Раиса Медникова
Методы и приемы обучению пению
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы обучению пению
«Если наши дети не научатся переживать содержание песни, отражающей действительность, то позже они едва ли смогут понять произведение музыкального наследства и современности»
З. Бимберг.
Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение… Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем ее многообразии, расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию. С помощью музыкальных образов, комплекса мелодических и гармонических созвучий композитор выражает свои мысли и чувства. Музыкальное искусство считалось в народной педагогике важным средством воспитательного воздействия на человека. Значение его в наши дни все более возрастает. В музыкальных произведениях, предназначенных для детей, авторы стремятся передать доступные их возрасту образы и представления о жизни. И если произведение создано талантливым мастером и исполнено педагогом с любовью и вдохновением, оно доставит ребенку большую радость и запомнится надолго.
Публикация «Методы и приемы обучению пению» размещена в разделах
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Основное его качество – выразительность, т. е. способность непосредственно и искренне передать настроение произведения, чистоту певческих интонаций и изящество движений.
Певческие возможности дошкольников невелики. Но, начиная с подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства.
Педагог должен заинтересовывать содержанием песни - как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.
Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание. В детском саду обучают простейшим певческим навыкам:
– правильному звукообразованию;
– правильному дыханию;
– хорошей дикции;
– чистоте интонаций;
– ансамблю – стройному согласованному пению.
Все эти вокально-хоровые навыки помогают выразительному пению, формируют голос и слух.
Приемы развития певческих навыков
Разучиванию песни способствуют следующие приемы — выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога. На первых занятиях я рассказала детям, что такое певческая установка: во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, руки положить на колени; во время пения стоя руки свободно расположены вдоль туловища. Целесообразность применения тех или иных приемов диктуется особенностями каждой песни.
Работа над звукообразованием. Здесь мы учим детей петь естественно — легко, звонко и напевно, т. е. тянуть звук.
Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков : а, о, у, э, и. Навык легкого, подвижного звучания приобретается в ходе упражнений: «Спите, куклы» Е. Тиличеевой, «Ты на пой, соловей» (русская народная мелодия.
Чтобы научить детей правильно интонировать я использую попевки в наиболее удобной тесситуре, построенные на устойчивых звуках той или иной тональности – «Зайка», русская народная мелодия, «Кукушка» Е. Тиличеевой. Эти маленькие песенки построены на трех устойчивых звуках (соль, ля, си) соль-мажорной тональности.
С трудными интервальными ходами помогут справиться попевки «Зхо», «Качели» Е. Тиличеевой. Здесь дети несколько раз подряд упражняются в правильном интонировании сексты, септимы и других сложных интервалов.
Используются упражнения на развитие дикции и артикуляции. Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова.
Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни.
В своей работе я использую приемы :
– Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
– Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;
– Коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании. Этот прием полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.
– Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные. Здесь я использовала “Вальс” Е. Теличеевой, предлагая детям пропевать его на разные слоги (ля, ле, ли, лю и т. д.) В работе над дикцией необходимо обращать внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Удачный прием — произнесение шепотом или голосом текста в ритме этой песни. Например, можно так прочитать текст песни Т. Попатенко «Песенка о песенке»
В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно.
Сначала проверяется объем голоса каждого ребенка, выясняется, кому из детей трудно петь, а затем продумываются разнообразные приемы, например правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих сажают в первом ряду).
Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения — попевки, которые каждый раз следует петь в более высокой тональности, т. е. транспонируя их.
В работе над певческим дыханием применяется главным образом указание: не «разрывать» слово. Систематический показ правильного исполнения, напоминание помогают детям справиться с заданием.
Слаженность детского пения — ансамбль. Чувство ансамбля так же требует слухового внимания, умения слушать друг друга. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Следует, однако, предостеречь от использования прямых указаний: «пойте громче, тише. быстрее и т. д.». Важно раскрывать смысловое значение этих оттенков, нюансов, подчеркивающих содержание песни. В песне «Дед Мороз» В. Витлина педагог подчеркивает доброе отношение детей к главному персонажу. Дети, понимая назначение этих динамичных оттенков, естественно, воспроизводят нужную интонацию.
Строй (правильность и чистота мелодической интонации) — одно из самых важных хоровых певческих умений. Все приемы должны подчеркивать взаимосвязь нефальшивого пения и активной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль. Вот некоторые приемы. Перед началом песни педагог тихо напевает, как бы настраивая детей.
Затем он с этой же ноты начинает петь с детьми разучиваемую песню или предлагает детям протяжно петь один звук и говорит: «Поем все как один, будто одна дудочка играет: ду-ду!» Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений, ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.
Нечистая интонация в пении имеет ряд причин :
– различные заболевания голосового аппарата;
– застенчивость ребенка;
– отсутствие устойчивого внимания;
– нарушения артикуляционного аппарата;
– неумение извлечь звук;
– небольшой диапазон голоса ребенка.
Чистота интонации так же зависит от музыкального окружения ребенка. Для достижения чистоты интонации у детей я выбираю песни, удобные для данной группы детей, с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание, использую пение a cappella как прием для развития чистоты интонации; систематически повторяю с детьми ранее разученные песни;
Далее я использую упражнения для развития певческого дыхания. От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависит качество звука, выпевание фраз, чистота интонации. Вдох рекомендуют делать детям одновременно через нос и рот. Вдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы. Для развития правильного дыхания я использую песенки в среднем темпе в двухдольном размере, затем постепенно фразы удлиняю. Также использую упражнения с паузами для взятия правильного дыхания.
Использую собственное исполнение, как пример для правильного интонирования;
Предлагаю детям исполнять песню не только всей группой, но и подгруппами, и по одному, так же “цепочкой”, это приучает детей слушать не только себя, но и друг друга.
Разучивание песни – основной и длительный процесс.
Этапы разучивания песни.
1. Прослушивание песни (беседа о ее характере).
2. Повторное слушание (внимание детей обращается на запев и припев).
3. Разучивание припева, правильное выполнение ритма.
4. Исполнение песни целиком легким напевным звуком. Индивидуальное и коллективное пение.
5. Поочередное пение детьми музыкальных фраз. Учитывается качество усвоения песни каждым ребенком. Выразительное исполнение песни.
Итак, пение, как вид музыкальной деятельности, состоит:
а) из певческих и слуховых упражнений, распеваний и заданий на различение звуковысотных и ритмических соотношений;
б) поэтапного разучивания песни (последовательность усвоения, развитие певческого голоса и слуха);
в) песенного творчества.
Используемая литература
1. Н. А. Витлугина «Музыкальное воспитание в детском саду». Москва. Просвещение. 1981г.
2. Стоковский Л. «Музыка для всех нас». М., 1963г.
3. Н. А. Витлугина «Музыкальный букварь». М., 1973г.
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №2»
Медникова Р. М.
Г. Бологое.
Ноябрь. 2015г.