Мадина Черчесова
Методы и средства по физическому воспитанию детей раннего возраста в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационный период — это важный этап в жизни детей раннего возраста, когда они впервые сталкиваются с новой социальной и образовательной средой. В этот период физическое воспитание играет ключевую роль в формировании у детей чувства безопасности, доверия и желания исследовать окружающий мир.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Цель данного отчета — представить методы и средства, используемые для организации физического воспитания детей в адаптационный период.
Физическая культура для детей первых трех лет является одним из средств физического воспитания. В условиях общественного воспитания физическая культура предусматривает различные формы двигательной активности (движения во время бодрствования, подвижные игры и спортивные развлечения, движения во время музыкальных занятий, зарядка, специальные занятия гимнастикой с элементами массажа) и систему закаливающих мероприятий.
Физиологическое действие различного вида движений огромно. Движения улучшают питание тканей, нормализуют обмен веществ, улучшают состав крови, являются биологическим стимулятором роста, способствуют воспитанию чувства ритма. У детей раннего возраста, помимо вышесказанного, следует обязательно учитывать три момента:
1. Движения являются органической потребностью ребенка, поэтому, чем моложе ребенок, тем труднее ему подавлять двигательную активность; следовательно, нельзя наказывать ребенка длительным ограничением в движении («постой в углу», «посиди на стуле» и т. п.).
2. Движения способствуют познанию окружающего, поэтому, чем меньше ребенок двигается, тем больше он отстает в нервно психическом развитии.
3. Нервно-мышечный аппарат ребенка до 3,5 лет качественно отличен от такового у взрослого и даже детей более старшего возраста : для ребенка раннего возраста характерна морфологическая незрелость нервных и мышечных структур. Поэтому дети раннего возраста не могут выдерживать длительных статичных нагрузок (положений, требующих длительного сокращения мускулатуры ребенка, например, сидеть или стоять в одной и той же позе).
Созревание всех структур идет постепенно, поэтому взрослый, подбирая специальные упражнения, может содействовать более правильному, качественному созреванию мускулатуры ребенка и одновременно не перегружать его упражнениями для тех мышц, которым «трудно» в данный период. Для детей раннего возраста разработана система физических упражнений, предусматривающая именно такой подход. В связи с этим отрезок жизни от рождения до 3 лет разделен на 8 условных периодов, в каждом из которых ребенок имеет свои особенности нервно-мышечного аппарата и поэтому должен получить обязательный набор (комплекс) гимнастических упражнений.
Основные виды физической активности в раннем возрасте :
1. Упражнения в ходьбе и равновесии.
- Ходьба стайкой за воспитателем в одном направлении.
- Ходьба стайкой в разных направлениях за воспитателем к ориентирам, расположенным в разных местах группы или участка - «Идём к лисичке и ежику в гости».
- Ходьба на носочках в чередовании с обычной ходьбой - «Вот какие, мы большие, а теперь маленькие».
- Ходьба в колонне по одному в сочетании с движением рук («Мы стали самолётами», игра «Машина едет по узкой дороге»).
- Ходьба с остановкой на сигнал. Сигнал может быть звуковым (свисток, звук бубна) и зрительным (флажок). В играх «Будь внимательным», «Светофор».
- Ходьба с перешагиванием предметов.
- Ходьба парами.
- Ходьба, держась друг за другом «Паровозиком».
2. Упражнения в бросании, катании, ловле мяча.
- Катание мяча взрослому и ловля.
- Прокатывание мяча по дорожке.
- Прокатывание мяча в ворота.
- Прокатывание мяча вперёд и бег за ним.
- Перебрасывание мяча через верёвку, скакалку.
- Подбрасывание мяча вверх и попытка поймать его.
- Бросание мяча об пол и ловля мяча.
- Бросание мяча в горизонтальную цель.
- Ловля мяча, брошенного воспитателем.
3. Упражнения в лазании, ползании, подлезании, перелезании.
- Ползанье на четвереньках в одном направлении к зрительному ориентиру.
- Ползание в разных направлениях к зрительным ориентирам (3-4 крупные игрушки размещаются в разных местах групповой комнаты).
- Подлезание под верёвку приподнятую от пола на 30-35 см.
- Перелезание через бревно.
- Лазание по стремянке (гимнастической стенке, высотой не более 1,5 м.
4. Упражнения в прыжках.
- Подпрыгивание на месте, держась за обе руки взрослого.
- Прыжки на месте без опоры.
- Прыжки вокруг обруча - «Зайчик прыгает вокруг обруча».
- Впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него - «Перепрыгнем через ручеёк».
- Еще один вариант, прыжки между предметами, огибая их - «Зайчик прыгает между пенёчками».
5. Упражнения в беге.
- Бег стайкой за воспитателем в одном направлении.
- Бег по дорожкам: извилистой или ровной; «По узенькой тропинке», «По широкой дороге».
- Бег между предметами, предметы располагаются на расстоянии 50-60 см., всего 5-6 крупных предметов («Деревья в лесу», «Овощи на грядке»).
- Бег в колонне друг за другом (быстро, медленно).
- Медленный бег, по кругу взявшись за руки (игра «Карусели», хоровод «Вокруг елочки»).
- Бег на носочках («Как мышки»).
Цели, методы и примеры физического воспитания детей раннего возраста в адаптационный период
Формирование физической активности : Стимулировать интерес детей к движениям и физическим упражнениям.
Развитие моторики: Помочь детям развивать координацию, силу и гибкость.
Создание позитивной социальной среды : Формирование дружеских отношений между детьми через активные игры и упражнения.
Стимуляция эмоционального благополучия: Повышение уверенности детей в своих силах через успехи в физической активности.
Методы работы
Игровой метод :
Примеры: Игры с мячом, эстафеты, подвижные игры. Например, игра "Собери мячики" — дети под руководством инструктора собирают мячики, разложенные по площадке. Это позволяет развивать ловкость и командный дух.
Метод имитации :
Примеры: Дети подражают движениям животных — прыгают, как зайчики, ползают, как котята и т. д. Это упражнение не только развивает моторику, но и делает занятия увлекательными.
Использование музыкально-ритмических упражнений:
Примеры: Упражнения под музыку, такие как "танец животных", где под ритм музыки он делает движения, имитирующие животных. Это помогает развивать ритм и координацию.
Сенсомоторный подход:
Примеры: Использование мягких матов, препятствий и различных текстур. Дети ползут, прыгают и исследуют пространство, развивая сенсорные навыки и укрепляя мышцы.
Средства работы
Игрушки и спортивный инвентарь:
Мячи, скакалки, обручи, парковые фигуры и другие элементы, которые могут сделать занятия более интересными.
Музыкальное сопровождение:
Использование музыки в занятиях помогает создать позитивную атмосферу и делает процесс обучения более увлекательным.
Организованные формы упражнений (ОРУ)
Цель: Развитие координации, гибкости, силы и общей физической активности.
Примеры:
"Смешарики" : Упражнения на равновесие, где дети должны удерживать позу на одной ноге под веселую музыку.
"Кого мы спасем?" : Дети встают в круг и выполняют движения (приседания, потягивания, повторяя за педагогом.
"Приветствие солнцу" : Дети встают в круг и поднимают руки вверх, представляя, что они приветствуют солнце. Затем наклоняются до пояса, стараясь дотянуться до пола.
"Шарик" : Дети садятся на пол, сворачиваются в шар и медленно прокатываются вперед и назад.
"Дерево" : Дети становятся на одну ногу и поднимают другую ногу, стараясь удержать равновесие.
Организованные виды деятельности (ОВД)
Цель: Развитие силы, скорости, ловкости и выносливости.
Примеры:
"Передвижение по полосе препятствий" : Используйте различные предметы (кубики, мягкие игрушки) для создания полосы препятствий, которую дети должны преодолеть, ползая, проходя или перепрыгивая.
"Ходьба на носочках" : Дети ходят по комнате, поднимая пятки от пола, как будто играют на невидимой линии.
"Змейка" : Дети движутся в зигзагообразном направления, как будто они — змеи, следуя за воспитателем.
"Поезд" : Дети следуют за ведущим, который имитирует движения различных животных: прыгнуть, проползти, покатиться.
"Веселая эстафета" : Команды выполняют простые задания, такие как перенос мячика, прыжки с предметами, преодоление полосы препятствий.
Примеры подвижных игр:
"Ловкие мышата" : Один ребенок — "кот", остальные — "мышата". Мышата должны убегать от кота, в случае "пойманности" меняются ролями.
"Солнышко и дождик" : Один воспитатель — "солнышко", остальные – "дождик". Когда воспитатель зовёт "солнышко", дети бегут к нему, а когда говорит "дождик" — присаживаются.
"Кораблик" : Дети становятся парами и представляют себя кораблями, выполняя движения, как будто плывут по океану.
"Ловишки" : Один ребенок - "ловец", остальные бегают и пытаются не попасться. Если "ловец" коснется кого-то, тот становится следующим ловцом.
Примеры малоподвижных игр:
Цель: Развитие мелкой моторики, внимательности и сосредоточенности.
"Конструкторы" : Игры с кубиками или другими строительными игрушками. Дети могут строить разные фигуры и конструкции.
"Найди и собери" : Разложите на столе различные предметы (фрукты, игрушки). Дети должны по очереди выбрать один и назвать его, затем вернуть его на место.
"Угадай-ка!" : Игра с использованием мягких игрушек, где воспитатель задает вопросы о внешнем виде игрушек, а дети должны угадать, о какой игрушке идет речь.
Пример занятия
Тема занятия: "Путешествие в мир животных"
Разминка под музыку (1 мин) : Дети под музыку выполняют основные движения, имитируя животных.
Основная часть (8 мин) :
Игра "Собери яйца" - мячики, разбросанные по площадке, дети должны собрать их, как птички.
Ползание через "туннели" из подушек — дети развивают координацию и силу.
Заключительная часть (1 мин) : Отдых в кругу, обсуждение игры, просмотр иллюстраций животных. Акцент на чувствах (радость, дружба).
Заключение
Применение разнообразных методов и средств работы с детьми раннего возраста в адаптационный период способствует развитию их физических, социальных и эмоциональных навыков. Игровая форма обучения позволяет детям обучаться через творческое взаимодействие и помогает адаптироваться к новым условиям. Важно обеспечить поддерживающую и безопасную атмосферу для их развития.
Рекомендуемая литература
Грекова, И. А. "Физическое развитие детей раннего возраста".
Семёнова, Т. Б. "Методы физического воспитания в дошкольном учреждении".
Иванова, М. В. "Игровые методики в физическом воспитании детей".