Сикорская Наталья
Методы и приемы развития детской инициативы и самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Публикация «Методы и приемы развития детской инициативы и самостоятельности» размещена в разделах
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это: игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.
Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.
Способы поддержки детской инициативы:
• создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
• выбор ребенком сотоварищей;
• обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
далее
Инициативность
Для развития инициативности нужно:
1. Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу (быть готовым платить за ошибки и неудачи).
4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.
Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.
В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п.
Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Виды и направления детской инициативы
• творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
• инициатива, как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
• коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
• познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
• формирование установок «Я могу», «Я сумею»; давать простые задания (снимать страх «не справлюсь», развивать у детей инициативу;
• создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
• давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что-то делать
• предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
• поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить грамотно реагировать на собственные ошибки («Смотри, ошибочка!»).
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание в условиях развивающего, не авторитарного общения.
Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Развитие самостоятельности
Этапы развития самостоятельности
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:
• стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;
• умение ставить цель деятельности;
• осуществление элементарного планирования деятельности;
• реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело.
Инициативное поведение дошкольника проявляется прежде всего в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно их решает. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но и чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
Итак, для инициативной личности характерно:
• произвольность поведения;
• самостоятельность;
• развитая эмоционально - волевая сфера;
• инициатива в различных видах деятельности;
• стремление к самореализации;
• общительность;
• творческий подход к деятельности;
• высокий уровень умственных способностей;
• познавательная активность.
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности
1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы.
Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.
При организации педагог знает, чем будут заниматься дети, перед ним стоят цель и задачи, которые он должен реализовать в ходе ОД. Но педагог должен понимать, что есть цели ребенка и он должен организовать так образовательный процесс, чтобы цели педагога и цели ребенка были совмещены и каждый ребенок находил свой интерес в этой деятельности. Мы должны понимать, что, если дети вас не слушают, значит им не интересно, значит надо менять свои подходы к созданию мотивации. Чтобы мотивировать ребенка на самостоятельную деятельность можно в конце ОД или совместной деятельности предложить детям, что можно из того что узнали использовать потом. Педагог может внести изменения в РППС, что тоже является вкладом в развитие самостоятельности и инициативы детей.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Организация развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС)
Организация РППС является важным компонентом ранней профориентации дошкольников. Знакомство детей с профессиями посредством РППС не только расширяет их общие представления об окружающем мире и кругозор, но и формирует определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует становлению субъектной позиции ребенка в образовательной и социальной среде.
При наполнении РППС крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе.
Материал и оборудование для труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, педагог заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в уголке природы – лейки, пульверизаторы и др. Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда (лопаты, совки, ведра, лейки, тачки, носилки и др.) должны быть удобны для детей и изготовлены из легкого, но достаточно прочного и безопасного для здоровья детей материала.
Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала (семян, шишек, желудей, нарядные фартуки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.
При создании РППС в группах необходимо учитывать все особенности воспитанников: возраст, гендерный состав, уровень развития и личностные качества. Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют решению задач по ранней профориентации дошкольника (двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы).
Оснащение РППС в целях ранней профориентации подразумевает создание мобильных интерактивных центров по разным профессиям, видам труда; центры экспериментирования, познавательно-исследовательской и творческой деятельности как в группах, так и на участках ДОО, пригодные для совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, творчества, игр и детского досуга, отвечающих потребностям дошкольного возраста.
Мобильные центры следует оснащать большим количеством, развивающих материалов (игрушки, развивающее оборудование, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, профессиональную одежду людей разных профессий, игровые персонажи, которые принимают участие во всех режимных моментах образовательно-воспитательного процесса, материалы для творчества, книги).
РППС предполагает и наличие методических материалов в каждой возрастной группе для формирования познавательно интереса у детей к труду взрослых:
• художественную литературу, (картотеки пословиц и поговорок о труде, загадки, стихи о профессиях и орудиях труда);
• иллюстрации, репродукции картин, раскраски определенной тематики;
• демонстрационный материал по теме «Профессии» «Предприятия города»;
• лэпбуки по ознакомлению с профессиям;
• мультфильмы, видеофильмы, видеоролики по ранней профориентации;
• дидактические игры по ознакомлению с профессиями.
Также для успешного решения задач по ранней профориентации в ДОО целесообразно оборудование кабинета по профориентированию дошкольников, который включает в себя:
Познавательный центр где ребенок получает знания о профессиях, орудиях труда, представления о значимости труда в обществе и жизни каждого человека, посредством дидактических игр и пособий, интерактивных игр, художественной литературы, мультимедийных учебных пособий, обучающих мультфильмов
Мобильный интерактивный центр позволяют успешно сочетать игру с формированием представлений о труде взрослых, приобретать навыки трудовой деятельности и познавать мир социальных отношений
Экспериментальную лабораторию, где ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получая дополнительные знания о профессиях, занимается исследовательской деятельностью, что помогает ему в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта
Такое пространство обеспечивает проявление у дошкольников «творчества» и «креативности», которые на сегодня являются базовыми компетенциями личности.