Елена Федотова
Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
Публикация «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству» размещена в разделах
Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
На плечи воспитателя ложится не только умение научить и понять, но дать так называемый толчок к цели познавать мир через творчество.
К методам воздействия воспитателя, которые стимулируют детей к творчеству, прежде всего, относятся наглядные и словесные методы и их взаимосвязь, а также практические методы. С детьми проводят беседы, которые помогают воспитателю обратить внимание детей на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественные образы.
Период от 2 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Песенки, потешки и сказки - первые литературные произведения, которые слышит малыш. Знакомясь с произведениями поэтов и писателей, устным народным творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребёнок учится быть честным, справедливым и отзывчивым. У детей этого возраста хорошо развита фантазия. Они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идет речь в сказке или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героем, нуждающимся в поддержке: лепить печенье для голодного котенка," строить" для зверей теремок, который развалил медведь и т. д. Очень часто занятия начинаются со сказки, весёлого стихотворения или потешки. Это помогает эмоционально затронуть малышей, превратить занятия в увлекательную игру.
У детей необходимо формировать представление о различном подходе в передаче образа и поэтому желательно, во время беседы, рассматривать разные варианты изображения. Целесообразно перед проведением бесед устраивать в группе небольшие экспозиции репродукций картин, декоративно - прикладного искусства. Устраивать также тематические выставки, итоговые беседы и итоговые выставки.
Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различные (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). В своих рисунках дети используют эти оттенки. Необходимо с детьми анализировать предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность очертания.
Развитию творчества у детей способствуют различные экскурсии в природу, целевые прогулки, а также организация праздников, развлечений.
Одним из методов стимулирующим развитие творчества у детей являются творческие задания. Содержанием таких заданий могут быть явления действительности, общественные события, сказочные образы. В творческих заданиях дети ставятся в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель должен создать необычную ситуацию новизны. Поисковые ситуации заставляют детей идти от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения. В заданиях творческого характера воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка. При изображении природы воспитатель должен учить детей использовать разнообразные цвета. Всё это в целом развивает у детей чувство цветовой гармонии. На творческих занятиях необходимо использовать музыку. Музыка способствует развитию воображения.
Стимулирует детей к творчеству работа с разнообразными материалами (рисование гуашью, цветными карандашами, восковыми мелками, знакомство ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования.
Одним из практических методов развития творчества является обучение детей различным способам изображения предметов (например, рисование травки штрихом, мазком, примакиванием).
Ну и конечно метод использования педагогом сюрпризного момента, игровой ситуации, создает мотивацию, вызывает желание у детей создать творческий образ.
Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Они всегда красочны, ярки, неожиданны, стимулируют развитие творческой фантазии. Сюрпризный момент это один из приемов активизации детей на занятии. Каждый воспитатель перед подготовкой к занятию ломает голову: «Какой же придумать сюрпризный момент?» Необходимо, чтобы он вписывался в тему занятия, чтобы к нему могли обратиться во время занятия, да и еще - завершить это занятие.
Создание игровой мотивации и использование сказочных персонажей тесно взаимосвязаны. Появление героев сказки удивляет, увлекает детей, вызывает стремление выполнять их поручения или просьбы, а зачастую помочь, если это необходимо.
Персонаж принимает участие в выполнении задания, может задавать вопросы, активно выражает свое мнение. Оценка деятельности ребёнка из уст сказочного героя интересна и понятна малышам, вызывает у них эмоциональный отклик и желание встретиться вновь.
В роли сказочных персонажей часто выступают игрушки, куклы бибабо и куклы, созданные педагогами или родителями.
Кукла-фартук позволяет педагогу стать сказочным героем за считанные секунды. Притом кукла динамична: двигается, жестикулирует. Говорит она голосом воспитателя, но воспринимается детьми как персонаж сказки. Дошкольники готовы действовать вместе с куклами на протяжении длительного времени.
Например, куклы Зима, Весна, Лето, Осень незаменимы при обобщении знаний детей о временах года. Огородное Пугало поможет при изучении овощей и фруктов. Добрый доктор Айболит подскажет, как вести здоровый образ жизни. Появление Бабулечки Ягулечки вызывает у детей восторг и желание помочь ей в любой житейской проблеме.
Использовать фартуки можно как для отдельного занятия, так и для создания игровой мотивации на неделю.
В качестве сюрпризного момента используется появление в группе различных предметов: посылки, письма, чудо-дерева, волшебного зонтика и т. д.
Все пальчиковые и подвижные игры, исполнение детьми песен, танцев проходят с музыкальным сопровождением. Малышам нравится слушать, как скрипит снег и дует ветер, падают капли дождя и жужжит пчела, пищит мышка и кукарекает петушок. Это побуждает в них познавательный интерес и создает устойчивый мотив к деятельности, помогая в достижении результата.
Конечно же, воспитателю нужно помнить о методе поощрения. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность.
Каждое занятие проходит и заканчивается на позитивной ноте: вместе с героем хвалим детей, восхищаемся их работами. Затем помещаем работы воспитанников на выставке. Это стимулирует их к дальнейшему творчеству. Зачастую обыгрываем наши работы: пчел сажаем на цветочную поляну, гусениц прячем в траве, яблоки складываем ежику в корзину, рыбок выпускаем в море.
Занятия изобразительной деятельностью предполагает не только обучение приемам лепки и рисования, но и, прежде всего, общение взрослого и малыша. Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нём и справиться с трудностями в его поведении.
Если ребёнок бросает свои занятия, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, предлагая ему другие способы достижения желаемого. Например, если малышу не удаётся нарисовать машинку, предложите ему вместе с вами сделать машину из конструктора.
Если ребёнок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, малышу нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками из пластилина другого цвета. Если задание слишком сложное, начните с лепки "пирожков" (шариков) из пластилина и также украсьте их дополнительным материалом.
Продуктивные виды деятельности приносят малышам немало радости и пользы, дают разнообразные сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику рук и речь, учат видеть мир прекрасного.
При обучении главная задача - заинтересовать детей, поэтому наши занятия проходят в игровой форме, основаны на положительных эмоциональных ситуациях.
Воспитателю необходимо помнить об основных правилах развития творческой активности детей. Ведь творческий рост проходит более успешно, если деятельность воспитателя и родителя основывается:
• на уважении и эмпатическом понимании дошкольников и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития их творческой активности;
• на умении тонко и деликатно обращаться с дошкольниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;
• на поощрении при развитии способности дошкольников быть самостоятельными, ответственными людьми.
Список литературы
1. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет: Конспекты занятий – М. : Мозаика-Синтез, 2016г.
2. Сухинская В. Бумажная мозаика. – «Дошкольное воспитание» №11, 2017г.
3. Фомичева Н. Куклы-фартуки. - «Дошкольное воспитание» №4, 2017г.
4. a2b2.ru/methods/12503_podborka_variantov_surpriznih_momentov/
5. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac13.htm