Екатерина Сергиенко
Метроном в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Применение метронома на этапе работы по совершенствованию фонематического восприятия.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ- это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Необходимая способность дошкольников. Дети с нарушениями фонематического восприятия будут иметь трудности в обучение письму и чтению. Поэтому данным вопросам мы логопеды отводим большую часть на логопедических занятиях.
Публикация «Метроном в логопедической работе» размещена в разделах
Но в связи с ограниченным временем отведенного на занятие и большим количеством коррекционных задач, приходится применять методы, способствующие решению нескольких задач одновременно. Здесь и возникла идея применение метронома.
Недоразвитие темпоритмической организации речи часто приводит к появлению трудностей на письме. А поскольку темп и ритм выполняют наиболее важные функции в построении и реализации речевого высказывания: обеспечивают равномерное и четкое чередование слогов в слове (сухофрукты, простокваша и т. д., выделение и разграничение синтагм в речи, интонационное оформление каждого высказывания, то нарушение темпоритмической и интонационной сторон речи влияют на школьную успеваемость, а также сказываются на коммуникативной деятельности детей, на овладении ими навыками межличностного взаимодействия.
Актуальность работы в том, что практическое использование метронома в работе по совершенствованию фонематического слуха позволяет предупредить у дошкольников трудности, связанные с обучением в школе.
Метроном – механизм, способный производить произвольное количество тактовых долей времени на слух и служит для установления точного темпа. Движение маятника автоматически отслеживается даже боковым зрением. Чистый натуральный щелчок настоящего механизма не напрягает, собирает внимание, организует начало действия, определяет границы протяженности. Чёткие щелчки и движения стрелки маятника метронома воздействуют на слуховой и зрительный анализаторы. Задача метронома заключается в том, чтобы почувствовать ритм и задать темп исполнителю.
Методика работы совершенствование фонематического восприятия с применением метронома.
1 Начинать работу необходимо с 2-3 созвучных картинок. (ориентируемся на возраст и возможности ребенка). Необходимо произнести слова и объяснить ребенку значение данных слов. Далее ребенку сообщается, что сейчас будем играть «в эхо». Если ребенок справился с повторением 2х слов, даем образец из 3 слов. Если этот вариант еще для ребенка сложен возвращаемся на ступень ниже: 3 слова, но одно повторяем дважды. Пример: [кошка-плошка-мошка].
*Как долго находимся на данном этапе зависит от особенностей ребенка.
2. Не показываем картинку. Теперь работает только фонематическое восприятие. Инструкция: услышь, запомни, повтори! Если с опорой на картинки ребенок справляется прекрасно, то теперь он повторяет услышанное без них. Также, если три слова путает в последовательности, сократите до 2х или используйте повтор [кошка-мошка-кошка].
3. Теперь подключаем в работу метроном. Пока не говорим.
Игра «радист». Инструкция: я стучу, будь внимателен. Повтори точь-в-точь:
Вариантов в интернете огромное количество, можно выбрать то, что подходит вам.
Включаем метроном. Обычная скорость 60. Затем проговариваем ритмические дорожки под работу метронома, опираясь зрительно на картинку. (кап-кап-кап пауза кап пауза кап-кап-кап пауза –кап).
4. Фонематическое восприятие+проговариваем+ слушаем метроном.
Высший пилотаж- без зрительной опоры (примерно к 7 годам).
дом ком сом Том
Инструкция: повтори под стук метронома, 4 слова, в той же последовательности, как услышишь. Повтори данную комбинацию слов под стук метронома 2 раза подряд и т. д.
5. Использование метронома в работе с детьми с диспраксией.
Инструкция: (на примере слова МАЛИНА) прохлопай слово по слогам. Определи количество слогов. Какие гласные есть в слове. Послушай метроном, настройся на его скорость. Проговори гласные под стук метронома. (А-И-А) Теперь все слово.
Как видите, количество задач, которые отрабатываются при применении метронома огромное. Метроном — это инструмент многозадачности.
Использование приёмов работы с метрономом в коррекционных логопедических занятиях, позволяет повысить показатели фонематического восприятия, выразительности речи; качественно улучшить слоговую структуру слова.