Роза Мустафаева
Методы освоения русских народных сказок в раннем возрасте
Сказка! Как много хороших воспоминаний связано с ней у каждого из нас. Все мы знаем, с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает взрослого. Сказочные образы эмоционально насыщены, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.
Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.
Образность – важная особенность сказок, которое облегчает их восприятие детьми, не способному еще к абстрактному мышлению.
Публикация «Методы освоения русских народных сказок в раннем возрасте» размещена в разделах
Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.
Программа воспитания и обучения детей в детском саду нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитание доброжелательности и заботливого отношения друг к другу.
Во время работы с малышами по развитию речи своей группы, я проанализировала, что большинство детей не владеют навыками речевой деятельности. Узнавая сказку, они только называют персонажи. Я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно – речевой деятельности, интереса и любви к народным сказкам, воспитания гуманных чувств.
В нашей группе есть много книг со сказками, красочными иллюстрациями к ним. Являясь наглядным материалом, книги помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра. Чтобы сказка прочно вошла в жизни ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание.
Я не просто рассказываю, а продумываю, в какой форме преподнести материал, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.
В течение года знакомлю детей в среднем с тремя русскими народными сказками. Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение. Обычно рассказываю сказку дважды, иногда повторяю и в третий раз. Это не надоедает детям, поскольку я обеспечиваю их активность во время слушания: предлагаю выполнить имитационные движения (малыши показывают, какая большая - пребольшая была репка; как её тянут, потянут и т. п., использую разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра сменяю показом картинок на фланелеграфе и. т. д., побуждаю инсценировать или драматизировать отрывок из сказки.
Наибольшая полнота восприятия достигается, когда я сочетаю свой рассказ с показом фигурок настольного театра, а при повторном показывании либо действую этими же фигурками, либо прибегаю к инсценированию сказки (как при помощи фланелеграфа, так и используя “Живые картинки”). Действовать с фигурками настольного театра наиболее удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. Использование наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками.
Рассказывание без наглядного сопровождения целесообразно для повторения знакомых малышам сказок. В этом случае после первого рассказывания текста я помогаю детям припомнить содержание сказки путем заданий, которые одновременно помогаю малышам сменить позу, подвигаться (показать, как тянули репку). Здесь же припоминаю отрывки, наиболее интересные в плане обогащения речи (“Мышка бежала, хвостиком задела, покатился колобок дальше – только заяц его и видел”). Можно предложить малышам задание, требующее от них и более сложных умственных операций. Например, попросить рассказать о том, кто тянул репку (перед детьми находятся фигурки всех персонажей сказки).
Восприятие некоторых сказок, например, русской народной сказки “Колобок”, идет успешнее, если проводится предварительная подготовка. За 1 – 2 дня до проведения образовательной деятельности с детьми рассматриваем иллюстрации к сказке, читаю песню колобка. Заканчиваю НОД целесообразно, самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, а также рассматриванием иллюстраций. Малыши вспоминают слова, которые произносит в сказке тот или иной персонаж; я поощряю попытки драматизации.
Также я повторяю с детьми недавно рассказанную сказку и сказку, с которой малышей знакомила месяц – полтора назад (например, “Репка” или “Курочка Ряба”). Повторяя с детьми сказку, я не всегда рассказываю её целиком. В ряде случаев достаточно вспомнить отдельные отрывки, в частности и те, которые легче забываются и наиболее интересны в плане обогащения речи. Я начинаю рассказывать отрывок один, а продолжаю совместно с детьми. Здесь обязательны задания по воспитанию интонационной выразительности речи. Например: “Вот уж бабка и дед тянут репку. Кого же позовут на помощь?” – размышляю я. “Внучку позовут” – подсказывают дети. “Что-то нет внучки. Наверное, далеко убежала. Давайте поможем деду и бабке позвать её” – говорю я. “Внучка, иди репку тянуть” – зовут дети с моей помощью. Или утешая деда и бабку, лишившихся золотого яичка, дети упражняются в восклицательной интонации (“Не плачь, дед!”). При повторении сказок желательно вводить элементы драматизации. Это доставляет малышам много радости. И хотя зачастую, охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок забывает ее, не всегда согласует свои действия с действиями партнера.
Меня не смущают эти трудности. Я всегда помню, какие упражнения требуют от меня большого такта, терпения, оценки их речи (как содержательной стороны, так и эмоциональной).Без всего этого ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему. Ведь сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями и сравнениями.
К. И. Чуковский считал, что цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться успехам и счастью другого человека, переживать чужую судьбу, как свою. Сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок, чувствует себя активным участником и всегда отождествляет себя с персонажами, которые борются за справедливость, добро и свободу. Дети любят не только слушать сказки, но и действовать, творить, используя их основным фундаментом для себя.