Наталья Шелудкова
Презентация «Методы и приемы развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
«Методы и приемы развития речи дошкольников».
2 слайд
“Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией.
Публикация «Презентация „Методы и приемы развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима, формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.
3 слайд.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирование правильной устной речи дошкольников.
Основные задачи речевого развития старших дошкольников:
- Воспитание звуковой культуры речи.
(Учим произносить внятно определённые звуки - водичка льётся с-с-с; комар пищит – з-з-з-з);
- Обогащение и активизация словаря.
- Формирование грамматического строя речи. (Учим согласовывать существительное с прилагательным; учим употреблять предлоги – в, на, под, за; учимся употреблять существительные во множественном и единственном числе);
- Обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов и приёмов в работе по развитию речи. (Учим слушать внимательно, понимать заданный вопрос, отвечать на него, говорить, не перебивая друг друга, употреблять в речи вежливые слова).
4 слайд.
Существуют различные методы речевого развития.
Наглядные, практические, словесные,
Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще, нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства - это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов.
Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.
Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе.
В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ, рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах, обобщающая беседа (старших дошкольном возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору).
Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.).
Практические методы направлены на:
-обучение детей применять полученные знания на практике;
- усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.
В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.
К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи, игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом, игры-инсценировки, хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.
Вывод. Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.
5 слайд.
Приёмы развития речи.
Приём является основным элементом метода. Их можно разделить на словесные, наглядные, практические (игровые)
Наиболее широкое распространение в детском саду приобрели:
Словесные приемы. К ним относятся: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.
Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, - показ положения органов артикуляции при произнесения звуков.
Также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
Практические методы (игровые приемы) направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, также показ положения органов артикуляции, при произнесения звуков, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
6 слайд.
Игры и упражнения,
направленные на: Название игры:
Развитие слухового восприятия,
интонационной выразительности речи «Найди первый звук», «Хлопни в ладоши», «Узнай звук», «Громко - шепотом», «Как говорит Таня?».
Обогащение словарного запаса (подбор синонимов, однокоренных слов, многозначных слов) «Кто больше слов скажет», «Кто заблудился?», «Кого можно гладить», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Как сказать по-другому». «Найди отличия», «Исправь ошибку».
Формирование грамматического строя речи «Подбери признак», «Найди противоположное слово», «Назови лишнее слово».
Развитие связной речи (составление сказки, совместного рассказа, творческого рассказа) «Приключения Маши в лесу», «Расскажем про белочку», «В гостях у лесника», «Опиши игрушку».
Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни.
7 слайд.
Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Игры и упражнения,
направленные на: Название игры:
Развитие звуковой культуры речи. Что такое звук, слово, предложение?» «Поймай слог», «Едем, летим, плывём», «Найди слова», «Раздели правильно», «Придумай слово».
Обогащение и активизация словаря.
«Что вы видите вокруг?», «Скажи какое», «Найди точное слово», «Назови одним словом», «Высокий - низкий», «Доскажи словечко».
Формирование грамматического строя речи. «Кто у кого», «Один-много», «Наоборот», «Скажи по - другому».
Развитие связной речи «Составь описание», «Придумай рассказ», «Скажи точнее», «Где начало рассказа?», «Какая картинка не нужна?», «Составь рассказ», «Закончи сам».
8 слайд.
Инновационные технологии:
Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: облегчает детям овладение связной речью, обогащение словарного запаса, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт составление рассказов, пересказ художественной литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.
9 слайд.
Структура мнемотехники.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
10 слайд.
Мнемоквадрат – отдельные элименты.
Мнемодорожки - В лесу темно. Все спят давно. Одна сова не спит.
На суку сидит. И на нас глядит.
11 слайд.
Описательные рассказы по лексическим темам:
например: животные – кто это? Цвет. Части тела. Чем покрыто? Голос. Чем питается? Хищное или травоядное? Жилище. Что делает? Польза человеку.
12 слайд.
Другой пример таблицы. (Описание домашних и диких животных)
13 слайд.
Расскажи-ка. (Описание посуды)
14 слайд.
Мнемотаблицы по сказкам.
15 слайд
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей
дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
16 слайд.
В результате использования различных методов и приёмов по развитию речи дошкольников.
1. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
2. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории
3. Словарный запас выходит на более высокий уровень
4. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией
17 слайд.
Спасибо за внимание!