Юлия Тихомирова
Консультация «Методы физического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность любого средства физического воспитания существенно зависит от метода его применения. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Система применения средств и методов, направленных на достижение конкретного результата в процессе физического воспитания называют методикой.
Публикация «Консультация „Методы физического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
К специфическим методам физического воспитанияотносится группа практических методов, с помощью которых решаются конкретные задачи по обучению технике физических упражнений и воспитания физических качеств :
Методы строго регламентированного упражнения.
Игровой метод.
Соревновательный метод.
К группе общепедагогических методов, применяемых в физическом воспитании, относятся:
Методы словесного воздействия (словесные).
Методы наглядного воздействия (наглядные).
К специфическим (практическим) методам относятся :
Методы строго регламентированного упражненияхарактеризуются тем, что каждое упражнение выполняется по строго заданной форме и с точно нормированной нагрузкой. Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для освоения новых двигательных умений и навыков или направленно воздействовать на развитие физических качеств.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения условно разделены на две группы:
методы обучения двигательным действиям;
методы, преимущественно направленные на развитие физических способностей.
Методы стандартного упражнения используются для воспитания почти всех физических качеств, хотя и не в одинаковой мере, и направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. К ним относятся:
Метод стандартно-равномерного упражнения, при котором стандартная нагрузка не прерывается интервалами отдыха. Данный метод основан на продолжительных упражнениях циклического характера (бег, ходьба, езда на велосипеде, передвижение на лыжах и др.) в равномерном темпе.
Метод стандартно-поточного упражнения основаны на использовании некоторых ациклических упражнений, придав им искусственно циклический характер путем многократных повторений.
Данные методы рассчитаны на преимущественное развитие выносливости.
Метод стандартно-интервального упражнения характеризуется повторным воспроизведением двигательных действий через постоянные интервалы отдыха. Для развития силовых, скоростных и координационных способностей этим методом применяют ординарные и «минимакс» интервалы. При развитии выносливости предпочтение отдают напряженным интервалам отдыха.
Методы переменного упражнения характеризуются направленным изменением нагрузки по ходу упражнения в целях достижения адаптационных изменений в организме. Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно направлены на повышение функциональных возможностей организма; упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достичь ее больших объемов, что важно для развития выносливости; упражнения с варьирующей нагрузкой преимущественно направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных, силовых и других функционально стойких «барьеров». Основными разновидностями данного метода являются :
Метод переменно-непрерывного упражнения, характеризуется непрерывной мышечной деятельностью с изменяющейся интенсивностью. Он основан на циклических упражнениях (переменный бег, «фартлек», плавание с меняющейся скоростью, и др.);
Метод переменно-интервального упражненияхарактеризуется системным чередованием нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых могут чередоваться в различных отношениях. Разновидностями этого метода являются :
а) прогрессирующее упражнение – последовательное увеличение нагрузки после каждого ординарного интервала отдыха;
б) нисходящее упражнение – последовательное уменьшение нагрузки после каждого напряженного интервала отдыха;
в) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха от 3 до 5 мин. И волнообразно изменяющейся нагрузкой.
Игровой метод. Организация двигательной деятельности в игровой форме имеет ряд преимуществ перед другими методами и широко используется в процессе физического воспитания для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Игровой метод не обязательно связан с общепринятыми играми, (баскетбол, волейбол и др.) или простейшими подвижными играми. В принципе, этот метод может быть применен на основе любых физических упражнений, если они поддаются присущим ему организационным особенностям.
Игровой метод характеризуется следующим:
а) возможностью достижения игровой цели относительно самостоятельным способом. Правила игры лимитируют лишь общую линию поведения, но жестко не определяют конкретных действий;
б) многообразием двигательных задач и внезапностью их возникновения в постоянно меняющейся обстановке;
в) высоким эмоциональным фоном в условиях игровой двигательной деятельности;
г) сложными и разнообразными межличностными и межгрупповыми отношениями, которые строятся по типу сотрудничества или соперничества.
Эти особенности игрового метода способствуют :
повышению заинтересованности занимающихся в двигательной деятельности и уменьшению психической напряженности, свойственной однообразным, монотонным физическим упражнениям;
совершенствованию освоенных двигательных действий выработке умения ими пользоваться в изменяющейся обстановке;
комплексному развитию двигательных способностей, особенно координационных;
выявлению личностных особенностей занимающихся и эффективному воздействию на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных качеств личности.
Соревновательный метод.
Сущность соревновательного метода заключается в использовании соревнований в качестве способа выполнения упражнений. Применение данного метода в процессе физического воспитания позволяет стимулировать максимальные проявления двигательных способностей и, тем самым, создавать наилучшие условия для их совершенствования; оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно увеличивает нагрузку. Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании нравственных и морально-волевых качеств. В то же время, необходимо помнить, что данный метод имеет относительное ограничение возможности для точного дозирования нагрузки. Поэтому, обязательным условием при применении соревновательного метода является хорошая подготовленность занимающихся к выполнению соревновательных упражнений.
Общепедагогические методы в физическом воспитании имеют различное значение при решении задач физического воспитания в зависимости от содержания учебного материала, дидактических целей, уровня подготовки занимающихся, их возраста, наличия необходимой материально-технической базы.
Методы словесного воздействия.
В процессе физического воспитания практически все основные аспекты деятельности педагога связаны с использованием слова, с помощью которого сообщают знания, ставят перед занимающимися задачи, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, оказывают воспитывающее влияние на учеников.