Приложение МААМ

Методы коррекционной работы в преодолении расстройств речевой коммуникации у детей с РАС (1 фото)

Светлана Кукушкина
Методы коррекционной работы в преодолении расстройств речевой коммуникации у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Существующие в настоящее время программы специального обучения, направленные на формирование коммуникативной и социальной активности, не всегда могут быть эффективно использованы в работе с детьми, имеющими РАС и выраженные интеллектуальные нарушения. Это связано с тем, что содержание традиционных методик не достаточно учитывает качественное своеобразие структуры нарушений, имеющее индивидуальные проявления в каждом конкретном случае.

Публикация «Методы коррекционной работы в преодолении расстройств речевой коммуникации у детей с РАС» размещена в разделах

Изучение невербального общения детей с РАС и определение коррекционно-развивающего эффекта невербальных средств общения является одной из актуальных проблем современной дефектологии.

Проводимые в настоящее время реформы образования, направленные на повышение эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ, предъявляют новые требования к организации работы учебных заведений. Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу является важным условием совершенствования системы образования в целом.

Инновация (в социально-психологическом аспекте) - создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению и применению на практике различных новшеств.

Образовательные учреждения коррекционного типа имеют возможность совершенствовать свою деятельность по воспитанию и обучению детей, добиваться улучшения их социализации в обществе. Без нововведений, без применения новых методов и подходов невозможно качественное развитие образовательных учреждений.

Вопрос в том, что универсальные средства в нашем случае, как правило, не эффективны в силу психофизического состояния детей с ОВЗ. Поэтому необходимы новые, альтернативные или дополнительные методы. О них и пойдет речь далее.

Обучение жестами, графическим и предметным символам часто не применяется в обучении детей со сложными нарушениями развития или начинается слишком поздно. Для этого существует ряд причин. Основная причина – страх, что обучение альтернативной системе коммуникации может помешать освоению ребенком речи. Поэтому зачастую обучение дополнительной и альтернативной коммуникации откладывается до тех пор, пока не обнаруживается безуспешность традиционной речевой терапии.

Споры о связи между жестами и речью начались очень давно в связи с обучением глухих. Но до сих пор нет ни одного исследования, доказывающего отрицательное влияние освоения жестового языка на развитие или освоение речи. И наоборот, исследования показали, что использование жестов положительно влияет на развитие речи. В нашем исследовании основная задача была не развить речь у детей (в связи с тем, что по ряду причин это невозможно, а научить ребенка понимать и использовать средства дополнительной коммуникации, с их помощью скорректировать или сформировать социально-бытовые навыки.

Харальд Мартинсен, опираясь в своем исследовании влияния альтернативной коммуникации на развитие речи на таких авторов, как Ганз симпсон, фон Течнер и др. говорит о том, что, несмотря на положительные результаты многих исследований, всегда останутся дети, которые не будут говорить. Среди исследуемых нами детей большая часть принадлежит именно этой группе. Для этих детей раннее начало программ с использованием альтернативных средств коммуникации обеспечит оптимальный путь коммуникационного развития и позволит реже сталкиваться с негативным опытом, который многие дети со сложными нарушениями развития накапливают в процессе попыток общения с окружающими. Негативизм заключается в том, что такие дети зачастую остаются непонятыми, что приводит к замкнутости и отчуждению от общения с окружающим.

Общение — это не только устная речь. Многие люди не умеют говорить, но успешно общаются на языке жестов, используя всю моторику, свойственную лицу (мимика, взгляд, рукам (жестикуляцию, телу (позы). Когда жесты целенаправленно используются для коммуникации (заменяют в общении элементы языка, говорят о невербальном, альтернативном способе коммуникации. Вербальный (от лат. Verbalis) – словесный. Невербальный – без слов.

В нашей работе речь идет о детях с РАС и часто с интеллектуальными нарушениями. Им, по ряду причин, бывают недоступны речевые формы общения. Поэтому в процесс их образования включена доступная большинству из них система невербальной коммуникации, состоящая из жестов, пиктограмм, карточек, электронных приборов и др. Данные средства предоставляют в распоряжение неговорящего ребенка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, эмоции, чувства. Таким образом, необходимо применять в образовательном процессе все возможные средства альтернативной коммуникации. Необходимо проводить обучение педагогов, родителей, воспитателей, с целью усовершенствования процесса обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями развития, в частности детей с нарушениями речи.

Освоение средств и систем альтернативной коммуникации детьми с РАС должно происходить последовательно, медленно и постепенно, наращивая степень сложности только после полноценной обработки предыдущего этапа.

Е. А. Штягинова в своей работе «Альтернативная коммуникация» обозначила основные принципы использования систем невербального общения в образовательном процессе:

1. Принцип «от реального к абстрактному». Суть его заключается в том, что ребенку сначала предъявляется изображение реального объекта, а затем его символическое изображение (пиктограмма);

2. Принцип избыточности символов. Это одновременное использование нескольких видов коммуникации (жестов, изображений, пиктограмм, написанного слова). Этот принцип лежит в основе программы «Мокатон».

3. Принцип постоянной поддержки мотивации. Длительная и кропотливая работа, подразумевающая вовлечение в процесс обучения всего окружения.

4. Принцип функционального использования навыков, т. е. ребенок должен использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни, за пределами образовательного учреждения.

Детский аутизм - форма психического развития с нарушенным и неравномерным формированием психических функций, в частности эмоциональной, поведенческой, речевой и интеллектуальной сферами. Одним из характерных признаков аутизма есть нарушение социального взаимодействия, такие дети склонны к самоизоляции, отгороженные от реального мира, у них отсутствуют или частично утрачены социальные и речевые навыки [26]. Что в свою очередь усложняет их обучение и воспитание в инклюзивных, специальных и общеобразовательных учреждениях; взаимодействие с дефектологом, психологом, воспитателем, а также построение психокоррекционной работы в целом. Поэтому, необходим поиск методов оказания психологической помощи детям с аутизмом путем не прямого контакта через вербальные каналы коммуникации, а опосредованного. Наиболее конструктивным средством, по нашему мнению, в этом случае использование мультимодальных арт-технологий.

Метод используется при широком спектре проблем, особенно когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями, с таким диагнозом как аутизм, синдром Дауна, ДЦП, задержка развития речи, дефицит внимания, гиперактивность, а также при детских страхах, фобиях, неврозах, энурезе. В процессе терапии происходит коррекция эмоционального поведения посредством рисования, лепки, конструирования из природных материалов, сказок.

Значимость этого метода состоит в том, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна и свободна. Процесс арт-терапии вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность, способствует формированию более активной жизненной позиции. Ребенок переживает удовольствие, возникающее в результате обнаружения скрытых умений и их развития.

Будучи средством невербального (т. е. бессловесного) общения, арт-терапия особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет языком, кому трудно выразить свои мысли в словах.

Кроме того, арт-терапия преследует цель не «научить» дошкольника тому или иному виду искусства, а оказывает терапевтическое действие через самое искусство и процесс.

Арт-терапия широко используется в работе с детьми с аутизмом, и выполняет ряд важных функций. Катарсическая функция арт-терапии позволяет дошкольнику с аутизмом освободиться от накопленных и угнетенных отрицательных состояний, которые ребенок не способен самостоятельно осознать, выразить и решить коммуникативным путем.

Регулятивная функция терапии искусством позволяет снять нервно-психическое напряжение, регулировать психосоматические процессы, корректировать эмоционально-волевые процессы, модулировать положительные процессы и психоэмоциональные состояния.

Разнообразие видов терапии искусством делает ее доступной для детей всех возрастов, даже младших дошкольников. К основным видам арт-терапии относят: сказкотерапия, песочная терапия, игротерапия, музыкотерапия и танцевальная терапия, куклотерапия, библиотерапия, имаготерапия, изотерапия, психогимнастика[2]. Все виды арт-терапии являются основой мультимодальных арт-технологий.

Музыкотерапия – метод арт-терапии, использующий в качестве основного психокоррекционного влияния – музыку. Музыка может использоваться как цельный изолированный психокоррекционный метод воздействия (прослушивание музыки, музицирование, так и как дополнительное музыкальное сопровождение, служащее средством усиления влияния и эффективности других методов.

По форме организации и способу воздействия музыкотерапия может быть рецептивной (пассивное восприятие музыки, активной (создание и выражение себя через музыку) и интегративной (синтез музыкального и наглядно-образного восприятия) .

Музыкотерапия имеет кроме регулирующей и коммуникативной функции, и, главную – реактивную, направленную на достижение катарсиса.

В сочетании с музыкотерапией в психологии широко применяется танцевальная терапия.

Танцевальная терапия является разновидностью кинезотерапии (психокоррекционное влияние движениями). Танцевальная терапия предоставляет уникальную возможность ребенку, имеющему проблемы с коммуникацией – самовыразиться, что есть особенно актуальна и для дошкольников с аутизмом. Концепция терапии танцем состоит в том, что все

эмоции, которые человек не выражает, накапливаются в теле в характерные паттерны и только с помощью специальных движений можно высвободить эти эмоции и сопровождающие их проблемы.

То есть танцевальная терапия, работая с мышечными паттернами и концентрируясь на взаимозависимости психических и физиологических процессов, помогает ребенку с РАС пережить, распознать и выразить свои накопившиеся чувства и конфликты.

Разновидностью танцевальной терапии является коррекционная ритмика – вид активной музыкально-танцевальной терапии, в основе которого лежит синтез музыкально-ритмического подвижного воздействия. В данном случае, регуляцию действий обеспечивает музыка, которая является идеальным образцом организованного движения (Жак-Далькроз) и дает четкие представления о соотношении времени, пространства и движения. Коррекционная ритмика основывается на четырех направлениях: общеоздоровительном, общеобразовательном, воспитательном и коррекционно-развивающем.

Одной из современных методик, относящихся к кинезотерапии, является психогимнастика – метод реконструктивной психокоррекции, имеющей целью познание и исправление отклонений развития личности ребенка. В узком смысле, психогимнастика состоит из игр, психологических этюдов, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии как основного средства коммуникации группы. В более широком толковании, психогимнастика рассматривается, как курс специально организованных занятий, направленных на психокоррекцию психоэмоционального напряжения и развитие эмоционально-личностной сферы ребенка с аутизмом.

Библиотерапия – занятия с ребенком посредством чтения специально подобранной литературы в целях коррекции его психического состояния. Следует отметить, что библиотерапия применяется для старших детей, а в отношении дошкольников с РАС, более рационально использовать – сказкотерапию. Вариаций работы со сказкой очень много: простое чтение сказки и ее обсуждение, рисование по мотивам сказки, проигрывание сказки или эпизодов по ролям или с помощью кукол, создание собственной сказки, завершение незаконченной сказки (с нужным концом) .

Сказкотерапия выполняет различные терапевтические и психокоррекционные цели (в зависимости от вида сказки и способа работы с ней).

Ребенок отождествляет себя с разными героями сказки (работают механизм идентификации, проекции и переноса, эмоционально за них болеет, что обеспечивает возможность эффективной психокоррекции поведенческих расстройств, позволяет легко усвоить нормы и правила поведения, развивает нравственно-этические чувство и регулирует особенности межличностного взаимодействия ребенка с расстройствами аутистического спектра.

С помощью механизма сублимации сказка позволяет в безопасном виде для ребенка овладеть средствами выражения накопленной отрицательной энергии в социально принятой форме, предлагает ребенку альтернативные способы разрешения различных жизненных ситуаций.

Имаготерапия – все виды арт-терапии, в основе которых лежит театрализация психокоррекционного процесса (Вольпер И. Е., Говоров Н. С.). Особенностью применения методов имаготерапии с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, выступает то, что главной целью является не публичное выступление (как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта.

Имаготерапия дает возможность сформировать у ребенка из РАС положительные установки, новые способы поведения и взаимодействия, оказать эмоциональную поддержку, корректировать самооценку, развивать самоконтроль. Ведущим механизмом психокоррекционного воздействия является катарсис.

Имаготерапия с дошкольниками, имеющими аутизм, чаще всего применяется в виде куклотерапии. Виды кукол в данном случае зависят от целей психокоррекции и возможностей детей.

Разновидностью имаготерапии является психодрама, в которой необходимо играть импровизированные роли под руководством психолога на психотравмирующую тему. Успешный результат психодрамы заключается в достижении катарсиса и переосмыслении психотравмирующей ситуации. Психодрама сложна для использования с детьми дошкольного возраста, не имеющего аутизм. Поэтому в специальной психологии применяют ее модификацию – образно-ролевую драмотерапию. В данном виде имаготерапии разыгрывание происходит по ролям, а при самом воспроизведении осуществляется «реконструкция поведенческих реакций». Роль в данном случае, выступает как «психокоррекционный образ», и подбирается в зависимости от индивидуальной проблематики и продуктивных форм взаимодействия, которые нужно достичь. Разыгрывание ролей направлено для коррекции старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Образно-ролевая драмотерапия помогает решить разнообразный спектр проблемных ситуаций, одним из основных условий эффективности при этом выступает правильно подобранная роль.

Изотерапия – широкий пласт арт-терапевтических методик, психокоррекционное влияние которых осуществляется с помощью изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. п.

Изотерапию в психологии преимущественно используют как средство психокоррекции и диагностики эмоциональных состояний детей с аутизмом, особенно в ситуациях, где есть осложнение вербального контакта.

Терапия рисунком осуществляется через проекцию личности ребенка и в символической форме показывает видение и отношение ребенка к миру. Для изотерапии главным является не результат, а процесс творчества, именно он носит терапевтическое и психокоррекционное действие. Главными коррекционными механизмами в данном виде терапии является сублимация (выражение негативных чувств и эмоций в социально доступной форме, катарсис (прорыв, очищение и освобождение от деструктивных переживаний, проекция (перенос личностных качеств на рисунок) .

Изотерапия является эффективным средством психокоррекции страхов, тревожности, низкой самооценки, агрессивного поведения детей с аутизмом

К разновидностям изотерапии также относят игры с разными неструктурированными материалами: песочная терапия, игры с глиной, соленым тестом, водой и т. д. Игры с неструктурированным материалом снимают психоэмоциональное напряжение, тревожность, страхи, агрессию, обеспечивают общую гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка с расстройствами аутистического спектра, а также способствуют развитию мелкой моторики рук, тактильной чувственности, эмоционально-волевой и познавательной сферы, коммуникативных навыков, а также развитию предметно-игровой деятельности.

Все вышеперечисленные виды арт-терапии в той или иной степени можно использовать для решения таких задач:

- психокоррекция эмоциональных и поведенческих расстройств (тревожности, неврозов, агрессивности, конформного поведения, фобий и т. п.);

- психокоррекция негативных установок, социальных барьеров;

- отреагирование актуальных состояний и снятие эмоционального и физического напряжения;

- развитие чувства собственной значимости, ценности, коррекция самооценки;

- развитие способов эффективного взаимодействия с окружающими и процессом социализации;

- расширение репертуара поведенческих реакций и способов разрешения жизненных ситуаций;

- формирование социально принятых средств реагирования и выражения негативных эмоций;

- поощрение положительных форм активности (творчества, инициативности, сдержанности);

- развитие эстетических чувств, воображения, фантазии и всех психических действий;

– развитие мелкой моторики рук и общей активности и координации ребенка.

Итак, каждый из представленных видов арттерапии позволяет оказать влияние на конкретные аспекты развития и коррекции эмоциональной, волевой, личностной и социально-коммуникативной сферы ребенка с РАС. Дальнейшие разработки мы видим в разработке программ с использованием методов арттерапии для психокоррекции коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с аутизмом на основе разных видов арт-технологий для разных возрастов детей.

Методы коррекционной работы в преодолении расстройств речевой коммуникации у детей с РАС
Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Нетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУНетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУ Взаимодействие с родителями на базе ДОУ, является неотъемлемой частью работы, как воспитателей, так и музыкального руководителя. Праздники.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы коррекционной работы в преодолении расстройств речевой коммуникации у детей с РАС
Опубликовано: 1 ноября 2023 в 14:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы коррекционной работы в преодолении расстройств речевой коммуникации у детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кукушкина (УИ 1045710) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД