Чолакян Ульяна
Методы и приемы развития сюжетно-ролевого диалога у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы Чолакян Ульяна Юрьевна, Пшеничникова Юлия Витальевна
Методы и приемы развития сюжетно-ролевого диалога у дошкольник
ов. [/b]
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка. С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность, увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Публикация «Методы и приемы развития сюжетно-ролевого диалога у дошкольников» размещена в разделах
В связи с тем, что общение между сверстниками в основном в рамках игрового взаимодействия, сюжетно-ролевая игра является эффективной формой организации деятельности по формированию диалогической речи, а именно ролевого диалога.
В сюжетно-ролевой игре у детей формируется умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:
- соблюдение очередности в разговоре;
- выслушивание собеседника;
- спокойный доброжелательный тон.
Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослыми: учится говорить о предметах не находящихся в поле зрения, обучается внеситуативному общению.
Изучив и проанализировав все вышесказанное в своей практике, мы используем следующие приемы развития ролевого диалога у дошкольников:
Прием «Говорю-слушаю».
В группе сделаны парные карточки, на одних изображен рот, на других ухо. Для развития диалога мы используем данные карточки для обсуждения новостей выходного дня. После выходных дети приходят в группу, выбирают себе пару, берут карточки и тот у кого карточка «рот» рассказывает как он провел выходные, а тот, у кого карточка «ухо» слушает и зарисовывает эти новости. Затем, дети обмениваются карточками. После обсуждения все рисунки складываются в «Альбом новостей».
Парные коммуникации.
Так же в нашей группе разработаны карточки-схемы для развития сюжетно-ролевого диалога. При помощи данных карточек мы проводим следующее упражнение. Дети самостоятельно выбирают карточки на которых написаны 2 роли и схемы к ним. Дети распределяют между собой роли и начинают вести диалог, например швея-модница.
Модница приходит в ателье:
- Здравствуйте! Мне нужно сшить платье.
Швея:
-Здравствуйте! Мы с удавольствием сошьем для вас платье! Какой длинны, из какого материала и какого цвета вам бы хотелось платье?
- Платье должно быть до колен, из легкого материала, красного цвета в белый горошек.
-Хорошо, я все поняла! Через неделю приходите на примерку. И т. д…
Упражнение «Интервью»
Дети выбирают себе пару, с помощью воспитателя определяются с ролями. Один ребенок выступает в роли корреспондента, второй в роли того у кого берут интервью (певица, актер, ученый и т. п) Можно использовать атрибуты, чтобы детям было интереснее. Т ак как этот сюжет не очень знаком детям, воспитатель помогает детям придумать роли, сформулировать вопрос, подсказывает развитие сюжета.
Игра малой подвижности «Остановимся- познакомимся».
Дети образуют два круга (внутренний и внешний) лицом друг к другу. В руках у каждого ребенка любимая игрушка. Дети начинают двигаться в круге в разных направлениях, произнося слова :
«Мы бежим, бежим, бежим,
Потому что мы спешим,
А теперь мы остановимся
И друг с другом познакомимся»
После того как дети останавливаются друг напротив друга, они начинают знакомить свои игрушки, принимая на себя роль этой игрушки и ведут диалог от ее лица.
Игры с телефоном.
Дети садятся в разных местах группы, но так чтобы они моги слышать друг друга, в руках у них телефоны. Воспитатель помогает детям с выбором сюжета, а роли они распределяют самостоятельно. Дети начинают обыгрывать выбранную ситуацию.
Например «Звонок маме на работу»:
- Алло!
- Здравствуйте! Позовите, пожалуйста к телефону мою маму Иванову Нину Петровну, это ее сын Алеша.
- Минуточку! Не клади трубку, сейчас приглашу.
Мама берет трубку:
- Алло! Привет сынок!
- Мама, бабушка заболела, плохо себя чувствует, приходи домой пораньше!
- Хорошо сынок я постараюсь прийти пораньше, а ты пока дай бабушке ее таблетки и держи меня в курсе!
- Ладно! Мы тебя очень ждем!
Так же можно разыграть ситуацию «Звонок в поликлинику», «Звонок в сервисную службу», «Вызов мастера», «Заказ такси», «Заказ еды на дом» и т. д…
Подвижные игры с ролевым диалогом.
Например игра «Красочки».
Лучше играть в эту игру с большим количеством участников. Дети распределяют роли «Монах», «Продавец», «Красочки». Дети – красочки выбирают себе цвет и сообщают его продавцу.
«Монах» стучится в воображаемую дверь и говорит:
- Тук-тук я монах в синих штанах пришел к вам за красочкой!
Продавец :
- За какой?
- За белой!
Ребенок, который выбрал белый цвет срывается с места и бежит по площадке, если монах догоняет красочку, то они меняются ролями и продолжают игру.
Театрализованные игры, игры драматизации.
Игры драматицации и театрализованные игры напямую способствуют развитию ролевого диалога.