Матузова Надежда
Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Одна из серьезных проблем современности –потеря связи между разными поколениями, когда нравственные и культурные ценности одного поколения не находят понимания у преемников, когда подрастающее поколение отторгает культуру и исторический опыт своих предшественников. Отмечается кризис воспитания подрастающего поколения. Современные родители и их Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Вопросами патриотического воспитания, краеведения в должном понимании этих слов в семье практически не занимаются. Эти задачи решаются в школе, детском саду. Именно детский сад должен заложить основу для воспитания патриотических чувств у воспитанников, сформировать чувство гордости за свою малую Родину, воспитывать детей гражданами своего села, понимающими и любящими свой родной край.
Публикация «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды ДОУ» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Дошкольный возраст – это период, в течении которого происходят обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие речи, воображения. Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на познание себя и другого, близкого и далекого.
Проблемы, которые решает музейная педагогика.
Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.
Для наших сельских детей не всегда имеется возможность посещать музеи, и наш мини-музей – это еще и особое, специальное организованное пространство, способствующее расширению кругозора у ребёнка, и у взрослого, повышению их образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Проблему решает создание мини-музеев в ДОУ, так как он являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно- обазовательный процесс ДОУ средств музейной педагогики, создание в детском саду музейно- образовательного пространства центром которого является мини-музей.
Цель и задачи мини-музея
Цель создания мини-музея – совершенствование гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с историей, бытом своей малой родины.
Задачи мини-музея :
• формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим; • формирование нравственных ориентиров у воспитанников, чувства гордости за свой край; • ознакомление с русскими народными промыслами, историей их возникновения, • воспитание уважения к людям труда, восхищения их творчеством ; • воспитание патриотических чувств, любви к родному краю и желания познавать культуру родного края; • развитие творческого мышления, воображения, фантазии;
• знакомство дошкольников с музеем и его значением, с самыми основными музееведческими терминами;
• повышение роли музеев в образовании и воспитании подрастающего поколения; • повышение профессионального уровня педагогов через обучающие семинары, взаимопосещение, обмен опытом, индивидуальное консультирование.
Принципы
• Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
• Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изо-деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
• Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
• Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
• Принцип разнообразия;
• Принцип экологичности и безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
• Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
• Принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.
Технологии.
Работа в мини-музее позволяет нам использовать следующие технологии:
-индивидуально-дифференцированный подход;
- педагогику сотрудничества- постепенно увеличивая долю самостоятельности дошкольника;
-игровые технологии;
-здоровьесберегающие технологии
История создания музея
В мае 2020 года к 75-пятилетию ВОВ силами сотрудников в приемной детского сада были создана экспозиция «Мы память бережно храним», в которой были представлены экспонаты того времени. Большую часть экспонатов принесла Северьянова Т. А., часть экспонатов была передана из МБОУ СОШ с. Конево. Так же большую помощь в сборе экспонатов оказали: Косулина М. Л (воспитатель, Косиковская Л. А (заведующий филиалом, Ушенина А. С (младший воспитатель).
Разбирать выставку стало жалко, и было решено создать в садике мини-музей.
Экспонаты музея используются воспитателями для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы для ознакомления с окружающим миром. Реализуются тем самым:
- Образовательная педагогическая необходимость (необходимо интересно и необычно рассказать о том или ином явлении, предмете, подготовиться к занятию с использованием различных форм и методов)
- Познавательная активность детей (появляется интерес, желание узнать, откуда это берется, спросить у родителей, бабушек, дедушек)
Музей вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду, дополняет образовательный процесс;
Так например экспонаты музея используются для занятий по окружающему миру. Знакомясь с экспонатами, держа их в руках, малыши те только представляют, как бабушки, прабабушки плели корзины из бересты, туесок, но и могут сами попробовать прясть, или поставить чугунок в печь и многое другое.
Или знакомя детей с народным творчеством, песнями, мы так же используем экспонаты нашего музея: ложки деревянные, рубель.
Используем разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия (на основе погружения); игра- поиск; игра-самопроекция, когда через подражание- движение, жест, мимику – дети проецирую состояние и образ героя на себя; игра-фантазии; в игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, дидактические игры. Например: «Найди предмет», «угадай по детали», «игра в театр», «выдумай
историю», игра «новости», игра «воимолки» (по новому жмурки, игра «пешки» (из черемухи наколотые полешки, на подобие игра дженга).
Музейный педагог берет на себя роль волшебника, феи, художника, сказочных персонажей. Главная роль музейного педагога в занятии –игре, который организовывает процесс восприятия, облегчает его, способствует выявлению детей их творческого ресурса.
Ожидаемые результаты
-Проявление уважительного отношения дошкольников и их родителей к Родине, к народным традициям, к истории родного края;
-Создание целостной системы взаимодействия детского сада с родителями, местным сообществом, с социальными партнерами;
-Укрепление института семьи, бережное отношение к памятникам, родному селу, позитивное отношение к окружающему миру, ответственность за свои поступки;
-повышение уровня знаний детей о музее;
-развитие креативности детей через создание творческих работ;
-повышение престижа ДОУ в среде родителей
Этап проекта
1этап – подготовительный (сентябрь- октябрь 2020)
Цель: создание мини-музея и формирование условий для успешной реализации поставленных задач, в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации
2этап- практический (ноябрь 2020 – ноябрь 2021)
Цель: реализация поставленных задач.
3 этап – анализ (ноябрь- декабрь 2021)
Цель: подведение итогов, представление опыта на педагогическом совете.
Заключение
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интерес с интересами детей. Таким объединяющим средством становиться музей. у ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенный к культуре и к одному из ее замечательных проявлений- музею.
У нас большие планы. Мы хотим расширить музей, разнообразить экспозиции, выстроить сотрудничество с социальными партнерами (библиотека, дом культуры) и местными жителями.
чтобы наш музей стал
- познавательным центром в шаговой доступности,
- уголком для опытно-исследовательской деятельности наших детей
- центром проведения тематических вечеров для односельчан.