Бахар Маглиева
Методы и приемы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Маглиева Бахар Магомед к. ,
Сергеева Галина Валентиновна,
Ивоняк Ирина Владимировна.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 362 Дзержинского района Волгограда»,
г. Волгоград, Россия, e-mail : dou362@mail.ru
Публикация «Методы и приемы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. В этом возрасте следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. [1]
Экологическое воспитание старших дошкольников представляет собой четко организованный и целенаправленный процесс формирования конкретных основ в плане эко-культуры. В каждом ДОУ разрабатывают и проводят еженедельно специализированные мероприятия. На них дети приобретают первичные представления о разнообразии природных объектов, учатся ценить и проявлять заботу о живых существах, ухаживать за разными растениями. Особенности проведения занятий с эко направленностью в ДОУ состоят в их целенаправленности и систематичности. Если на занятии детям дают представления о растениях, то вне занятий малыши поощряются ухаживать за цветами в группе детского сада. Старшие дошкольники поливают их, протирают листочки. Это также ведет к приобретению у дошколят элементарных навыков трудовой деятельности. В природном уголке дети любят наблюдать за ростом растений. Важно проводить наблюдения во время прогулок. Обращать внимание дошкольников на то, что природа изменяется. Одно время года приходит на смену другому, это приводит то к гибели цветов зимой, и возрождению травы и цветов весной. Но если равнодушные к природе люди начнут без надобности выдергивать растения, ломать веточки, поджигать траву, то это приведет растения к гибели раньше, чем наступит зима. Если не беречь и не ухаживать за растениями, то они могут быстро погибнуть. А ведь растения дают людям чистый воздух. И это нужно донести до сознания малышей. В работе по экологическому обучению и воспитанию младших школьников используются такие формы и методы, как экскурсии, наблюдение объектов в природе, на занятиях, беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры, утренники, праздники, КВН, викторины. Бесспорно, отказываться от опыта работы, сложившегося в практике, не стоит, но и ограничиваться лишь указанными формами и методами нельзя. В настоящее время методика экологического образования и воспитания значительно обо-гатилась новыми приемами, методами, формами работы. [2]
Методы экологического образования и воспитания дошкольников можно поделить на две группы:
-традиционные;
-инновационные.
Рассмотрим традиционные формы работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников.
Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся.
Экскурсия- это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне сады, а материал экскурсии тесно связан с программой по окружающему миру. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для эстетического восприятия, организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности
Экскурсии в лес, на природу также способствуют экологизации дошкольников. В лесу можно предложить детям послушать, как шумит листва, поют птички. Это даст детям понимание того, что природа живая, ее надо беречь.
Экологические экскурсии имеют свою специфику, которая заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. На экскурсиях уделяется внимание экологическому обучению : выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей; систематизируются представления о взаимосвязях в природе.
Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, имитационные. [3]
Дидактические игры — это игры с правилами. Их главное свойство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи выступают перед ребенком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднамеренно. Эти игры помогают формировать такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль, самооценка. К дидактическим играм экологического содержания относят игры с карточками - лото, природным материалом.
Ролевые игры, экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Ролевое поведение дает возможность ребенку проявлять самостоятельность суждений, формирует их умения вести дискуссию, использовать свои знания.
Дети очень любят, когда им рассказывают. Но еще больше они любят смотреть иллюстрированные книжки. Поэтому формирование экологических основ будет эффективнее, если показывать малышам энциклопедии с иллюстрациями разного вида животных и растений. Так детям легче будет усвоить материал. Наглядно дошкольникам легче будет представить все многообразие животного и растительного окружения.
Учебная «экологическая тропа» — это маршрут в парке или лесопарке, который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной природы, и антропогенный ландшафт. .[4] Это позволяет сравнивать естественную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе.
Дети, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатывают и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей. Зимой вокруг здания детского сада воспитатели совместно с дошкольниками развешивают кормушки. Детям предлагают следить, чтобы в кормушках был корм. Если корм заканчивается, то дети могут взять на себя обязанность его туда подсыпать. Так дети учатся заботиться о птицах в то время, когда им трудно найти корм.
Набирает силу и индивидуальная форма экологической работы, которая предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепку.
Роль раздела «Человек и его здоровье» в экологическом образовании учащихся имеет большое значение, так как именно на человека, его здоровье и благополучие наибольшее влияние оказывает сложившаяся экологическая ситуация. Традиционная проблема охраны природы переросла сегодня в более широкую проблему охраны окружающей человека среды. В связи с этим уроки данного раздела приобретают особую значимость в экологическом образовании школьников, и усовершенствованная программа по биологии предусматривает расширение экологических знаний в его содержании.
Обучение биологии в средней (полной) школе характеризуется повышением теоретического уровня и усилением практической направленности занятий по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека и общей биологии. В результате обобщения этих разделов биологии, углубляются и систематизируются природоохранительные знания и представления учащегося, продолжается формирование структуры его экологического сознания и мировоззрения.
В заключение следует сказать, что сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.
Результатом экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И. В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.
Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Экологическое мировоззрение определяет систему ценностей, соответствующее поведение и отношение к природе, человеку, обществу.
Конспект образовательной деятельности: «Путешествие в лес»
(младшая группа)
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
Задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, организованность, чувство коллективизма. Формировать умение работать по схеме, выделять существенные признаки предметов, сравнивать наглядно предметы, объяснять свои действия.
Образовательные области: Познание, социализация, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность, труд.
Методы и приемы : игровые, сравнительно-поисковые, метод анализа, работа со словом (словотворчество).
Предварительная работа: подборка произведений с описаниями леса и его обитателей, демонстрационный материал «Дикие животные», «Деревья нашей полосы», слушание детских, народных песенок по теме.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель : Ребята, сегодня нас пригласили в гости. Мы пойдем в лес.
- А вы хотите узнать, кто нас пригласил в лес? Составьте разрезную картинку, и вы узнаете, кто это (дети собирают из деталей целую картинку).
- Правильно это белка.
- Ребята, белка хочет с нами поиграть, она спряталась нам нужно ее найти по описанию. Посмотрите сколько здесь белочек. Пойдемте ее поищем: она мягкая, пушистая, у нее голубые глаза на шее завязан красивый шарфик, а в лапках у нее большая книга.
- У этой белки, какие глаза?
- А это белка, какую книгу держит в лапках?
- Что у белки на голове?
- Вот нашли мы нашу белку, а вот ее большая книга. Давайте рассмотрим ее! (На картине выбирают диких животных).
- Ребята, кого вы видите на этой странице?
- Да, это животные. А какие животные живут в лесу?
- Здесь есть и домашние животные, мы их сейчас уберем, так как они здесь лишние.
- Ой, ребята, посмотрите на эту страницу.
- Что вы видите? Какие это деревья?
- Пуговицы растут на деревьях? Какое это дерево? (пуговичное).
- Какие еще деревья здесь есть? Конфетное, прищепочное, денежное или монетное.
- Такие деревья растут в лесу? А где такие деревья могут расти? (в сказке).
- Что вы видите? ( Разные деревья: береза, клен, елочки).
- Посмотрите на дерево, какое оно?
- Что есть у дерева?
- Где спряталась белка?
- Где стоит лиса?
- Где сидит птичка?
- Где спит медведь?
- Ну вот, мы всю книгу просмотрели, и со всеми заданиями справились. Вы устали? Давайте отдохнем.
Физминутка
Белка прыгала, скакала. К зиме кладовки заполняла.
Здесь – орешки, Тут – грибочек,
Для сыночков и для дочек.
- Ой, посмотрите перед нами тропинка со следами. Мы должны пройти точно по следам, они нас приведут в лес. А в лесу мы будем сравнивать деревья и кустарники.
- Что вы видите?
- Что есть у дерева?
- Какой ствол?
- Что есть у куста?
- Что нужно для того, чтобы дерево и куст выросли большими и сильными?
Работа по схемам.
- Ребята, белка приготовила для вас игру, посмотрите, сколько здесь много пустых клеточек. Мы эти клеточки будем заполнять фишками.
Ствол, ветки, выше, ниже, земля, солнце, дождь, дерево, куст.
- Посмотрите это ствол, у чего есть ствол? У дерева, ставим конус возле дерева.
- Это веточки, у чего есть веточки? У дерева и куста, кладем палочки в нужные клеточки.
- Что выше, что ниже? Дерево выше кладем в клеточку прямоугольник. Куст ниже кладем в клеточку квадратик
- На чем растут дерево и куст? Значит, клеточки мы закрашиваем черным карандашом.
- Что необходимо для того чтобы росло дерево и куст? В клеточку с солнцем мы кладем желтый кружок, а в клеточку с дождиком мы кладем капельки.
- Молодцы ребята! С заданием все справились
- Почему на дереве и кустике нет листочков?
- Правильно! Вот наступила весна, солнце станет греть сильнее, все оживет на деревьях и кустах и появится зеленые листочки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2. Николаева, С. Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-20.
3. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С. 40-49.
4. Никифорова, О. А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.