Наталья Малышева
Консультация «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская любознательность,
если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н. С. Лейтес
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Публикация «Консультация „Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Знания, навыки, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании.
Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме.
Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования. Сущность исследовательского метода заключается в именно самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Методы исследования :
1. Наблюдение – самый популярный и самый доступный метод исследования. Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Наблюдательность – это сплав внимания и мышления. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, находит общее с другими.
2. Эксперимент, важнейший метод исследования, он предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения. Эксперименты бывают мысленные: их можно делать в уме, и реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
В своей работе широко используем исследовательские методы. В группе организован уголок экспериментирования, в котором имеются различные центры. В них представлена предметно-развивающая среда для проведения исследований : разнообразные сосуды из различных материалов; приборы – помощники; технические материалы; разные виды бумаги; бросовый материал; красители, пищевые и непищевые; природный и другой сыпучий материал. Материал, находящийся в «уголке экспериментирования», соответствует уровню развития ребенка.
В обеспечении реализации учебно-игровой модели познавательной деятельности используем следующие методы и приемы :
• Экспериментальные игры «Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», и др., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
• Переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.
• Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду и др., пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.
• Рассматривание схем к опытам, таблицы, упрощенные рисунки позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
• Использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждению проблем, развивает интеллектуальную рефлексию.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вглядывается, вслушивается, нюхает, трогает, пробует. Его активный словарь обогащается, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.
Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; рассматривают рыбок, которые плещутся в воде; превращают снег в воду, а воду - в льдинки; отправляют в плавание кораблики; ловят ветерок; пробуют делать пену.
В среднем возрасте проводимые опыты, усложняются. Малыши уже способны найти ответы на трудные вопросы: «Почему осенью много луж?», «Как зернышки в муку превращаются?», «Как замесить тесто?», «Зачем растение пьет?» и т. д.
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение. Усвоение системы научных понятий, приобретение исследовательских, экспериментальных способов позволит ребенку научиться учиться, что является одним из важнейших аспектов подготовки к школе.
Список литературы
1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год
2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009
3. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005
4. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2013. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»
5. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — Программа развития Издательство: Сфера, 2008
6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/06/03/rol-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo
7. https://gazeta.ipksko.kz/ru/d-o-4/185-issledovatelskaya-deyatelnost-starshikh-doshkolnikov-kak-chast-metoda-proektov