Лариса Отраднова
Паспорт мини-музея «Истоки русского быта»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ города Новосибирска
«Детский сад №234 «Кроха»
комбинированного вида»
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«ИСТОКИ РУССКОГО БЫТА»
Старшая группа № 6 «Лесовичок»
Выполнила:
Отраднова Лариса Михайловна
Новосибирск 2016
Содержание
1. Паспортные данные мини-музея.
2. Аспекты музейной деятельности.
Публикация «Паспорт мини-музея „Истоки русского быта“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
3. План работы по созданию музея.
4. Перспектива развития мини-музея.
Паспортные данные мини-музея
Наименование мини-музея :
Профиль мини-музея :
Задачи:
создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы мини-музея :
1. «Русская изба» - русская печка, лавка, стол, сундук, кровать, люлька.
2. «Домашняя утварь» - собрали старинные предметы быта (изделия из дерева, бересты, чугуна).
3. «Мастерская кукол» - куклы из ткани, соломы.
4. «Рукотворный мир» - предметы рукотворного мира (варежки, носки, творение умелых женских рук вышивка, прядение).
Совет мини-музея : воспитатели группы Отраднова Л. М., Дедова А. В. Площадь, занятая под экспозицию:
Мини-музей организован в 2016г. Под экспозицию выделен отдельный уголок в группе № 6 «Лесовичок».
Руководители мини-музея : Отраднова Л. М., Дедова А. В. воспитатели старшей группы.
Структура управления мини-музея :
Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
Аспекты музейной деятельности
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной» реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие Формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад.
Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини настоящих музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок соавтор, лишь пассивный созерцатель, а здесь он творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
• музейная педагогика в условиях детского сада позволяет
реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
• является действительным модулем развивающей предметной среды,
средством индивидуализации образовательного процесса;
• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры,
расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива
дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.
Формы деятельности:
• фондовая;
• поисковая;
• научная;
• экспозиционная;
• познавательная.
Примечание. Наша задача - воспитать детей так, чтобы они имели представление об истории быта русского народа. Воспитать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
Оформление мини-музея :
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагаются на полках стеллажа в групповой комнате.
План работы по созданию мини-музея
№ Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1 Подготовительный этап Заседание педагогического совета. Сентябрь 2016 1. Определение темы и выбор названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы – совет мини-музея.
2 Практический этап Сбор и изготовление экспонатов. Оформление выставки. Индивидуальная работа с детьми. Сентябрь – ноябрь 2016 Создание мини-музея
3 Подведение итогов Выставка и презентация мини-музея. Март 2017 Положительная оценка мини-музея
Перспектива развития мини-музея
Проведение экскурсий для других групп детского сада.
Подбор фонотеки, научно-познавательных фильмов о народной игрушка и народных промыслах, подбор детских художественных фильмов (сказки).
На базе мини-музея или с использованием его экспонатов можно проводить непосредственно образовательную деятельность по разным видам деятельности.
Экспонаты мини-музея
№ Наименование экспоната Постоянное/временное хранение
1 Ложки деревянные Постоянное
2 Крынка для молока Постоянное
3 Прихват для сковороды Постоянное
4 Кружка деревянная Постоянное
5 Лампа Постоянное
6 Веретено Постоянное
7 Ножницы для стрижки овец Постоянное
8 Куклы-травницы Постоянное
9 Дудочки деревянные Постоянное
10 Кружева вязанные Постоянное
11 Кружева с вышевкой Постоянное
12 Тканные половики Постоянное
12 Лоскутное одеяло Постоянное
14 Вязанные кружки Постоянное
15 Рубель Постоянное
16 Чугунки разных размеров Постоянное
17 Корзинки из бересты разных размеров Постоянное
18 Туяски Постоянное
19 Посуда из бересты Постоянное
20 Макет русской избы Постоянное
21 Нож для скобления полов Постоянное
22 Ушат для засолки капусты Постоянное
23 Макет «колодца» Постоянное
24 Самовар Постоянное
25 Куклы в народных костюмах Постоянное
26 Швейная машинка Постоянное
27 Изделия из пряжи Постоянное
28 Чесалка для шерсти Постоянное
29 Серп Постоянное
30 Матрешки Постоянное
31 Самопряха Временное
32 Салфетки Постоянное
33 Вышивки Постоянное
34 Кукла из соломы Постоянное
35 Тряпичная кукла Постоянное
36 Кочерга Постоянное
37 Ухват Постоянное
38 Деревянная лопатка Постоянное
39 Утюг Постоянное
40 Фляжка Постоянное
Разделы мини-музея, особенности использования
«Русская изба, «Домашняя утварь», «Мастерская кукол», «Рукотворный мир».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр. Кроме того предметы быта из разных материалов могут использоваться для классификации. Экспонаты могут быть использованы в непосредственно образовательной деятельности, конкретно образовательных областях: «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
«Библиотека»
Здесь собраны потешки, заклички, детские работы, картинки и иллюстрации предметов русского быта. Фонотека р. н. песен и звуков р. н. инструментов.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены на средней полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с воспитателем в процессе образовательной деятельности.