Евгения Бородина
Методы ранней социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методы ранней социализации детей дошкольного возраста
Содержание
Введение.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 3
Условия необходимые для развития гендерных установок.. .. .. .. .. .. .. . 7
Заключение.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 13
Список литературы.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . .14
Приложения
Приложение 1. Конспект занятия по познавательному развитию.. .. .. .. .. 15
Приложение 2. Анкета для родителей.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 18
Публикация «Методы ранней социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Приложение 3. Памятка для родителей.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 19
Приложение 4. Акция «Семейное гнёздышко». .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 20
Приложение 5. Фотоотчёт.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . .21
Приложение 6. Конспект занятия по ручному труду.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 27
Введение
Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, и задатки и способности формируются именно в этом возрасте.
В дошкольном возрасте идёт интенсивный процесс становления самосознания ребёнка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определённого пола.
По мнению И. С. Клециной, процесс гендерной социализации – это процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении мужчины и женщины в обществе, который начинается с момента рождения ребёнка, когда родители начинают обучать его гендерной роли, и длится всю жизнь.
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, начиная уже с дошкольного возраста.
Социальные изменения в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужесвление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание.
Серьёзные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И. С. Кон).Первыми в нашей стране на эту проблему обратили внимание, физиологи. В исследовании Т. П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «ранняя стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям.
Наблюдая за детьми, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Современная система воспитания не отводит места для социализации мальчиков и девочек, а в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений гендерные особенности не учитываются. В результате этого содержание и образование ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям-женщинам ближе тихие игры девочек на семейно бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Всё это и определило содержание работы по дифференцированному подходу к воспитанию мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
Воспитание полоролевой культуры детей неразрывно связано с приоритетным направлением нашего ДОУ – социально - личностное направление развития воспитанников.
Социальное осознанное гендерное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. От того, на сколько успешно проходит процесс половой социализации, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определённость личностных установок, и в конечном счёте, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.
Педагогами нашего ДОУ разработана программа «Аспекты гендерного воспитания дошкольников в условиях детского сада».
Цель работы по гендерному воспитанию дошкольников видим в следующем : способствование благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Соответственно вытекающие отсюда задачи:
1. Овладевать культурой в сфере взаимоотношения полов.
2. Формировать адекватной полу модели поведения.
3. Воспитывать правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.
Осуществляя работу с детьми по гендерному воспитанию, используем программу И. П. Шелухиной «Девочки и мальчики», рабочую программу ДОУ.
Для благоприятного протекания процесса полоролевой социализации дошкольников используем разнообразные формы работы: специальные занятия, игры, инсценировки, режимные моменты.
Для реализации задач по гендерному воспитанию детей используем методы и приёмы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребё нка:
• словесные (беседы, рассказы по заявленной теме, чтение произведений художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок о семье, здоровье, дружбе, образовании, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, праздники и развлечения);
• наглядные (организация выставок, составление генеалогического древа, оформление стенда по гендерному воспитанию в детском саду, личный пример взрослых);
• практические (создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности с учётом возрастных и психофизиологических особенностей ребёнка-дошкольника).
Одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта является предметно- развивающая среда. Она не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной, но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
Условия необходимые для воспитания гендерных установок
На начальном этапе формирования гендерной устойчивости мы использовали маркеры гендерных различий: полотенца разных цветов, постельное бельё, метки на шкафах для одежды. Это необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера. Всё это помогает детям соотносить себя в соответствии со своим полом. Для мальчиков установили спортивный комплекс, подобрали различные виды конструкторов: «Лего», «Юный техник», «Конструктор», «Строим дом». Подготовили атрибуты к сюжетно- ролевым играм: «Гараж», «Стройка», «Космонавты». Всё это способствует воспитанию в мальчиках мужественности, смелости, выносливости.
Девочкам для игр требуется небольшое пространство, поэтому всё необходимое находится рядом. Девочки чаще в играх осваивают роль мамы, поэтому у нас есть кукольный уголок, уголок ряженья. Изготовлены атрибуты к играм: «Салон красоты», «Дочки-матери», «Скорая помощь». Через эти игры у девочек формируются такие качества личности как отзывчивость, доброта, аккуратность.
Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребёнок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни.
Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, осуществляем руководство ролевой игрой с учётом особенностей мальчиков и девочек. По инициативе детей и с помощью педагога развё ртываем сюжетно-ролевые игры героической тематики: «Пограничная застава», «Маленькие рыцари», «Азбука дорожного движения».
Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда. При этом важным условием для детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали.
Большое значение для гендерного воспитания имеет ознакомление детей с художественной литературой. Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества и о мужественных поступках людей в мирное время дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. В книжном уголке мы сделали подборку книг, иллюстраций, фотографий по темам: «Моя семья», «Моя малая Родина», «Все работы хороши - выбирай на вкус».
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Специально организованные виды деятельности выступают в виде этических индивидуальных и совместных бесед, как с девочками, так и с мальчиками: «Мальчики защитники слабых», «Девочки - будущие мамы», «Мальчики и девочки - такие разные и такие похожие». Создаём игровые ситуации когда, мальчики проявляют мужественность (помогают девочкам носить тяжёлые предметы, защищают девочек, а девочки - женственность (учатся сервировать стол, нежно и ласково обращаются с куклами-детками, наводят в доме красоту и порядок, при этом поощряем желание мальчиков помогать девочкам «ухаживать за домом, ходить в магазин, мыть посуду».
Целесообразным считаем проведение бесед в форме «секретных совещаний», «разговора по душам» о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц сопровождая рассматриванием иллюстраций и репродукциями картин художников.
На занятиях по изобразительной деятельности создаём условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них - принадлежность ребёнка к определённому полу. Мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолёты. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют хорошеньких девочек и принцесс, цветы, сады. При отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией учитываем, что кисть руки мальчика в своём развитии отстаёт от кисти девочки на 1,5 года. Поэтому мальчикам чаще предлагаем игры на развитие мелкой моторики: металлические конструкторы, игры с использованием болтов, шурупов, гаек.
На музыкальных занятиях обращаем внимание на красоту и правильность исполнения характерных танцевальных движений, поощряем девочек за грациозность, мальчиков за ритмичность и правильность. Производим подбор танцевальных номеров для праздничных утренников: «бравые солдаты», «матросский танец»- для мальчиков, «танец с зонтиками», «танец снежинок»- для девочек.
Полоролевое воспитание осуществляем и в трудовой деятельности, формируем у детей определённые трудовые навыки и умения. При участии взрослого мальчиков учим выполнять посильную физическую работу (расставить столы к занятию, подготовить спортивный инвентарь, принести воды для полива цветов и так далее). И пусть это будет не столь тяжёлая ноша, но ребёнок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. Девочек обучаем шитью, сервировке стола, привлекаем к оформлению интерьера, оказании помощи малышам. Одно и то же трудовое задание (привести участок в порядок) дифференцируем для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их в носилки, а мальчики уносят его в установленное место, высыпают.
Но кроме полученных представлений, приобретённых навыков и умений у детей формируется необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия взрослого на эмоциональную сферу ребёнка, одобрение и положительная оценка его социально-ценного полоролевого поведения. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, её публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чё м-то конкретном: научился здороваться, чистить зубы, конструировать. Каждый приобретённый навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
Осуществление работы по гендерному воспитанию детей подкрепляется тесной связью с семьёй. Взаимоотношения с родителями строятся на основе сотрудничества и совместных действий.
В наши дни родительская семья по-прежнему остаётся важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста.
В результате анкетирования родителей нами было установлено, что 75% родителей не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы имеют представление, о том, как осуществлять гендерное воспитание дошкольников.
Для повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания проведены: консультации в форме круглого стола «О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях», «Пол или гендер?». Родителям было предложено познакомиться с элементами русского фольклора для мальчиков и девочек «Посиделки». На «Неделе профессий» прошли встречи с родителями, и дети познакомились с профессиями
учителя, врача, шофёра, пожарного. Проведены акции: «Семейное гнёздышко», «Водитель будь осторожен», «Дети цветы жизни». Уровень сформированности гендерной устойчивости родителей
С целью изучения гендерных установок у детей проведено анкетирование. Проанализировав результаты, нами сделаны выводы о полоролевых представлениях и предпочтениях дошкольников : выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам.
Уровень сформированности гендерной устойчивости дошкольников.
Заключение
Специфика процесса гендерной социализации ребёнка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребёнка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из её компонентов. Наработанный опыт будет углубляться, и совершенствоваться в дальнейшем.