Тектова Галина Анатольевна
Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников.
Трудности овладения письмом и чтением явление нередкое в и начальной школе. Они обнаруживаются еще в детском саду и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи.
Публикация «Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
Нейропсихологический анализ проблем обучения, первоначально проведенный А. Р. Лурия, потом современными отечественными и зарубежными исследователями, показывает, что в функциональную систему письма и чтения входят следующие компоненты:
• процессы переработки слухоречевой информации (звуковой анализ услышанного, слухоречевая память);
• дифференциация звуков на основе кинестетической информации;
• актуализация зрительных образов букв
• ориентация буквы и строки в пространстве,
• моторное (кинетическое) программирование графических движений
• планирование, реализация и контроль акта письма и чтения;
• поддержание рабочего состояния, активного тонуса коры мозга.
Каждый из перечисленных компонентов может вызвать трудности письма и чтения, выступая относительно изолированно, но, как правило, это выступает в сочетании с другими компонентами.
Анализируя работы детей-логопатов, установлено, что пространственные нарушения являются первопричиной трудностей письма и чтения. Современные исследования нейропсихологов позволили уточнить механизм пространственных нарушений. Оказывается, ориентация в пространстве и правильная организация действия в пространстве очень в сложная деятельность для детей. Самые простые функции связаны с работой правого полушария, от него зависят зрительно-моторные координации, возможность соотнести движение с вертикальной и горизонтальной координатами, умение схватить целостный образ предмета.
Левое же полушарие решает более сложные задачи, особенно те из них, которые связаны с тонким анализом и речевым опосредованием.
Вот анализ вытекающих трудностей у ученика, который имеет функциональную недостаточность правого полушария, т. е. пространственные трудности, трудности автоматизации двигательных, особенно зрительно-моторных, навыков.
• сложности в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;
• трудности в удержании строки;
• буквы имеют разный наклон и высоту, элементы букв часто разрываются, растягиваются и не соответствуют по размеру друг другу;
• при написании слова с трудом вспоминается графический и двигательный образ нужной буквы, заменяются буквы, близкие по написанию ;
• наблюдается устойчивая зеркальность букв;
• частое повторение слов на письме не приводит к образованию к устойчивых идеограмм;
• часто встречается мена гласных, даже ударных, пропуск гласных,
• теряется порядок букв;
имеется тенденция к фонетическому письму (как говорим);
• не выделяется целостный образ слова, вследствие чего два знаменательных слова, местоимение и глагол, слова с предлогами пишутся слитно; позднее пишутся отдельно приставки.
Все эти ошибки легко объясняются правополушарными трудностями обработки зрительной и зрительно-пространственной информации. А на фоне утомления или психоэмоционального напряжения могут появиться и другие ошибки.
В соответствии с нейропсихологическим подходом, основная стратегия коррекционного воздействия заключается в «развитии» слабого звена при опоре на сильные функции в процессе специально организованной совместной деятельности педагогов, специалистов и ученика.
Вашему вниманию предлагается методика развития пространственной организации действия при обучении чтению на логопедических занятиях:
• упражнения на узнавание слогов и слов с целью оптимизации аналитического и целостного чтения ;
• правонаправленное чтение (проговаривание) с использованием приема слежения строки пальцем;
• правонаправленное проговаривание гласных (согласных) с использование приема слежения строки пальцем и с ритмом;
• чтение слогов и слов по таблице в паре по столбцам или строчкам;
• упражнение «кнопочки» с закрыванием слога, слова пальцем;
• чтение перевернутого текста;
• реконструкция слова в составе предложения
-второстепенные члены,
-сказуемое или подлежащее,
-двух слов в составе предложения;
• реконструкция частично деформированного текста
-одно предложение - одно слово,
-одно предложение - два слова;
• реконструкция полнодеформированного текста;
• сложение, вычитание и буквы
-вычитание из последнего слога,
-вычитание в середине слова из не стоящего рядом слога,
-вычитание из разных слогов,
-пропуск букв в левой половине равенства,
-пропуск букв в обеих половинках равенства;
• работа с предложениями, в которых нужно навести порядок
-с поиском недостающей буквы,
-с поиском недостающей буквы и слова;
• реконструкция и идентификация слов
-два одинаковых слова,
-два одинаковых слова с недостающей буквой,
-два одинаковых слова с двумя недостающими буквами;
• реконструкция и ассоциативная связь
-поиск составляющих,
-поиск подобия,
-поиск признаков,
-комбинированный поиск;
• ассоциативная аналогия
-искомое - символ,
-искомое - слово,
-поиск символа,
-поиск слова,
-комбинированный поиск.
Чтобы увеличить работоспособность учащегося, используются приемы на повышение его самооценки, мотивации, заинтересованности и успешности учебной деятельности с помощью различных игр и заданий:
• воспроизведение ритмов;
• понимание слов, сходных по звучанию ;
• наложенные, перечеркнутые и незаконченные рисунки;
• таблицы Шульте;
• кубики Косса,
• лего «Дакта»;
• «Черные и белые квадраты»;
• «Лабиринт»;
• графические диктанты;
• копирование рисунков по клеткам;
• узнай и допиши букву и другие.
Необходимо отметить эффективность раннего начала коррекционных мероприятий с детьми группы риска по когнитивному и эмоциональному развитию. Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс социального воздействия является предпосылкой когнитивного развития. И только в том случае, когда ребенок не объект, а один из субъектов обучения, если он эмоционально вовлечен в процесс учения и задания ему по силам, возникает «аффективно - волевая подоплека» (Л. С. Выготский) обучения, которая обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга, которое не идет в ущерб здоровью нашим детям.
Успеха вам и вашим ученикам!