Надия Аширова
Методы, приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ.
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ,
АШИРОВА Н. Х.
1 СЛАЙД. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ.
2 слайд. «Искусство – это.»
Искусство - это «образ», образ мира, человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме.
Публикация «Методы, приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством» размещена в разделах
Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.
3 слайд. «Искусство призвано…»
Искусство призвано :
• «раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель)
• «исправлять природу» (Вольтер)
• «способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили» (Р. Кент)
• «озарять светом глубины человеческой души» (Р. Шуман)
Эти высказывания раскрывают педагогические возможности живописи.
Без воспитания с дошкольного возраста уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.
Прежде чем говорить о методах и приемах ознакомления дошкольников с изобразительным искусством, напомню о видах и жанрах изобразительного искусства.
4 слайд. Виды и жанры изобразительного искусства :
Изобразительные :
• Живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина)
• Графика,
• Скульптура
Неизобразительная :
• Архитектура
Декоративно-прикладное искусство (сюжетное, орнаментальное).
В условиях современного общества педагоги, художники, искусствоведы всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного возраста с различными видами изобразительного искусства создаёт условия для развития их художественного творчества. Задача воспитателя - так организовать изобразительную деятельность детей, чтобы она носила активный и творческий характер.
5слайд. «Методы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством».
Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать следующие методы : наглядные и словесные. Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство - средство познания и отражения окружающей действительности. От степени развития у детей умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.
Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения.
Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передаёт образ. Применение картины обеспечивает повторность восприятия и возможность выделить главное, характерное для последующего изображения.
Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приёмами изображения на плоскости.
Использование образов художественной литературы.
Художественный образ, воплощенный в слове, обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено характерное, типичное, свойственное данному явлению и выделяет его среди других.
Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.
С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов предметом можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приёмов изображения.
Воспитателю следует серьёзно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предметы, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение). Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.
6 слайд. «Приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством».
Р. М. Чумичева в своей книге «Дошкольникам о живописи» предлагает для более успешного ознакомления с произведениями изобразительного искусства следующие методы и приемы.
Прием пояснения применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине, помогает уточнить ответы детей. Этот прием помогает всматриваться в картину. Содержание эмоционально окрашено, богато интонациями. Дети внимательно слушают рассказ по картине, смотрят и видят детали, соотносят изображенные предметы с реальными, выделяют главное в содержании произведения, устанавливают связи между предметами и явлениями, изображенными на картине. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом.
Прием сравнения можно использовать для того, чтобы развивать у детей мыслительные процессы - умение делать анализ и выводы на основе умозаключений. Например, я использую при сравнении одной картины с другой. Направляю внимание детей на колорит картины — сочетание красок, характерное, например, для весеннего дня. Прошу детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный (ясный) день в картине.
Прием акцентирования деталей раскрывает выразительность части картины, именно на ней сосредотачивает внимание, усиливает восприятие детей и помогает им установить взаимосвязь между частью и целым в картине. Прежде чем спрашивать «о чем картина?», надо научить детально рассматривать произведение. Вопросы обобщенного характера задаются в том случае, если дети приобрели умение ее анализировать.
Прием активизации предполагает эмоциональный отклик у детей на картину.
Прием оживления детских эмоций способствует оживлению у детей ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины (выразительное чтение или прослушивание музыкального произведения).
Прием «вхождения» в картину. Используя этот прием, я предлагаю детям представить себя на месте изображенного человека. Этот прием оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, переносит на изображаемое место, учит сопереживанию и будит воображение детей. Этот прием тесно связан с игрой и творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.
Прием музыкального сопровождения используется как перед восприятием картины, так и во время ее рассматривания. Музыка является фоном для рассказа воспитателя или детей об изображенном. Можно, подбирая музыку, устанавливать связь между живописным и музыкальным образом.
Игровой прием, при помощи которого можно заинтересовать ребенка содержанием картин. Игровые приемы сосредотачивают внимание детей на необходимой для восприятия части картины, активизируют мыслительную деятельность, вызывают интерес к произведению, формируют положительное отношение к искусству в целом. Например, «Кто точнее передаст движение руки», «Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение?», «Узнай, к какому портрету относится эта музыка», «Открой тайну человека, которую скрыл художник», «Придумай название к данному портрету».
7 слайд. «Приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством».
Кроме всего, ознакомление с произведениями изобразительного искусства предполагает и другие методы и приемы :
• рассматривание, обсуждение, эстетическая оценка разнообразных привлекательных объектов: многообразие и выразительность форм, оттенков, узоров, фактуры;
• беседа об искусстве, эстетических объектах, изобразительных техниках и инструментах. Искусствоведческий рассказ педагога дается после того как дети самостоятельно рассмотрели картину.
• чтение познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий;
• рассматривание эстетических объектов, создание выставок, поделок для украшения группы, предметов для игр, привлечение детей к дизайн – деятельности;
• исследования. Детские игровые проекты («Знаешь, как получить такие оттенки?», «Радуга в коробке с красками», «Загадочные инструменты художника», «Какие бывают натюрморты?»; беседы «Что бы ты хотел увидеть еще?», «Как предметы попадают в музей?»;
• экскурсии в художественные и краеведческие музеи, галереи, выставки. Дошкольники посещают музеи вместе с родителями;
• организуется детско - родительские игровые проекты «Наш любимый музей», «Как мы путешествовали…», «Музей у нас дома: наша семейная коллекция»;
• ситуации индивидуального и коллективного творчества, способствующие развитию умения соотносить свои интересы с желаниями других детей, стремление договорится друг с другом, радоваться общему результату;
• использование современных информационных технологий: ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, электронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей;
• упражнения и игры, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности (игры «Найди пару», «Подбери палитру», «Преврати фигуры», упражнения «Дорисуй фигуру», «Кляксы», «Художественный салон», «Экскурсия по выставке картин», «Найди ошибку в рассказе о картине»);
• использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности в процессе образовательных ситуаций, предусматривающих сравнение образов, создаваемых разными видами искусства - музыкой, литературой, изобразительным искусством (образы Снегурочки, Весны, Зимы, Бабы Яги, Гномов, птиц и животных). Умелое использование музыки, выразительное чтение усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.
• создание творческих работ при использовании разных видов деятельности, изобразительных техник и материалов : фантазирование на темы «Звуки красок», «Осенние мелодии», «Танцы форм», «Цвета радости и грусти».
• сочетание рисования и аппликации, рисования и лепки, применение нетрадиционных изобразительных техник : коллаж, бумагопластика, пластилинография, изонить.
8 слайд. «Средства ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства».
Средствами ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства выступают как сами произведения изобразительного искусства, так и печатное их воспроизведение: иллюстрации в книгах, репродукции картин, фотографии произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, различные эстампы, офорты, гравюры, литографии, образцы декоративно-прикладного искусства.
9 слайд. Этапы ознакомления детей с изобразительным искусством.
На первом этапе работу по ознакомлению дошкольников с различными видами изобразительного искусства начинают с рассказа о художнике и его труде.
На втором этапе дошкольников подводят к пониманию настроения художественного произведения. Используются следующие приё мы:
- приём «вхождения» в картину;
- придумывание названия художественного произведения;
- использование художественного слова и музыкального сопровождения.
На третьем этапе детей знакомят со средствами художественной выразительности. В решении этой задачи помогают вопросы и прием сравнения картин.
Четвертый этап - знакомство с жанрами различных видов изобразительного искусства.
10 слайд. Методы и приемы при ознакомлении с живописью.
11 слайд. Методы и приемы при ознакомлении детей с портретной живописью.
12 слайд. Методы и приемы при ознакомлении детей с книжной графикой.
Таким образом, выбор метода и приёмов ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства зависит :
• от содержания и задач занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства;
• от возраста детей и уровня их развития.
Список литературы.
1. Казакова Т. К. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», 2006г.
2. Чумечева Р. М. «Дошкольникам о живописи», (Книга для воспитателя дет. сада)1992г.