление, описание (оборудование, экспонаты, конспект ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.
3. Методическая служба детского сада разрабатывает критерии конкурса на лучший мини-музей, которые должны обсуждаться с коллективом после защиты проектов.
Практический этап:
1. Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах.
2. Родители приносят экспонаты, помогают в оформлении.
3. Воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею.
Заключительный этап: Творческая презентация музеев.
Результат проекта: Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
За год музеи посетили воспитанники нашего детского сада и их родители, а также дети детских садов № 26, 55. На экскурсии побывали и учащиеся школы №18. И дети, и педагоги всегда рады гостям и готовы рассказать много интересного о своих коллекциях. Мы надеемся, что музей, коллекции войдут в жизнь наших детей и интерес к ним не угаснет на протяжении всей дальнейшей жизни.
Продукт проектной деятельности:
1. В каждой группе создана специальная среда с целью приобщения детей к культурно-эстетическим ценностям.
2. Создание объёмных наглядных пособий для занятий, демонстрационного материала (аудио, видео, презентации,подборка художественно-публицистической литературы по темам мини - музеев.
3. Составлены картотеки дидактических, сюжетно-ролевых, малоподвижных и подвижных игр.
4. После изучения каждого тематического блока совместно с детьми оформлялись коллажи, выставки тематических рисунков и поделок.
5. Создана книга «Рецепты наших бабушек и мам», альбом «История возникновения часов», вернисаж «Современная Баба Яга».
6 Презентация проекта «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО через создание мини-музеев в детском саду».