олеся зайцева
Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста
Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста.
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновленных, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и воспитания, а также получение более качественных результатов.
Публикация «Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, а вместе». Поэтому ребенок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности, Важно, что знание дается воспитаннику не в готовом виде, а добывается ребенком в ходе своей исследовательской деятельности.
Методы совместной деятельности (младший возраст, 2-3 года).
- вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера как основных методов воспитания;
- организация сюжетно-ролевых игр;
- организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ :
Например, «День мыла», «День варежки» и т. д. Это возможность показать в разных видах деятельности какое-то событие, явление. В рамках одной темы проходят режимные моменты, образовательная деятельность, прогулка, итоговая работа.
Простейшие поисковые и проблемные ситуации для младших дошкольников :
- основные действия – отгадывание и поиск
- всякая проблема и поиск для ребенка сопровождается словами «найди», «угадай»
- использование простейших загадок.
ВАЖНО: ИССЛЕДОВАНИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС! МЫ РАЗВИВАЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ.
Очень интересна и познавательна работа с загадками:
1) На столе несколько предметов разного цвета, формы и величины. Например, зеленый мяч, синий карандаш, красная книга. Воспитатель загадывает один из предметов, а дети должны назвать его: «Это зеленое, круглое, большое» (Мяч).
2) Загадки с подсказкой ответа (рифмой). Начинаем с простейших и постепенно усложняем.
Игры с моделированием:
Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). Например, при чтении сказки замещаемыми объектами будут герои сказки, а заместителями – бумажные кружки, квадраты, различающиеся по цвету и величине. Начинаем с 2-3 объектов, постепенно увеличивая их количество. Все обсуждается вместе с детьми.
«Репка» : большой желтый круг – это репка, маленький серый треугольник – мышка и т. д.
Методы совместной деятельности (средний возраст, 3-5 лет).
- организация сюжетно-ролевых игр;
- вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментов, игр-путешествий, игр-этюдов;
- введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;
- беседы и совместная познавательная деятельность с элементами игры.
Например, игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Педагог читает стихотворение, дети в кругу.
«Я сама».
- Давай будем одеваться!
- Я сама, я сама!
(ребенок показывает, как одевается)
- Пойдем, будем умываться!
- Я сама, я сама!
(ребенок изображает, как умывается)
- Ну, идем, хоть причешу я!
- Я сама, я сама!
(ребенок показывает, как причесывается)
- Ну, давай, хоть накормлю я!
- Я сама, я сама!
(ребенок делает вид, что жует, кушает).
Вопросы детям: «Правильно ли поступает девочка?», «Почему вы так решили?», «А вы как поступаете, когда вам предлагают помощь?» и др.
Проблемные педагогические ситуации – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которых дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение этой проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение поставленных задач. Может быть отдельно взятым занятием.
Особенности:
- кратковременность и развертывание течения;
- гибкий сценарий, который меняется в зависимости от того, что происходит «здесь и сейчас»;
- могут длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей;
- могут быть организованы с небольшой подгруппой и целой группой;
- включают рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решают поставленную задачу
- самое главное – оценить решение, подвести итог!
Виды:
- проблемные ситуации морального выбора;
- проблемные ситуации общения;
- проблемные ситуации социальной направленности;
- проблемные ситуации познавательной направленности;
- проблемные ситуации взаимодействия;
- различные игровые ситуации.
Ядро педагогической ситуации – вопрос, который требует определенной формулировки!
Методы совместной деятельности (старший возраст, 5-7 лет).
- ситуационные задачи, их широкая вариативность;
- использование метода проектов;
- коллекционирование;
- театрализованная деятельность;
- литературно-игровые формы;
В приоритете – самовыражение детей, желание как-то проявить себя, реализоваться.
Проводятся различные тематические соревнования, фестивали и т. д.
Логика ситуационной задачи – это 6 вопросов к детям:
ОЗНАКОМЛЕНИЕ – ПОНИМАНИЕ – ПРИМЕНЕНИЕ – АНАЛИЗ – СИНТЕЗ – ОЦЕНКА
ОЗНАКОМЛЕНИЕ: - назови основные части тела человека, основные
моменты режима дня и др.
- сгруппируй…
- составь классификацию (разложи, объедини…
- расположи в определенном порядке…
- перескажи…
- вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей…
ПОНИМАНИЕ: - объясни причины того, что…
- что ты будешь делать в этом случае (или не делать…
- покажи связи, установи связи…
- расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин,
какой-либо сказочный персонаж…
- приведи примеры того, что…
- составь режим дня для малышей…
- из взрослых ты остался один в садике, составь меню для
малышей…
ПРИМЕНЕНИЕ: - изобрази, как это будет…
- сам смоделируй ситуацию…
- предложи способ, позволяющий…
- сравни и объясни разницу или общее…
- давай проведем эксперимент, попробуем узнать, чистый
или грязный воздух в нашей группе…
- давай проведем эксперимент, подтверждающий, что…
- объясни младшему брату, как вести себя, что делать
в этой ситуации…
АНАЛИЗ: - составь правила здоровья или правильного поведения на улице,
если бы ты был мылом, зубной щеткой, машиной…
- разложи по группам картинки…
- сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в разных
случаях, обобщи их…
- найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке…
- послушай, один персонаж говорит так, а другой так.
чье мнение тебе более понятно, с кем ты согласен…
СИНТЕЗ: - предложи новый вариант светофора, чтобы не было аварий,
новые правила поведения в группе, на улице…
- найди необычный способ для того, чтобы научить маленького
ребенка мыть руки, не бегать по лестнице, не толкаться…
- придумай игру, которая…
- покажи или расскажи, что будет с куклой, если она не будет
причесываться, убирать игрушки…
- представь, что ты самый умный, что ты скажешь по этому
поводу (выскажи свое мнение…
ОЦЕНКА: - какое из решений, предложенных ребятами, самое лучшее,
правильное, полезное…
- что в этом решении тебе не очень нравится, понятно,
заставляет задуматься…
- проверь, стал ли воздух в нашей группе чище,
вымыли ли руки ребята, вытерли ли их полотенцем…
- как узнать, накормлены ли рыбки, попугай…
- как узнать, правильно мы поступили или нет…