Татьяна Баркина
Открытие музея «Комната русского быта»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование музея : музей «Комната русского быта»
Тип музея : комната быта.
Профиль музея : краеведение, быт и занятия населения.
Адресность: музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, с целью проведения ООД по образовательным областям, досугов и развлекательных мероприятий, с использованием экспонатов музея.
Публикация «Открытие музея „Комната русского быта“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2018
Авторский коллектив: работа музея осуществляется коллективом педагогов ДОУ.
Месторасположение, условия: музей детского сада занимает помещение в правом крыле первого этажа.
Музейные разделы : включает в себя экспозицию: «Комнату русского быта» и «Музей боевой славы наших односельча».
Виды экспонатов: предметы русского деревенского быта, деревянные поделки, посуда.
Материальное обеспечение: поступление экспонатов от работников ДОУ и родителей воспитанников ДОУ.
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники, педагогический коллектив, родители воспитанников МБДОУ д/с №35.
Актуальность: в нашем саду ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Одна из его задач – знакомство детей с русскими народными традициями и обычаями. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре. Родители все реже говорят о культуре страны своим детям, да и сами за частую забывают о ней. Поэтому мы всерьез задумались над проблемой приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Музейная педагогика помогает развить у детей интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.
Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Цель: Формирование представлений у детей о русском крестьянском быте, уважении к русской народной культуре.
Задачи:
• Знакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением;
• Расширять словарный запас дошкольников;
• Прививать интерес к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
• Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие);
• Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине;
• Привлекать всех участников-образовательных отношений.
Интеграция ОО:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие.
Работа в музее строится на общепринятых принципах:
- Доступность:
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм воспитания и обучения возрастным особенностям дошкольников, уровню их развития.
- Ассоциативность:
Заключается в насыщении пространства музея символическими элементами.
- Наглядность.
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь,
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- лоскутные одеяла; наволочки (вязанные и вышитые гладью,
- русские народные инструменты: патефон, гармошка, бубен;
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
- Интерактивность музейного пространства. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
- Рациональность использования музейного пространства.
- Открытость обществу.
Содержанием работы музея русского быта является :
- пополнение фонда музея;
- изучение, учёт и хранение собранных материалов
- проведение тематической ООД для дошкольников;
- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
- организация экскурсий на различные темы для детей и их родителей: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом : вышивка, шитье», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «Деревенская улица: круглогодичные народные календарные праздники» и др. ;
- оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;
- организация народных, фольклорных досугов и развлечений для педагогов, дошкольников и их родителей.
Формы работы с детьми:
• Использование экспонатов музея на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений;
• Обрядовые и народные праздники («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки», ««Масленица», «Верба- вербочка», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и др.);
• Развлечения с фольклорной тематикой;
• Тематические дни;
• Экскурсии в музеи;
• Вечера сказок;
• Дидактические игры;
• Игры с народными игрушками;
• Театрализованная деятельность;
• Русские народные игры.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
• Проведение консультации с родителями на тему «музеи в детском саду»;
• Создание проблемной ситуации и введение в проблему;
• Определение темы и названия музея; выбор места для его размещения;
• Проведение диагностики знаний детей и их родителей о русской избе;
• Определение цели и задач музея;
• Анализ среды; изучение литературы.
Сроки исполнения: 2016-2017 уч. г.
II. Практический этап:
• Сбор экспонатов для музея (2016-2017 уч. г);
• Оформление музея;
• Создание паспорта музея, картотеки экспонатов;
Сроки исполнения: сентябрь-октябрь 2017г.
• Творческая презентация музея (ноябрь 2017г).
III. Заключительный этап:
Пополнение экспонатов, создание тематических альбомов, разработка различных видов экскурсий, конспектов ООД, презентаций.
• Проведение образовательной деятельности в музее;
Сроки исполнения: декабрь 2017-август 2018г.
Предполагаемые результаты:
• Освоение доступных знаний и представлений о русской избе
• Проявление интереса и уважения к истории и культуре русского народа, к предметам национального быта
Продукт проектной деятельности:
• Презентация музея на педагогическом совете;
• Проведение выставок и экскурсий для воспитанников ДОО;
• Проведение занятий по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда;
• Оформление новых выставок в музее.
Презентация проекта:
Проведение открытого занятия для педагогов «Русская изба».
Срок проведения: февраль 2018г.