Оксана Сивова
Создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду
Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и науки стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни. Нередко люди специально приезжают в большие города, в России и за ее пределами, чтобы посетить знаменитые музеи. Да и не только в крупные города. Многочисленные посетители всегда находятся даже у самого маленького музея.
Цели и задачи.
Реализация направления «Музейная педагогика».
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду» размещена в разделах
Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Расширение кругозора дошкольников.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.
Развитие творческого и логического мышления, воображения.
Формирование активной жизненной позиции.
Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Таким образом мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Одной из задач дошкольного образования – это воспитание этических основ
Формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек).
Формирование личности немыслимо без осмысления культурно-исторического развития общества, взаимодействия и взаимопроникновения различных культур, наций, конфессий и социальных групп, ядром, которого является этнотолерантность.
Где расположить мини-музей.
Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Если это групповая комната, этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми. Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. А у детей появится возможность общения с родителями по теме музея. Есть вариант расположить мини-музей в холле, тем самым сделать его общедоступным, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения.
СЛАЙД № 1
Желательно избегать надписей «не трогать», залог хорошего мини-музея в детском саду – его интерактивность. Если детям разрешают помереть лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи вышитую игрушку – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Если экспонаты действительно старинные или дорогие, то можно легко найти выход из положения: экспонат вешается на стену, внизу – ставится его игрушечный аналог, который разрешается трогать и брать.
Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами.
Мини-музей в детском саду может быть любым, насколько хватает фантазии родителей и воспитателей. Если существует дефицит свободных мест, то мини-музей в детском саду организуется на какое-то время, может быть приурочен к определенной дате.
СЛАЙД № 2
Например, мини-музей новогодних игрушек, оформляемый в канун Нового года и рождества. Достаточно расставить несколько елочек и украсить их игрушками разных времен. В нашем случае это коллекция снеговиков и разнообразные новогодние поделки, созданные руками родителей.
СЛАЙД № 3
Музей защитника Отечества – популярная экспозиция во многих дошкольных учреждениях, оформляемая к 9 мая. Это действующая экспозиция, расположенная в холле, часть музея посвящена одному герою, Коробейникову Павлу Алексеевичу, ветерану Великой Отечественной Войны. Собраны подлинные документы: письма-уголки с фронта, фуражки, ордена, фотографии – все это поможет детям воссоздать картинку тех лет и рассказать про подвиг. В мировой и отечественной истории есть события, имеющие непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации. К таким значимым событиям относится Победа в Великой Отечественной войне. Чтобы приблизить маленьких детей к истории своего народа, был создан музей «Никто не забыт, ничто не забыто». Многогранная деятельность музея является важной составляющей историко-патриотической, нравственно-воспитательной работы. В его создании участвуют сотрудники детского сада, а также родители воспитанников. Мы поддержали акцию фонда «Мы вместе» и установили небольшой монумента Белым журавлям, которые символизируют память обо всех погибших на полях сражений.
СЛАЙД № 4
Хит-парад мини-музеев д/с «Солнышко»
Список возглавят мини-музеи вторых младших групп: мини-музей деревянной игрушки «Забава» - это новый элемент в развивающей предметно-простанственной среде группы. В этом музее можно брать экспонаты, переставлять их с места на место, играть с ними. Место расположения музея групповая комната.
СЛАЙД № 5
Мини-музей «Бабочки» - вниманию детей предлагается строение бабочки, жизненный цикл. Макет «Превращение бабочки»; дидактические игры.
СЛАЙД № 6
Мини-музей «Пернатые друзья» - знакомит детей с перелетными птицами. В результате познавательной деятельности у детей появилось стремление расширить свой кругозор о птицах.
СЛАЙД № 7
Мини-музей «Югра» - через любовь к родному краю человек питает любовь к Родине, познает свой край, изучает его.
СЛАЙД № 8
Мини-музей «Юрский период» - динозавры – актуальная тема не только для ученых, но и для обывателей. Палеонтологи уже давно спорят о том, когда они жили и когда вымерли. Особенно, эта тематика интересует маленьких людей – деток. Когда жили динозавры – вопрос, который часто задают дети. И нужно постараться дать максимально правильную информацию.
СЛАЙД № 9
Мини-музей «Быт русской избы» - содержанием работы музея является проведением тематической экскурсии для детей и родителей. Старинная посуда, предметы обихода, знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье, посиделки – все позволяет подвести к глубокому пониманию смысла о народном фольклоре.
СЛАЙД № 10
Мини-музей «Чудо дерево» - мысль о создании музея пришла, благодаря интересу воспитанников. С начала дети с интересом рассматривали изображения деревьев на картинках, затем на прогулке. Воспитатели проводили беседы об использовании дерева в быту, в повседневной жизни. В группе дети начали обращать внимание на изделия, сделанные из дерева. Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе, могут быть использованы в процессе образовательно-игровой деятельности.
СЛАЙД № 11
Мини-музей «Куклы в национальных костюмах» - создание данного музея позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса познакомить детей с национальными костюмами, бытом и традициями разных народов. Дети с удовольствием знакомятся того или иного народного костюма. Эта коллекция состоит из 48 фарфоровых кукол ручной работы и журналы где предоставлена информация об истории места (описание местоположения, географии, климата, особенности местности, исторических событий, а также традиции и обычаев края.); разделы «Преданья старины красивой», «Что здесь носили?», «Разбор костюма» в котором рассказывается о деталях костюма коллекционной куклы, мы знакомимся с особенностями каждого элемента; раздел «Во что играли?», «Культура местности». Мини-музей состоит не только из кукол, мы провели большую работу с родителями по воспитанию национальных традиций в семье. Родители оформили красочные буклеты о малой Родине – «Люблю тебя моя Россия!», «Украина, как сказка», «Мозаика природы и труда, Молдова милая моя», «С любовью к тебе Дагестан», «Цветы мой край Башкортостан». В буклетах родители поведали об истории места, о придании старины, словарь неизведанных слов, что здесь носили, во что играли, дразнилки, песенки, культура места, рецепты национальных блюд. Но и этим работа не закончилась. Наша коллекция принимала участие на выставке в краеведческом экомузее нашего города «Фея кукол создавала» - в 2015 году, в 2013 году там же экспонировалась на выставке «Куклы из бабушкиного сундука», в 2012 году принимала участие во всероссийском конкурсе «Семья основа государства».
СЛАЙД № 12
Создание музея в стенах детского сада – дело увлекательное, интересное и доступное каждому. Мы следуем совету В. Г. Белинского: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их через родные и национальные явления».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!