Товбо Нина
Активные методы обучения как средство социализации на уроке английского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение английского языка – социальный заказ общества. Владение английским языком становится в настоящее время одним из условий профессиональной компетентности специалиста. Низкий уровень иноязычной грамотности специалистов подрывает его конкурентоспособность. Английский язык помогает не только быстрее находить диалог с компьютером, но и даёт возможность приобщиться к международному информационному банку. Процесс обучения английскому языку построен на коммуникативной основе, который ориентирован на личность. Обучение строится не на прохождении определённых тем, а на обсуждении проблем из жизни нашего общества, например, «Экологические проблемы», «Что ты думаешь о своем будущем», «Проблемы подростков» (7 класс); «Как спасти планету?», «Кто твой лучший друг», «Выбор будущей профессии»( 8класс). Благодаря этому ученики получают возможность обсуждать свои идеи, текущие события в жизни класса, города, страны, планеты, учатся высказывать своё отношение к происходящему, отстаивать собственное мнение.
Публикация «Активные методы обучения как средство социализации на уроке английского языка» размещена в разделах
- Английский язык в школе
- Иностранный язык в школе
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мы считаем, что активные методы обучения приобщают к процессу социализации.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
1. Ролевой подход и как следствие — деловая игра.
В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица. В ходе деловой игры учащиеся:
-выступают в конкретных социальных ролях,
-вырабатывают цепочку решений,
-подходят к результату, целью которого является в нахождении правильного решения на определенный социальный вопрос в ситуации наиболее распространенной в реальной жизни.
Таким образом, педагог пытается через деловые социальные игры стимулировать приобретение опыта общения в различных ролях., так как каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения
2. Создание проблемной ситуации.
Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Это интеллектуальное затруднение ученика, мешающее ему в немедленном решении познавательной или практической задачи требующее поиска новых знаний или новых способов действий, позволяющих снять возникшее затруднение. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).
Уровни проблемных ситуаций
1- роль учителя - направлять учащихся на самостоятельный поиск путей решения проблемы;
2- совместный анализ ситуации учителя с учащимися. Ученики самостоятельно формулируют задачу и решают ее;
3- самостоятельная работа учащихся по выявлению проблемы и выбора оптимального решения.
Педагогические требования к созданию проблемных ситуаций
ситуации должны:
• составляться на реальном жизненном материале
• направлены на стимулирование мышления
• соответствовать теоретическим знаниям учащихся
• строиться на знакомом учебном материале
• опираться на имеющийся у учащихся определенный практический опыт
3. В последнее время широкое распространение получил метод создания проектов учащимися на уроках. Это специфичная форма организации учебного процесса и социализации личности, при которой учащимся необходимо самостоятельно овладевать понятиями, подходами к решению проблем, подбирать темы в соответствии со своими способностями, знаниями, потребностями, осваивать информацию, перерабатывать, ориентироваться в ней, систематизировать. Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливают на усвоение системы жизненно важной деятельности, т. е. формируют условия для последующей социализации учащихся.
Выделяются следующие разновидности проектов:
1. По методу, доминирующему в проекте
исследовательские
творческие
приключенческие, игровые
информационные
практико-ориентированные
2. По характеру координирования проекта
с явной координацией
со скрытой координацией
3. По характеру контактов
внутренние (региональные)
международные
4. По количеству участников
личностные (индивидуальные)
парные
групповые
5. По продолжительности проведения
краткосрочные
средней продолжительности
долгосрочные
4. Различные групповые формы работы. На уроках учащиеся любят работать коллективно, советоваться, стремятся к сотрудничеству. Это объясняется тем, что они испытывают потребность в общении. Реализация стремления учащихся к сотрудничеству формирует их личность. Работая в коллективе, дети на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимного общения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласовано и слажено, испытывая чувство ответственности за результаты совместной деятельности. Коллективная форма организации работы требует явных усилий и способностей каждого.
Комплектование групп можно осуществлять:
по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы ( по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т. д.);
по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);
по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).
Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы обучения способствуют процессу социализации на уроке английского языка.