Наталия Жекова
Консультация «Методы коррекции детской агрессивности»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
В мировой психологической практике существуют различные точки зрения на природу детской агрессивности, а следовательно, и различные подходы к ее психотерапии.
В работе с детьми и подростками используются как индивидуальные, так и групповые методы работы.
В коррекционной работе агрессивности используют следующие методы :
-Беседа
-Арттерапия
-Трениги
-Психотерапевтические методы (гештальт-терапия, символодрама, игротерапия, сказкотерапия, психодрама, поведенческая терапия и др.)
Публикация «Консультация „Методы коррекции детской агрессивности“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Групповой и индивидуальный метод беседы успешно применяется при работе с детьми начиная с 3-х лет и старше. В соответствии с этим методом каждую неделю, желательно, отводить 20-40 минут для обсуждения чувств. Выбирается достаточное число тем для обсуждения в течении 5-10 недель (счастье, злость, страх, одиночество, грусть, гнев, любовь, радость, ненависть, обида ит. д.). Ребенку или группе задается ряд вопросов, например, о злости. Для достижения лучшего результата вопросы задаются последовательно, постепенно переходя от общего к конкретному.
Опыт работы с агрессивными детьми свидетельствует, что одними беседами невозможно устранить причины агрессии и отреагировать агрессивность. Беседа и арттерапия (рисование, живопись, лепка, аппликация и т. д.) в сочетании с игровой инсценировкой (разыгрыванием) служат надежными средствами экстериализации переживаний ребенка и поэтому обеспечивают возможность «исцеления» и дальнейшего становления личности. После проведения обсуждения и диалогов по поводу злости необходимо попросить детей нарисовать (вылепить, вырезать и. д.) злость или написать рассказ о злости. После рисования можно предложить детям совместно обсудить свои работы.
Консультации с использованием арттерапии не только составляют основную часть психологической помощи, но и способствуют более полному выражению и изображению ребенком своих желаний. Изображение этих желаний на рисунках отчасти удовлетворяет его потребность чувствовать себя любимым и желанным и помогает интериализовать позитивные аффекты.
Признано, что основным и наиболее эффективным методом коррекции агрессивного поведения у детей является поведенческая терапия.
Эта техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития. Наиболее распространенной формой поведенческой психотерапии в психокоррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении, является тренинг социальных навыков. В основном тренинг социальных навыков строится на реализации терапевтических процедур, опирающихся на классическое и оперантное обусловливание.
Целью тренинга социальных навыков является выработка такого поведения, которая является приемлемым не только для индивидуума, но и для общества в целом. Он в основном направлен на формирование и освоение детьми и подростками нормальных жизненных умений.
К основным видам жизненных умений, которым обучают в процессе тренинга социальных навыков, относится управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения, уверенность в себе.
Основными процедурами тренинга социальных навыков являются моделирование, ролевые игры, установление обратной связи, перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.
Моделирование – это формирование лучшего способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации с помощью имитации.
Ролевые игры – это предоставление участникам тренинга возможности проигрывания жизненных ситуаций. Предлагается представить себя в ситуации, когда необходимо проявить те или иные необходимые умения. Например, разговор с грубым педагогом, отцом или с матерью, с участковым инспектором.
Установление обратной связи. На этой стадии тренинга с участниками устанавливается обратная связь в виде реакций руководителя группы на их поведение. Обычно для этого используются два основных приема: инструктаж и подкрепление.
Перенесение приобретенных навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. С этой целью используются следующие приемы:
- «Универсальное поведение». Научение участников тренинга принципам поведения, уместным всегда и везде.
- «Домашняя работа». Участникам тренинга предлагают вести дневник, где бы они записывали ситуации, при решении которых испытывают затруднения. В дальнейшем эти ситуации проигрываются в группе.
В настоящее время в психотерапии агрессивного поведения успешно развивается когнитивно-поведенческая психотерапия. Ее суть сводится к тому, что наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктуирования. К ним относятся формирование альтернативных путей овладения ситуацией, «атака» на иррациональные убеждения, формирование способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.
Обычно программа когнитивно-поведенческих преобразований состоит из шести ступеней:
- Актуализация способностей к самоизменению
- Релаксационный тренинг
- Подкрепление позитивных событий
- Когнитивные стратегии
- Формирование настойчивости
- Оптимизация социального взаимодействия
В последнее время в работе с агрессивными детьми и подростками широко используется гештальт-терапия и «тренинг модификации поведения», Гештальт-терапия позволяет трансформировать невротические, неуместные или хронические агрессивные реакции в конструктивные, полезные и здоровые.
В «Тренинге модификации поведения» органически сочетаются техники когнитивной, гештальт- и поведенческой психотерапии. Тренинг включает в себя:
- Корректирующие психологические упражнения. Суть и содержание этих упражнений состоит в направленной стимуляции изменений в эмоциональной, волевой, нравственной и поведенческих сферах.
- Психотехнические упражнения, стимулирующие групповую динамику. Суть и содержание этих упражнений состоит в оптимизации внутригрупповых связей, структуры группы, взаимоотношений с руководителем.
-Внутригрупповая дискуссия. Представляет собой групповое обсуждение какой-либо проблемы, сопоставление мнений, оценок членов группы по поводу самой проблемы, сопоставление оценок членов группы по поводу самоц проблемы и возможных вариантов ее разрешения.
- Межгрупповая дискуссия. Представляет собой обсуждение какой-либо проблемы между микрогруппами, высказывающими различные, порой полярные точки зрения. Обычно для этого используются конфронтационные техники. Суть их сводится к научению членов группы анализировать и ставить под сомнение свое поведение, что осуществимо через осознание себя и рефлексию собственного и чужего опыта.
- Проективное рисование. Используется с целью восстановления позитивного эмоционального состояния в тех случаях, когда группа сопротивляется эмоциональному отреагированию через вербализацию чувств.
-Ролевое проигрывание жизненных ситуаций. Банк жизненных ситуаций, разрешение которых актуально для подростков, накапливался в процессе работы группы и обсуждения различных проблем. Использование техники «ролевого обмена» в работе группы чрезвычайно важно для участников тренинга, так как не только позволяет «проиграть», расширить репертуар собственного опыта, но и познакомиться с различными моделями поведения, ассимилировать опыт других.
Одним из наиболее простых и эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие проблемы, а также агрессивность, неуверенность, застенчивость; проблемы стыда, вины, лжи и. т., является сказкотерапия.
Сказкотерапия – особый метод коррекции, построенный на образовании связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни: процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет детям актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Символдрама или «сон на яву»- метод работы со зрительными образами. Находясь в «особом» состоянии «сна», ребенок на подсознательном уровне, «отрабатывает» причины возникновения агрессии и другие проблемы в эмоциональной и личностной сферах. Игровая терапия- это метод проигрывания различных жизненных ситуаций. Цель игровой терапии – это выработка оптимального поведения, основанного на уверенности в себе и конструктивной установки к разрешению той или иной сложной ситуации. При разыгрывании ситуаций участникам представляется возможность моделировать, а следовательно, и модифицировать собственное поведение.