Получи документы

Консультация «Методы коррекции детской агрессивности»

Наталия Жекова
Консультация «Методы коррекции детской агрессивности»
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

В мировой психологической практике существуют различные точки зрения на природу детской агрессивности, а следовательно, и различные подходы к ее психотерапии.

В работе с детьми и подростками используются как индивидуальные, так и групповые методы работы.

В коррекционной работе агрессивности используют следующие методы :

-Беседа

-Арттерапия

-Трениги

-Психотерапевтические методы (гештальт-терапия, символодрама, игротерапия, сказкотерапия, психодрама, поведенческая терапия и др.)

Публикация «Консультация „Методы коррекции детской агрессивности“» размещена в разделах

Групповой и индивидуальный метод беседы успешно применяется при работе с детьми начиная с 3-х лет и старше. В соответствии с этим методом каждую неделю, желательно, отводить 20-40 минут для обсуждения чувств. Выбирается достаточное число тем для обсуждения в течении 5-10 недель (счастье, злость, страх, одиночество, грусть, гнев, любовь, радость, ненависть, обида ит. д.). Ребенку или группе задается ряд вопросов, например, о злости. Для достижения лучшего результата вопросы задаются последовательно, постепенно переходя от общего к конкретному.

Опыт работы с агрессивными детьми свидетельствует, что одними беседами невозможно устранить причины агрессии и отреагировать агрессивность. Беседа и арттерапия (рисование, живопись, лепка, аппликация и т. д.) в сочетании с игровой инсценировкой (разыгрыванием) служат надежными средствами экстериализации переживаний ребенка и поэтому обеспечивают возможность «исцеления» и дальнейшего становления личности. После проведения обсуждения и диалогов по поводу злости необходимо попросить детей нарисовать (вылепить, вырезать и. д.) злость или написать рассказ о злости. После рисования можно предложить детям совместно обсудить свои работы.

Консультации с использованием арттерапии не только составляют основную часть психологической помощи, но и способствуют более полному выражению и изображению ребенком своих желаний. Изображение этих желаний на рисунках отчасти удовлетворяет его потребность чувствовать себя любимым и желанным и помогает интериализовать позитивные аффекты.

Признано, что основным и наиболее эффективным методом коррекции агрессивного поведения у детей является поведенческая терапия.

Эта техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития. Наиболее распространенной формой поведенческой психотерапии в психокоррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении, является тренинг социальных навыков. В основном тренинг социальных навыков строится на реализации терапевтических процедур, опирающихся на классическое и оперантное обусловливание.

Целью тренинга социальных навыков является выработка такого поведения, которая является приемлемым не только для индивидуума, но и для общества в целом. Он в основном направлен на формирование и освоение детьми и подростками нормальных жизненных умений.

К основным видам жизненных умений, которым обучают в процессе тренинга социальных навыков, относится управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения, уверенность в себе.

Основными процедурами тренинга социальных навыков являются моделирование, ролевые игры, установление обратной связи, перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.

Моделирование – это формирование лучшего способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации с помощью имитации.

Ролевые игры – это предоставление участникам тренинга возможности проигрывания жизненных ситуаций. Предлагается представить себя в ситуации, когда необходимо проявить те или иные необходимые умения. Например, разговор с грубым педагогом, отцом или с матерью, с участковым инспектором.

Установление обратной связи. На этой стадии тренинга с участниками устанавливается обратная связь в виде реакций руководителя группы на их поведение. Обычно для этого используются два основных приема: инструктаж и подкрепление.

Перенесение приобретенных навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. С этой целью используются следующие приемы:

- «Универсальное поведение». Научение участников тренинга принципам поведения, уместным всегда и везде.

- «Домашняя работа». Участникам тренинга предлагают вести дневник, где бы они записывали ситуации, при решении которых испытывают затруднения. В дальнейшем эти ситуации проигрываются в группе.

В настоящее время в психотерапии агрессивного поведения успешно развивается когнитивно-поведенческая психотерапия. Ее суть сводится к тому, что наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктуирования. К ним относятся формирование альтернативных путей овладения ситуацией, «атака» на иррациональные убеждения, формирование способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.

Обычно программа когнитивно-поведенческих преобразований состоит из шести ступеней:

- Актуализация способностей к самоизменению

- Релаксационный тренинг

- Подкрепление позитивных событий

- Когнитивные стратегии

- Формирование настойчивости

- Оптимизация социального взаимодействия

В последнее время в работе с агрессивными детьми и подростками широко используется гештальт-терапия и «тренинг модификации поведения», Гештальт-терапия позволяет трансформировать невротические, неуместные или хронические агрессивные реакции в конструктивные, полезные и здоровые.

В «Тренинге модификации поведения» органически сочетаются техники когнитивной, гештальт- и поведенческой психотерапии. Тренинг включает в себя:

- Корректирующие психологические упражнения. Суть и содержание этих упражнений состоит в направленной стимуляции изменений в эмоциональной, волевой, нравственной и поведенческих сферах.

- Психотехнические упражнения, стимулирующие групповую динамику. Суть и содержание этих упражнений состоит в оптимизации внутригрупповых связей, структуры группы, взаимоотношений с руководителем.

-Внутригрупповая дискуссия. Представляет собой групповое обсуждение какой-либо проблемы, сопоставление мнений, оценок членов группы по поводу самой проблемы, сопоставление оценок членов группы по поводу самоц проблемы и возможных вариантов ее разрешения.

- Межгрупповая дискуссия. Представляет собой обсуждение какой-либо проблемы между микрогруппами, высказывающими различные, порой полярные точки зрения. Обычно для этого используются конфронтационные техники. Суть их сводится к научению членов группы анализировать и ставить под сомнение свое поведение, что осуществимо через осознание себя и рефлексию собственного и чужего опыта.

- Проективное рисование. Используется с целью восстановления позитивного эмоционального состояния в тех случаях, когда группа сопротивляется эмоциональному отреагированию через вербализацию чувств.

-Ролевое проигрывание жизненных ситуаций. Банк жизненных ситуаций, разрешение которых актуально для подростков, накапливался в процессе работы группы и обсуждения различных проблем. Использование техники «ролевого обмена» в работе группы чрезвычайно важно для участников тренинга, так как не только позволяет «проиграть», расширить репертуар собственного опыта, но и познакомиться с различными моделями поведения, ассимилировать опыт других.

Одним из наиболее простых и эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие проблемы, а также агрессивность, неуверенность, застенчивость; проблемы стыда, вины, лжи и. т., является сказкотерапия.

Сказкотерапия – особый метод коррекции, построенный на образовании связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни: процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет детям актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Символдрама или «сон на яву»- метод работы со зрительными образами. Находясь в «особом» состоянии «сна», ребенок на подсознательном уровне, «отрабатывает» причины возникновения агрессии и другие проблемы в эмоциональной и личностной сферах. Игровая терапия- это метод проигрывания различных жизненных ситуаций. Цель игровой терапии – это выработка оптимального поведения, основанного на уверенности в себе и конструктивной установки к разрешению той или иной сложной ситуации. При разыгрывании ситуаций участникам представляется возможность моделировать, а следовательно, и модифицировать собственное поведение.

Публикации по теме:

Консультация «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» Детская любознательность, если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес Стремление наблюдать и экспериментировать,.

Консультация «Профилактика детской жестокости» МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан Консультация на тему: «Профилактика.

Консультация «Методы физического воспитания» Эффективность любого средства физического воспитания существенно зависит от метода его применения. Под методами физического воспитания понимаются.

Консультация «Методы физического воспитания» Метод – это способ применения физических упражнений. Например, в зависимости от поставленной задачи такое упражнение, как бег, можно применять.

Методы коррекции агрессии дошкольников Достаточно эффективно и перспективно использование игры для работы с агрессивными детьми. Игра, как технология коррекционного воздействия.

Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно.

Консультация «Методы эстетического воспитания» В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к.

Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников. Трудности овладения письмом и чтением.

Памятка для воспитателей «Методы и приемы коррекции девиантного поведения дошкольников» Одним из направлений является сказкотерапия, которая поможет детям сформировать такие понятия, как "добро" и "зло", раскрыть их творческий.

Конспект занятия «Программа психологической коррекции агрессивности у детей 5–6 лет» в старшей группе Краткие конспекты занятий. (старшая группа) Занятие №1. Цель. Выплеснуть гнев в приемлемой форме. Содержание: Игра проходит в два этапа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Методы коррекции детской агрессивности»
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 17:28
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Методы коррекции детской агрессивности»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Жекова (УИ 401095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД