Васильева Людмила
Методы развития воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
• Виды воображения
• Особенности воображения у дошкольников
• Дидактическая игра – средство развития воображения
• Воображение в изодеятельности дошкольника
• Сказка и воображение дошкольника
• Воображение на занятиях конструкторской деятельностью
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.
Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.
Виды воображения
В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.
Непроизвольное – пассивное.
Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.
В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.
Произвольное – активное.
Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.
Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:
• воссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
• творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
• мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.
Особенности воображения у дошкольников
Психологи различают три стадии развития воображения человека:
• преобладание вымысла, фантазии, сказок;
• сочетание фантазии с практическим расчетом;
• полное подчинение этой способности интеллекту.
В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.
Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.
Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер.
Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики.
1. Дидактическая игра – средство развития воображения
Существует три основных вида дидактических игр:
• словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
• настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
• с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т. д.
Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.
Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.
Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности. Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.
Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.
Вашему вниманию мы предлагаем два вида дидактической игры, которые не требуют никаких затрат, при этом являются крайне эффективными в развитии воображения, а также других высших психических функций ребенка.
1. Друдлы – это картинки, имеющие множество значений. И чем необычнее и забавнее будет интерпретация, тем лучше.
Цель игры:
• Развитие вариативности произвольного воображения;
• Творческого мышления;
• Креативности.
Правила: педагог раздаёт по одной карточке с друдлами. Задание: продумать от 1 до 100 вариантов интерпретации абстрактного рисунка (друдла) и рассказать их. Могут быть вариации, например, дорисовать на карточке. Дорисовать на скорость кто быстрее и т. д. Педагог подбирает правила и уровень сложности в зависимости от возраста и других особенностей детей.
2. «Изографы» – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы.
Основной принцип работы с изографами – ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа и составить из них слово.
2. Воображение в изодеятельности дошкольника
Для родителей рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.
Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными. Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.
К одному из нетрадиционных методов изобразительной деятельности относится кляксография – техника рисования для детей, которая основана на превращении капель краски на бумаге в художественные образы.
Кляксографией называется рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определенный образ, подключив фантазию. Эта техника идеально подходит для детей, так как не требует особых навыков, задатков и талантов. Ее можно сочетать с другими методиками, дополнять картины с помощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы через трубочку или позволять им свободно растекаться.
ИСТОРИЯ
Кляксография возникла и распространилась в конце XIX века, когда к ее использованию начали прибегать известные художники. Они ставили пятна красок, затем дополняли их, создавая причудливые образы благодаря слиянию цветов и плавным линиям. Картины в такой технике выглядели необычно, сохраняя при этом композицию, перспективу и пропорции.
Позднее кляксография стала основой иллюстраций детских книжек. На основе пятна создавались персонажи, а кляксе посвящались детские стихи и рассказы.
ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Рисование в такой технике оказывает положительное влияние на прогресс в обучении дошкольников:
• развивает фантазию и воображение;
• учит ребенка справляться с поставленными задачами,
• стимулирует мелкую моторику;
• активизирует образное мышление.
ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРАВИЛА
Техника рисования пятнами подходит как для проведения групповых уроков в детском саду в младшей, средней или подготовительной группе, так и для индивидуальных занятий ребенка с родителями. Освоить ее очень просто – помимо фантазии для этого потребуются:
• акварельные краски;
• плотная бумага;
• кисточки;
В качестве вспомогательных материалов используются:
• трубочки;
• ватные палочки;
• цветная бумага;
• пластилин.
Также перед началом работы нужно запастись влажными салфетками и застелить стол клеенкой: скорее всего, кляксы выйдут за пределы поверхности бумаги.
Вызвать интерес к занятию у ребенка помогут тематические сказки, стишки, мультфильмы. Можно показать пример самому или найти красивые картинки с пятнами краски. Даже если изначально занятие не захватит дошкольника, в процессе он обязательно увлечется созданием картин.
ПРИЕМЫ КЛЯКСОГРАФИИ
Основной метод этой техники – создание абстрактных пятен, которые дополняются деталями согласно придуманному образу. Делать это можно любым удобным способом.
С ТРУБОЧКОЙ
На бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку для сока и раздувают пятно в разных направлениях. Делать это следует под наклоном. С помощью такого приема можно создать ветки дерева, волосы на портрете, лучи солнца, щупальца осьминога.
Можно поставить задачу заранее: спросить ребенка, какого результата он хочет добиться, или предложить ему создать что-нибудь нетрудное и знакомое. Но лучше не загадывать и придумывать образы в процессе работы.
Когда кляксы и линии начнут напоминать что-то знакомое, можно дополнить картину с помощью ватных палочек. Для этого их обмакивают в краску и дорисовывают необходимые элементы. Например, дереву можно добавить листья, цветы, ягоды, солнышку – облака. Можно оживить кляксы глазами и задорной улыбкой.
С РАСТЕКАНИЕМ
Для этого метода лучше использовать плотную бумагу или картон. На рабочую поверхность капают кляксы, затем наклоняют ее, позволяя пятнам приобретать разнообразные формы. Процедуру можно повторять до тех пор, пока результат не начнет устраивать маленького художника.
Картину можно украсить при помощи фломастеров, цветных карандашей или красок. Ее также используют в качестве фона для открыток и других поделок или оставляют в качестве абстракции.
С ПЛАСТИЛИНОМ
Использование этого материала позволяет сделать картину объемной и при этом развивает мелкую моторику у ребенка.
Для начала нужно придумать сюжет и слепить из пластилина главных героев истории. К примеру, это может быть бабочка, порхающая по цветочному лугу, или рыбки, ищущие дом.
После этого при помощи пятен и вспомогательных материалов создается среда обитания персонажей. Таким образом можно создать цветы, деревья, водоросли, капли воды в водоеме, жучков, птиц, животных.
Можно предложить ребенку придумать продолжение истории. Это не только развивает фантазию, но и учит малыша справляться с поставленной задачей.
С НИТКОЙ
Краску необходимо развести с водой в небольших тарелочках, затем смочить в ней нитки. Их нужно выложить на бумагу в произвольной форме или в виде геометрических фигур, оставив свободные части.
Затем нитки нужно прикрыть ладонью или другим листом и потянуть за хвостики. Добавив стебли и листья, можно нарисовать букет цветов.
С МОНОТИПИЕЙ
Монотипия – прием, основанный на отпечатывании пятен на бумаге. Это позволяет добиться симметрии, смешать цвета и получить совершенно новые образы.
Сначала нужно поставить небольшие кляксы на одной половинке листа.
Затем сложить его пополам таким образом, чтобы они отпечатались.
После этого нужно дать картине немного подсохнуть и вновь поэтапно повторить процедуру.
Вскоре на листе начнут появляться образы, которые можно дополнить. Таким образом легко изобразить природу – зимний пейзаж или отражение деревьев в речке.
Кляксография – необычная техника, развивающая фантазию детей. Она позволяет раскрыть творческие способности дошкольника, научить использовать воображение и подготовить его к выполнению более сложных задач.
3. Сказка и воображение дошкольника
Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.
Сказка сама по себе является основой для развития воображения:
• это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
• воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
• в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
• это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
• окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
• дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
• развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.
Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.
Вот и мы хотим предложить вам игру «Сказка».
Целью её является развитие произвольного воображения, фантазирования в заданном направление и в определенных рамках. Такая игра помогает развивать направленность воображения, умение мыслить креативно в четко заданных условиях. Эта способность обязательно пригодится ребёнку в дальнейшем.
ПРАВИЛА: Педагог демонстрирует ребёнку карточки с изображениями. Количество изображений от 3 до 10, что указывает на сложность задания:
3-4 картинки – лёгкий уровень;
5-7 картинок – средний уровень;
8-10 – сложный уровень
Участнику необходимо за 5 минут придумать сказку, используя описание всех картинок. Можно использовать дополнительные слова.
Длительность игры 5 – 7 минут.
4. Воображение на занятиях конструкторской деятельностью
Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и дома. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.
Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов:
• ребенок представляет в уме требуемый результат (воображает его);
• углубляются представления об окружающем мире;
• идет процесс осмысления предметных свойств;
• запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
• дошкольник получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.
Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:
• готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
• наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
А также различных нетрадиционных технологий:
• робототехника;
• оригами;
• киригами;
• квилинг;
• топиарий;
• из песка, цветных льдинок;
• из бросового материала;
• волшебные тарелочки.
Вывод.
Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.