Елена Криветченко
Мастер-класс по созданию лэпбука «Знакомство с природным миром Белогорья по средствам русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении года работы по реализации регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании «Дошкольник Белогорья»» и апробации парциальной программой «Здравствуй мир Белогорья» мы с коллегой внедряем развивающую технологию «Познавательные лэпбуки». Многие дети с удовольствием погружаются в выбранный модуль парциальной программы и активно с помощью родителей и педагогов проводят познавательно – исследовательскую работу по определенной теме парциальной программы.
Публикация «Мастер-класс по созданию лэпбука „Знакомство с природным миром Белогорья по средствам русских народных сказок“» размещена в разделах
- Лэпбук по сказкам
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2017
Парциальной программой определено 12 модулей, по одному на каждый месяц в течении календарного года.
Так как я работаю над опытом по развитию у детей младшего дошкольного возраста интереса к устному народному творчеству (фольклору) у меня возникла идея создать совместно с детьми лэпбук по русским народным сказкам. В январе программой нам был предложен модуль «Мир животных и растений Белогорья», я решила соединить две темы воедино, таким образом появился лэпбук «Знакомство с природным (животным) миром Белогорья по средством русских народных сказок».
Итак, тема сформулирована и выбрана. После этого я составила план, т. е. продумала, что будет входить в мой лэпбук, чтобы раскрыть выбранную тему.
№ п/п Тема лэпбука
1 Дидактическая игра «Кто где живет?»
2 Дидактическая игра «Чей хвост, чьи уши?»
3 Дидактическая игра «Кто что ест?»
4 Собери пазлы «Животные Белгородской области»
5 Дидактическая игра «В какой сказке встречается это животное?»
6 Дидактическая игра «Придумай другой конец сказки»
7 Викторина «Узнай сказку по фразе»
8 Дидактическая игра «Найди фрагмент из сказки»
9 Дидактическая игра «Сказочная перепутаница».
10 Дидактическая игра «Найди отличия» (сказки)
11 Дидактическая игра «Четвертый лишний» (сказки)
12 Чтение художественной литературы: русские народные сказки о диких животных, Л. Кондрашенко «Следы на снегу», Г. Цыферов «Как лягушонок искал папу», А. Блок «Зайчик», Л. Толстой «Волк», «Как волки учат своих детей», В. Зотов «Лесная мозайка», В. Чарушин «Что за зверь?», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки», А. Клыков «Белка», «Как лиса зимует», В. Покровский «Волк», М. Пришвин «Ночевка зайца», Г. Снегирев «Звери наших лесов».
Содержание лэпбука большое, данный план рассчитан на месяц. После каждой проведенной образовательной деятельности лэпбук постепенно заполняется. Изготавливался кармашек или другой элемент, в котором содержалась информация для закрепления пройденного материала.
Следующим этапом создания лэпбука было создание макета. Это картинка- набросок, всех элементов будущего лэпбука. Макет будет подсказкой как и куда приклеивать каждый элемент лэпбука. Такой макет мы конструируем перед созданием любого лэпбука. Так как я давно уже работаю по данной развивающей технологии, мне не составляет труда подобрать информацию и выбрать для нее определенный кармашек или элемент, в которой будет содержаться эта информация. В зависимости от объема информации помещенной в лэпбук, я выбираю тот или иной элемент.
После изготовления макета началась совместная поэтапная работа воспитателя с детьми по созданию лэпбука как в рамках непосредственно образовательной деятельности и так и в процессе совместной деятельности в ходе режимных моментов, культурных практик, так и совместной деятельности с родителями. Содержание лэпбука пополнялось за счет знакомства с новой игрой, или знакомства с русской народной сказкой.
Для закрепления полученных знаний о животном мире Белгородской области были изготовлены мини круги дидактических игр «Кто где живет», «Чей хвост, чьи уши?», «Кто что ест?». С помощью этих игр у детей закреплялось знание о месте обитания животных, формировалось представление о внешнем виде, повадках, чем питается животное. Эта работа велась постепенно,
В ходе работы над лэпбуков была разработана и подобрана серия дидактических игр для развития интереса к устному народному творчеству, направленных на закрепление полученных знаний: «Сложи картинку – животные Белгородской области», «Найди фрагмент из сказки», «Найди отличия», «В какой сказке встречается это животное».
Для развития мышления, воображения и фантазии с детьми была организована работа с иллюстративным материалом знакомых сказок. Красочные иллюстрации к сказкам вызывали у детей эмоциональный отклик. Работа с иллюстративным материалом носит вариативный характер в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог. Например, детям предлагалось придумать продолжение известной сказки, придумать другой конец сказки. Придуманное детьми продолжение сказки оформлялось в виде книжек – малышек. Данная работа проводилась в тесном сотрудничестве с родителями. Они помогали в изготовлении иллюстративного материала, составлении коллажа, составлении продолжений знакомых сказок.
В конце пройденного материала воспитателем была проведена викторина с детьми. Где дети называли угадывали сказку по фразе, были включены следующие дидактические игры: «Сказочная перепутанница», «Четвертый лишний».
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать- поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Так же познавательные лэпбуки используется как средство наполнения развивающей предметно-пространственной среды группы
Таким образом, лэпбук - это многогранное пособие, которое может выступать результатом проектной и самостоятельной деятельности дошкольников, перспективно-тематической недели, которая предусмотрена основной образовательной программой детского сада. И может быть использован при осуществлении реализации каждой из образовательных областей, тем самым, обеспечивая их интеграцию.