космач елена
Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников
Вопросы:
1. Характеристика метода как способа взаимодействия
2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов
Публикация «Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах
3. Значение методов моделирования и развития музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки».
4. Нагдяно-дидактические пособя и УМК как средство обучения и развития, пути их использования
^ 1. Характеристика метода как способа взаимодействия
В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой классификации педагогических методов.
Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т. е деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. В то же время существует классификация, учитывающая степень проблемности изложения материала (подход А. В. Запорожца и Т. А. Марковой). Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения, при этом источники передачи и восприятия опыта остаются теми же (наглядный, словесный, практический). Классификация методов эстетического воспитания и художественного обучения предложила Н. А. Ветлугина. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, ею выделены следующие методы : побуждения к сопереживанию, убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям.
^ 2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов
Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры дошокльников. Для характеристики методов музыкального воспитания возможно объединение двух классификаций, предполагающее рассмотрение наглядного, словесного и практического методов в сочетании с проблемным.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О. П. Радыновой). Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех произведений контрастных друг другу, либо наоборот, схожих (в старшем возрасте, произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского и «Солдатский марш» Р. Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П. И. Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А. Лядова, «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»). Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж, обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, ее использование наиболее оправданно в младшем возрасте. Как правило, зрительная наглядность не используется до прослушивания музыки во избежание навязывания определенного образа, излишней его конкретизации.
Словесный метод носит универсальный характер и в музыкальном воспитании также незаменим. Его назначение: организовать внимание и деятельность детей, углубить и дифференцировать воспритие музыки (эмоционально-образные характеристики музыки - используется не бытовая, а образная речь, Его разновидности: беседа, рассказ, пояснения, инструкции. Проблемность словесному методу придают побуждения детей к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений и т. д.
Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания, музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность, игре не музыкальных инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а предлагается выбор нескольких возможных действий, самостоятельный поиск решения. Одним из основных практических методов являетсяупражнение, однако его использование не должно превращаться в тренаж. Эффективный практический метод - метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. Так, соотношение звуков по высоте, длительности, силе может моделироваться с помощью действий (например, показ рукой изменения высоты звука, отхлопывание и отстукивание ритмического рисунка, показ с помощью наклонов изменение динамики музыки и т. д., с помощью предметов (для показа изменения высоты – предметы одного размера, расположенные на разной высоте по вертикали <ветки на дереве, цветы различной высоты и т. п. >, смены длительностей – предметы разного размера, соответствующие разной длительности звуков <длинные и короткие бревнышки, сосульки и т. п. >).
^ 3. Значение методов моделирования и развития музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки».
О. П. Радынова выделяет группу методов уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать, смену характера и настроения музыки в процессе восприятия с помощью доступных дошкольникам способов. Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики, тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки : нежно, ласково, тяжело, колюче и т. д., интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки, вокальное (подпевание музыкальных фраз, моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения, цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки, тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке,оркестровка произведения с их помощью, словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк, полихудожественное (одновременное использование слова, цвета, драматизации и т. д.)
Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра как метод музыкального воспитания (одновременно являясь и формой организации музыкльного воспитания).
^ 4. Нагдяно-дидактические пособя и УМК как средство обучения и развития, пути их использования
Многие наглядно-дидактические игры предполагают использование музыкально-дидактических пособий, однако последние могут использоваться и вне игр, являясь своеобразными моделями, способствующими осозанию дошкольниками различных явлений музыкального искусства.
^ Можно выделить следующие виды пособий:
1. Музыкально-дидактические пособия общего назначения (фланелеграф, нотный стан со съемными нотами и др.)
2. Музыкально-дидактические пособия для развития способностей к определенному виду музыкальной деятельности (Комиссарова Л. Н.) :
а). формирующие представление о характере музыки (“Солнышко и тучка”).
б). формирующие представления о средствах выразительности (“Музыкальный домик”-регистр, “Карусель”-темп).
а). формирующие представление о содержании музыки и музыкальных образах (“Море”, “Узнай сказку”).
3. Музыкально-дидактические пособия для развития отдельных музыкальных способностей (разрезные комплекты для моделирования звуковысотных и ритмических отношений, книжки-малышки с сюжетами знакомых песен для формирования певческих навыков и закрепления изученного репертуара).
Важное значение в музыкальном воспитании дошкольников, в реализации принципа наглядности, играют и учебные пособия для дошкольников. Среди них:
Н. А. Ветлугина “Музыкальный букварь”;
Л. С. Ходонович “В мире музыки”, «Я и музыка», «Необыкновенные знакомства» и др. - индивидуальные тетради для старших дошкольников;
В. В. Ковалив «Мои первые ритмы» - пособие-раскраска для среднего дошкольного возраста;
О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль «В мире музыки» и «Тропинка в мир музыки»- учебно-наглядные пособия для детей 3-5 лет и 2-3 лет (Серия «Мир детства»)
Для детей старшего дошкольного возраста Л. С. Ходонович разработан УМК (учебно-методический комплекс) «Путешествие в мир музыки», включающий учебно-методическое пособие для педагога (планирование работы, конспекты занятий, развлечений и др., учебное пособие для дошкольников, рабочая тетрадь для дошкольников (черно-белая).
Тема 8. Игра как метод музыкального воспитания дошкольников
Вопросы:
1.
Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников
2.
Подходы к классификации музыкально-дидактических игр
3.
Структурные компоненты музыкально-дидактической игры
4.
Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников
^ 1. Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников
Дидактическая игра — исторически сложившийся, педагогически оправдавший себя вид деятельности детей дошкольного возраста. Это форма обучения детей, в которой эффект обучающего воздействия достигается косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие. Известно, что методы прямого обучения ориентированы прежде всего на накопление определенных знаний, умений и навыков, тогда как косвенные в первую очередь оказывают стимулирующее влияние на развитие ребенка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и усвоения знаний. Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей Педагогическая ценность дидактических игр отмечалась многими исследователями.
А. П. Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». Среди первых педагогов, исследовавших процесс обучения детей с использованием игр, следует назвать Е. И. Тихееву, выделившую два вида дидактического материала: искусственный (настольно-печатные игры — парные картинки, лото, разрезные картинки, игрушки) и естественный (овощи, плоды, цветы и т. д.). Дидактические игры, по мнению Е. И. Тихеевой, следует подбирать так, чтобы каждая них способствовала развитию различных сторон личности, вместе с тем, желательно выделение одной какой-нибудь особенности. Начиная с 30-х годов, дидактическая игра вошла в практику детского сада и как метод, и как форма обучения дошкольников.
Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей. Внимание ученых привлекают широкие возможности, которыми обладает этот вид игровой деятельности в осуществлении воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Современная наука располагает обширными данными по проблеме, различные аспекты решения которой содержатся в работах В. А. Аванесовой, Л. В. Артемовой, Т. М. Бабуновой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, Н. С. Старжинской, Р. Б. Стеркиной, Г. Н. Толкачевой, Е. И. Удальцовой и др.
Исследователи рассматривают дидактическую игру как: средство образовательной работы (Ф. Н. Блехер, 3. М. Богуславская, Е. Ф. Иваницкая, Е. И. Тихеева, Б. И. Хачапуридзе.); особую форму обучения (В. Н. Аванесова, В. Н. Беспалова, Р. И. Жуковская, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова и др.); средство, стимулирующее творческую деятельность детей, обеспечивающего развитие личности (Л. В. Артемова, Т. М. Бабунова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер и др.); метод всестороннего воспитания детей (А. К. Бондаренко, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова и др.); средство формирования самооценки дошкольников (Р. Б. Стеркина и др.); средство формирования потребности в самоутверждении (Г. Н. Толкачева);
Во всех работах, посвященных этой проблеме, утверждается взаимосвязь обучения и игры, накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения и воспитания.
Исследователи указывают, что специфику дидактических игр определяют следующие структурные компоненты: игровая и учебная задача, игровые правила и действия.
^ 2. Подходы к классификации музыкально-дидактических игр
Теория вопроса музыкально-дидактических игр в области музыкального воспитания и обучения дошкольников освещена в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Она рассматривает названные игры в качестве универсального средства развития музыкально-сенсорных способностей. Содержание, правила и действия в процессе игр Н. А. Ветлугина подчиняет задачам систематического и планомерного развития звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха детей дошкольного возраста. Ею определены типы музыкально-дидактических игр в соответствии с дидактическими задачами и развертыванием действий: наглядно-предметные (настольные) игры; подвижные с элементами музыкально-пластической импровизации; танцевально-хороводные. При этом выделены следующие компоненты музыкально-дидактической игры : дидактическая задача, игровое правило, игровое действие, игровое содержание, которые помогают педагогу акцентировать внимание детей на игровом сюжете, игровом действии, а не на дидактической задаче. Это способствует созданию у дошкольников ярких впечатлений, ощущения радости от игры. Усилить занимательность музыкально-дидактической игры можно, по мнению Н. А. Ветлугиной, включением в реализацию игрового действия эмоционально насыщенного сюжета, поскольку «фабульный элемент, соотнесенный с эмоционально-образным и смысловым содержанисм музыкального произведения, облегчает ребенку процесс постижения музыкального образа и средств его художественного воплощения». Однако сюжетные музыкально-дидактические игры автором не представлены.
Исследования по проблеме использования музыкально-дидактических игр в системе музыкального воспитания дошкольников были продолжены Л. Н. Комиссаровой и Э. П. Костиной.
Л. Н. Комиссарова разработала систему наглядно-предметных музыкально-дидактических игр для старших дошкольников с целью формирования у них представлений о таких средствах музыкальной выразитсльиости как темп, динамика, регистр, тембр. Основываясь на утверждении Б. М. Теплова о необходимости привлечения внемузыкальных средств на начальном этапе формирования музыкальных представлений у детей, Л. Н. Комиссарова соединяет в играх слуховой, зрительный и моторный компоненты. Моделируется также структура музыкальной речи, что позволяет, по мнению автора, направить внимание детей на те стороны музыкапьного объекта, которые являются доминирующими в данном музыкальном произведении. Содержательная сторона игр дополняется системой наглядных музыкально-дидактических пособий, представляющих собой предметы (игрушки, кубики, брусочки,наборы карточек с изображениями детских музыкальных инструментов, различных сюжетов, раскрывающих содержание музыкальных произведений, цветные фишки и т. п. Среди них выделяются пособия, которые дают представление о характере и содержании музыки, музыкальных жанрах, музыкальных образах. Освоение детьми программного материала осуществляется через показ, ознакомление с различными наглядными пособиями, которые даются в готовом виде и сопровождаются подробными пояснениями воспитателя. Согласно полученным автором результатам, исполъзование музыкально-дидактических игр с этими пособиями активизирует восприятие музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.
Э. П. Костина, которая применяла систему музыкально-дидактических игр наглядно-предметного типа в качестве средств обучения для формирования восприятия свойств музыкальных звуков (высоты, ритмических отношений, тембровой окраски, динамических оттенков) и активизации самостоятельной музыкально-игровой деятельности. Эффективность игр изучалась в сравнительно-возрастном аспекте в работе с детьми от четырех до семи лет. Автором разработаны интересные музыкально-дидактические игры, каждая из которых направлена на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников. Обучение строится на освоении (непрерывном и последовательном) серии музыкально-дидактических игр. Оно осуществляется в несколько этапов: первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий на занятиях; освоение их в условиях ознакомления с игрой в учебной деятельности; применение знакомых игр вне занятий, но с помощью педагога; самостоятельное применение игр детьми по их выбору и инициативе в самостоятельном музицировании. Э. П. Костиной установлено, что структура и функции музыкально-дидактических игр могут изменяться в зависимости от конкретных дидактических задач, а также от возраста детей. Предложенные автором музыкально-дидактические игры способствуют развитию у дошкольников способностей различения соотношений музыкальных звуков, их основных свойств и обеспечивают формирование способов самостоятельных действий детей, а также выступают в качестве ценного дидактического материала для практической деятельности педагогов. Важным является замечание Э. П. Костиной о том, что в процессе музыкально-дидактических игр дети с низким уровнем музыкального развития проявляли большую активность, чем это наблюдалось за ними в других видах музыкальной деятельности.
^ 3. Структурные компоненты музыкально-дидактической игры
Исследователи пытались найти такие компоненты музыкально-дидактической игры, которые бы в большей степени способствовали активизации процесса музыкального обучения и воспитания дошкольников.
Так, К. В. Тарасова выделила игровой сюжет, который вводит в задания и упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Она доказала, что система такого типа упражнений эффективно отражается на характере двигательных интерпретаций музыки, активности и выдержке детей. С. М. Шоломович особое внимание придает визуальным моделям, создаваемым при помощи дидактических карточек. Разработанные автором модели способствуют лучшему восприятию дошкольниками формы музыкального произведения, регистра, темпа, динамики.
Исследование А. Н. Зиминой привлекает представленной характеристикой сюжета музыкально-дидактической игры. Автор считает, что сюжет игры может быть заложен в образно-смысловом содержании используемого музыкального произведения или же может представлять собой самостоятельное повествование, структурно и логически объединяющее несколько музыкальных произведений. Основным средством реализации сюжета в музыкально-дидактической игре является игровое действие, содержание которого обусловлено конкретной дидактической задачей, скрытой от детей. Игровое действие, по мнению А. Н. Зиминой, может быть связано с восприятием музыки, ее исполнением, а в более старшем возрасте — с продуктивными видами музыкальной деятельности, а именно: с вокальной, инструментальной и танцевальной импровизацией. Важным является вывод автора о том, что музыкально-дидактическая игра с сюжетно-ролевой направленностью позволяет объединить различные виды музыкальной деятельности с целью реализации единой дидактической задачи. В то же время развитие сюжетной линии может быть связано с каким-то одним видом музыкальной деятельности. В этом случае игровое действие будет направлено на реализацию различных дидактических задач.
^ 4. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников
В исследованиях Л. С. Ходонович акцент делается на использовании не отдельных музыкально-дидактических игр, а целых игровых комплексов, в которых игры объединены единым сюжетом, а центральной задачей является развитие музыкально-творческих способностей дошкольников. Такой подход усиливает полифункциональные свойства сюжетных музыкально-дидактических игр за счет их объединения, позволяет стимулировать интегрированные виды музыкального творчества;
Новое содержание сюжетных музыкально-дидактических игр и музыкальных сюжетно-игровых комплексов изменяет традиционные формы их применения и методику проведения.
В игровых комплексах предусмотрена возможность проявления дошкольниками творчества в разных видах музыкальной деятельности : восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Содержание игр побуждает к синтезу разных видов творчества и проявлению ребенком своих индивидуальных способностей в предпочитаемом виде музыкально-творческой деятельности. В то же время многие творческие задания игровых комплексов составлены с целью объединения детей по интересам к видам деятельности, по уровню развития музыкально-творческих способностей, по выбору игровых персонажей, игровых задач и путей наиболее верного их решения. Деятельность детей, вовлеченных в музыкальный сюжетно-игровой комплекс, позволяет более глубоко и разносторонне познать личностные и индивидуальные качества сверстников, компенсировать свои неудачи в одном виде музыкальной деятельности за счет успеха в другом, испытать успех как уверенному в себе ребенку, так и застенчивому, робкому. Опора же при этом на преимущественно игровые мотивы, специфические для дошкольного возраста, делает и обучение детей соответствующим их природе, способствует успеху.
Музыкальный сюжетно-игровой комплекс можно рассматривать как форму организации игровой музыкально-творческой деятельности детей, в которой возможно осуществление индивидуально-дифференцированного подхода. Например, дети с развитым звуковысотным слухом могут проявить себя в музыкальных сюжетно-игровых комплекса «Плыви, кораблик!» (игра «Давайте познакомимся!», «Новые приключения Буратино» («Спой ноту!», «Коцiк і Пеўнiк» («Песенька Пеўнiку> «Лiсiчкiны прыпеўкi)») и других. Девочки, отличающиеся достаточно развитым музыкально-ритмическим чувством, могут демонстрировать сверстникам свои сильные стороны в игровых комплексах «Принцу Ритму на подмогу» («Топотушки и Хохотушки», «Доктор Айболит» («Танец Дельфинов», «Полет Орла») и других. Мальчики с развитым тембровым слухом проявят себя в комплексах «Веселые музыканты» («Чей оркестр лучше?», «Приключения принца Тембра», «Звучите, ноты!» и других. Музыкальные сюжетно-игровые комплексы позволяют самоутвердиться в значимой деятельности и тем детям, чьи музыкальные способности развиты недостаточно, при этом обладающим относительно высоким уровнем познания в сфере музыкального искусства, памятью, желанием заниматься музыкой («Звучите, ноты!», «Гномы музыканты», «Принцесса Динамика» и другие).
Содержание и структура музыкального сюжетно-игрового комплекса предполагает установление такого характера педагогического взаимодействия, в основе которого лежит личностно-ориентированное общение, эмоционально-положительный тонус, сопереживание, содружество, сотворчество.