Получи документы

Методы и средства по физическому воспитанию детей раннего возраста в адаптационный период

Мадина Черчесова
Методы и средства по физическому воспитанию детей раннего возраста в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптационный период — это важный этап в жизни детей раннего возраста, когда они впервые сталкиваются с новой социальной и образовательной средой. В этот период физическое воспитание играет ключевую роль в формировании у детей чувства безопасности, доверия и желания исследовать окружающий мир.

Темочки:

Цель данного отчета — представить методы и средства, используемые для организации физического воспитания детей в адаптационный период.

Физическая культура для детей первых трех лет является одним из средств физического воспитания. В условиях общественного воспитания физическая культура предусматривает различные формы двигательной активности (движения во время бодрствования, подвижные игры и спортивные развлечения, движения во время музыкальных занятий, зарядка, специальные занятия гимнастикой с элементами массажа) и систему закаливающих мероприятий.

Физиологическое действие различного вида движений огромно. Движения улучшают питание тканей, нормализуют обмен веществ, улучшают состав крови, являются биологическим стимулятором роста, способствуют воспитанию чувства ритма. У детей раннего возраста, помимо вышесказанного, следует обязательно учитывать три момента:

1. Движения являются органической потребностью ребенка, поэтому, чем моложе ребенок, тем труднее ему подавлять двигательную активность; следовательно, нельзя наказывать ребенка длительным ограничением в движении («постой в углу», «посиди на стуле» и т. п.).

2. Движения способствуют познанию окружающего, поэтому, чем меньше ребенок двигается, тем больше он отстает в нервно психическом развитии.

3. Нервно-мышечный аппарат ребенка до 3,5 лет качественно отличен от такового у взрослого и даже детей более старшего возраста : для ребенка раннего возраста характерна морфологическая незрелость нервных и мышечных структур. Поэтому дети раннего возраста не могут выдерживать длительных статичных нагрузок (положений, требующих длительного сокращения мускулатуры ребенка, например, сидеть или стоять в одной и той же позе).

Созревание всех структур идет постепенно, поэтому взрослый, подбирая специальные упражнения, может содействовать более правильному, качественному созреванию мускулатуры ребенка и одновременно не перегружать его упражнениями для тех мышц, которым «трудно» в данный период. Для детей раннего возраста разработана система физических упражнений, предусматривающая именно такой подход. В связи с этим отрезок жизни от рождения до 3 лет разделен на 8 условных периодов, в каждом из которых ребенок имеет свои особенности нервно-мышечного аппарата и поэтому должен получить обязательный набор (комплекс) гимнастических упражнений.

Основные виды физической активности в раннем возрасте :

1. Упражнения в ходьбе и равновесии.

- Ходьба стайкой за воспитателем в одном направлении.

- Ходьба стайкой в разных направлениях за воспитателем к ориентирам, расположенным в разных местах группы или участка - «Идём к лисичке и ежику в гости».

- Ходьба на носочках в чередовании с обычной ходьбой - «Вот какие, мы большие, а теперь маленькие».

- Ходьба в колонне по одному в сочетании с движением рук («Мы стали самолётами», игра «Машина едет по узкой дороге»).

- Ходьба с остановкой на сигнал. Сигнал может быть звуковым (свисток, звук бубна) и зрительным (флажок). В играх «Будь внимательным», «Светофор».

- Ходьба с перешагиванием предметов.

- Ходьба парами.

- Ходьба, держась друг за другом «Паровозиком».

2. Упражнения в бросании, катании, ловле мяча.

- Катание мяча взрослому и ловля.

- Прокатывание мяча по дорожке.

- Прокатывание мяча в ворота.

- Прокатывание мяча вперёд и бег за ним.

- Перебрасывание мяча через верёвку, скакалку.

- Подбрасывание мяча вверх и попытка поймать его.

- Бросание мяча об пол и ловля мяча.

- Бросание мяча в горизонтальную цель.

- Ловля мяча, брошенного воспитателем.

3. Упражнения в лазании, ползании, подлезании, перелезании.

- Ползанье на четвереньках в одном направлении к зрительному ориентиру.

- Ползание в разных направлениях к зрительным ориентирам (3-4 крупные игрушки размещаются в разных местах групповой комнаты).

- Подлезание под верёвку приподнятую от пола на 30-35 см.

- Перелезание через бревно.

- Лазание по стремянке (гимнастической стенке, высотой не более 1,5 м.

4. Упражнения в прыжках.

- Подпрыгивание на месте, держась за обе руки взрослого.

- Прыжки на месте без опоры.

- Прыжки вокруг обруча - «Зайчик прыгает вокруг обруча».

- Впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него - «Перепрыгнем через ручеёк».

- Еще один вариант, прыжки между предметами, огибая их - «Зайчик прыгает между пенёчками».

5. Упражнения в беге.

- Бег стайкой за воспитателем в одном направлении.

- Бег по дорожкам: извилистой или ровной; «По узенькой тропинке», «По широкой дороге».

- Бег между предметами, предметы располагаются на расстоянии 50-60 см., всего 5-6 крупных предметов («Деревья в лесу», «Овощи на грядке»).

- Бег в колонне друг за другом (быстро, медленно).

- Медленный бег, по кругу взявшись за руки (игра «Карусели», хоровод «Вокруг елочки»).

- Бег на носочках («Как мышки»).

Цели, методы и примеры физического воспитания детей раннего возраста в адаптационный период

Формирование физической активности : Стимулировать интерес детей к движениям и физическим упражнениям.

Развитие моторики: Помочь детям развивать координацию, силу и гибкость.

Создание позитивной социальной среды : Формирование дружеских отношений между детьми через активные игры и упражнения.

Стимуляция эмоционального благополучия: Повышение уверенности детей в своих силах через успехи в физической активности.

Методы работы

Игровой метод :

Примеры: Игры с мячом, эстафеты, подвижные игры. Например, игра "Собери мячики" — дети под руководством инструктора собирают мячики, разложенные по площадке. Это позволяет развивать ловкость и командный дух.

Метод имитации :

Примеры: Дети подражают движениям животных — прыгают, как зайчики, ползают, как котята и т. д. Это упражнение не только развивает моторику, но и делает занятия увлекательными.

Использование музыкально-ритмических упражнений:

Примеры: Упражнения под музыку, такие как "танец животных", где под ритм музыки он делает движения, имитирующие животных. Это помогает развивать ритм и координацию.

Сенсомоторный подход:

Примеры: Использование мягких матов, препятствий и различных текстур. Дети ползут, прыгают и исследуют пространство, развивая сенсорные навыки и укрепляя мышцы.

Средства работы

Игрушки и спортивный инвентарь:

Мячи, скакалки, обручи, парковые фигуры и другие элементы, которые могут сделать занятия более интересными.

Музыкальное сопровождение:

Использование музыки в занятиях помогает создать позитивную атмосферу и делает процесс обучения более увлекательным.

Организованные формы упражнений (ОРУ)

Цель: Развитие координации, гибкости, силы и общей физической активности.

Примеры:

"Смешарики" : Упражнения на равновесие, где дети должны удерживать позу на одной ноге под веселую музыку.

"Кого мы спасем?" : Дети встают в круг и выполняют движения (приседания, потягивания, повторяя за педагогом.

"Приветствие солнцу" : Дети встают в круг и поднимают руки вверх, представляя, что они приветствуют солнце. Затем наклоняются до пояса, стараясь дотянуться до пола.

"Шарик" : Дети садятся на пол, сворачиваются в шар и медленно прокатываются вперед и назад.

"Дерево" : Дети становятся на одну ногу и поднимают другую ногу, стараясь удержать равновесие.

Организованные виды деятельности (ОВД)

Цель: Развитие силы, скорости, ловкости и выносливости.

Примеры:

"Передвижение по полосе препятствий" : Используйте различные предметы (кубики, мягкие игрушки) для создания полосы препятствий, которую дети должны преодолеть, ползая, проходя или перепрыгивая.

"Ходьба на носочках" : Дети ходят по комнате, поднимая пятки от пола, как будто играют на невидимой линии.

"Змейка" : Дети движутся в зигзагообразном направления, как будто они — змеи, следуя за воспитателем.

"Поезд" : Дети следуют за ведущим, который имитирует движения различных животных: прыгнуть, проползти, покатиться.

"Веселая эстафета" : Команды выполняют простые задания, такие как перенос мячика, прыжки с предметами, преодоление полосы препятствий.

Примеры подвижных игр:

"Ловкие мышата" : Один ребенок — "кот", остальные — "мышата". Мышата должны убегать от кота, в случае "пойманности" меняются ролями.

"Солнышко и дождик" : Один воспитатель — "солнышко", остальные – "дождик". Когда воспитатель зовёт "солнышко", дети бегут к нему, а когда говорит "дождик" — присаживаются.

"Кораблик" : Дети становятся парами и представляют себя кораблями, выполняя движения, как будто плывут по океану.

"Ловишки" : Один ребенок - "ловец", остальные бегают и пытаются не попасться. Если "ловец" коснется кого-то, тот становится следующим ловцом.

Примеры малоподвижных игр:

Цель: Развитие мелкой моторики, внимательности и сосредоточенности.

"Конструкторы" : Игры с кубиками или другими строительными игрушками. Дети могут строить разные фигуры и конструкции.

"Найди и собери" : Разложите на столе различные предметы (фрукты, игрушки). Дети должны по очереди выбрать один и назвать его, затем вернуть его на место.

"Угадай-ка!" : Игра с использованием мягких игрушек, где воспитатель задает вопросы о внешнем виде игрушек, а дети должны угадать, о какой игрушке идет речь.

Пример занятия

Тема занятия: "Путешествие в мир животных"

Разминка под музыку (1 мин) : Дети под музыку выполняют основные движения, имитируя животных.

Основная часть (8 мин) :

Игра "Собери яйца" - мячики, разбросанные по площадке, дети должны собрать их, как птички.

Ползание через "туннели" из подушек — дети развивают координацию и силу.

Заключительная часть (1 мин) : Отдых в кругу, обсуждение игры, просмотр иллюстраций животных. Акцент на чувствах (радость, дружба).

Заключение

Применение разнообразных методов и средств работы с детьми раннего возраста в адаптационный период способствует развитию их физических, социальных и эмоциональных навыков. Игровая форма обучения позволяет детям обучаться через творческое взаимодействие и помогает адаптироваться к новым условиям. Важно обеспечить поддерживающую и безопасную атмосферу для их развития.

Рекомендуемая литература

Грекова, И. А. "Физическое развитие детей раннего возраста".

Семёнова, Т. Б. "Методы физического воспитания в дошкольном учреждении".

Иванова, М. В. "Игровые методики в физическом воспитании детей".

Публикации по теме:

Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период Закадровая речь к презентации «Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период» Подготовила.

«Краски осени». Изодеятельность детей в адаптационный период (фотоотчёт)«Краски осени». Изодеятельность детей в адаптационный период (фотоотчёт) В этом году,после выпуска,мы набрали новых детей. Адаптация,адаптация,сложный период для всех. Для детей в первую очередь - новое место,большой.

Картотека игр для детей в адаптационный период «Иди ко мне» Воспитатель отходит от ребенка на несколько шагов и рукой зовет ребенка к себе и ласково говорит: «Иди ко мне, иди Коля ко.

Конспект НОД для детей первой младшей группы в адаптационный период «Мыльные пузыри»Конспект НОД для детей первой младшей группы в адаптационный период «Мыльные пузыри» Цель: помощь детям в адаптации к условиям ДОУ. Задачи педагога: - снятие эмоционального напряжения и агрессии; - снижение излишней двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и средства по физическому воспитанию детей раннего возраста в адаптационный период
Опубликовано: 30 ноября 2024 в 13:30
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и средства по физическому воспитанию детей раннего возраста в адаптационный период» (включая файлы) размещена пользователем Мадина Черчесова (УИ 3083127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД