Приложение МААМ

Методы и приемы обучению пению

Раиса Медникова
Методы и приемы обучению пению
▼ Скачать + Заказать документы

Методы и приемы обучению пению

«Если наши дети не научатся переживать содержание песни, отражающей действительность, то позже они едва ли смогут понять произведение музыкального наследства и современности»

З. Бимберг.

Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение… Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем ее многообразии, расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию. С помощью музыкальных образов, комплекса мелодических и гармонических созвучий композитор выражает свои мысли и чувства. Музыкальное искусство считалось в народной педагогике важным средством воспитательного воздействия на человека. Значение его в наши дни все более возрастает. В музыкальных произведениях, предназначенных для детей, авторы стремятся передать доступные их возрасту образы и представления о жизни. И если произведение создано талантливым мастером и исполнено педагогом с любовью и вдохновением, оно доставит ребенку большую радость и запомнится надолго.

Публикация «Методы и приемы обучению пению» размещена в разделах

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Основное его качество – выразительность, т. е. способность непосредственно и искренне передать настроение произведения, чистоту певческих интонаций и изящество движений.

Певческие возможности дошкольников невелики. Но, начиная с подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства.

Педагог должен заинтересовывать содержанием песни - как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.

Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание. В детском саду обучают простейшим певческим навыкам:

– правильному звукообразованию;

– правильному дыханию;

– хорошей дикции;

– чистоте интонаций;

– ансамблю – стройному согласованному пению.

Все эти вокально-хоровые навыки помогают выразительному пению, формируют голос и слух.

Приемы развития певческих навыков

Разучиванию песни способствуют следующие приемы — выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога. На первых занятиях я рассказала детям, что такое певческая установка: во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, руки положить на колени; во время пения стоя руки свободно расположены вдоль туловища. Целесообразность применения тех или иных приемов диктуется особенностями каждой песни.

Работа над звукообразованием. Здесь мы учим детей петь естественно — легко, звонко и напевно, т. е. тянуть звук.

Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков : а, о, у, э, и. Навык легкого, подвижного звучания приобретается в ходе упражнений: «Спите, куклы» Е. Тиличеевой, «Ты на пой, соловей» (русская народная мелодия.

Чтобы научить детей правильно интонировать я использую попевки в наиболее удобной тесситуре, построенные на устойчивых звуках той или иной тональности – «Зайка», русская народная мелодия, «Кукушка» Е. Тиличеевой. Эти маленькие песенки построены на трех устойчивых звуках (соль, ля, си) соль-мажорной тональности.

С трудными интервальными ходами помогут справиться попевки «Зхо», «Качели» Е. Тиличеевой. Здесь дети несколько раз подряд упражняются в правильном интонировании сексты, септимы и других сложных интервалов.

Используются упражнения на развитие дикции и артикуляции. Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова.

Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни.

В своей работе я использую приемы :

– Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;

– Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;

– Коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании. Этот прием полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.

– Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные. Здесь я использовала “Вальс” Е. Теличеевой, предлагая детям пропевать его на разные слоги (ля, ле, ли, лю и т. д.) В работе над дикцией необходимо обращать внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Удачный прием — произнесение шепотом или голосом текста в ритме этой песни. Например, можно так прочитать текст песни Т. Попатенко «Песенка о песенке»

В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно.

Сначала проверяется объем голоса каждого ребенка, выясняется, кому из детей трудно петь, а затем продумываются разнообразные приемы, например правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих сажают в первом ряду).

Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения — попевки, которые каждый раз следует петь в более высокой тональности, т. е. транспонируя их.

В работе над певческим дыханием применяется главным образом указание: не «разрывать» слово. Систематический показ правильного исполнения, напоминание помогают детям справиться с заданием.

Слаженность детского пения — ансамбль. Чувство ансамбля так же требует слухового внимания, умения слушать друг друга. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Следует, однако, предостеречь от использования прямых указаний: «пойте громче, тише. быстрее и т. д.». Важно раскрывать смысловое значение этих оттенков, нюансов, подчеркивающих содержание песни. В песне «Дед Мороз» В. Витлина педагог подчеркивает доброе отношение детей к главному персонажу. Дети, понимая назначение этих динамичных оттенков, естественно, воспроизводят нужную интонацию.

Строй (правильность и чистота мелодической интонации) — одно из самых важных хоровых певческих умений. Все приемы должны подчеркивать взаимосвязь нефальшивого пения и активной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль. Вот некоторые приемы. Перед началом песни педагог тихо напевает, как бы настраивая детей.

Затем он с этой же ноты начинает петь с детьми разучиваемую песню или предлагает детям протяжно петь один звук и говорит: «Поем все как один, будто одна дудочка играет: ду-ду!» Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений, ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.

Нечистая интонация в пении имеет ряд причин :

– различные заболевания голосового аппарата;

– застенчивость ребенка;

– отсутствие устойчивого внимания;

– нарушения артикуляционного аппарата;

– неумение извлечь звук;

– небольшой диапазон голоса ребенка.

Чистота интонации так же зависит от музыкального окружения ребенка. Для достижения чистоты интонации у детей я выбираю песни, удобные для данной группы детей, с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание, использую пение a cappella как прием для развития чистоты интонации; систематически повторяю с детьми ранее разученные песни;

Далее я использую упражнения для развития певческого дыхания. От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависит качество звука, выпевание фраз, чистота интонации. Вдох рекомендуют делать детям одновременно через нос и рот. Вдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы. Для развития правильного дыхания я использую песенки в среднем темпе в двухдольном размере, затем постепенно фразы удлиняю. Также использую упражнения с паузами для взятия правильного дыхания.

Использую собственное исполнение, как пример для правильного интонирования;

Предлагаю детям исполнять песню не только всей группой, но и подгруппами, и по одному, так же “цепочкой”, это приучает детей слушать не только себя, но и друг друга.

Разучивание песни – основной и длительный процесс.

Этапы разучивания песни.

1. Прослушивание песни (беседа о ее характере).

2. Повторное слушание (внимание детей обращается на запев и припев).

3. Разучивание припева, правильное выполнение ритма.

4. Исполнение песни целиком легким напевным звуком. Индивидуальное и коллективное пение.

5. Поочередное пение детьми музыкальных фраз. Учитывается качество усвоения песни каждым ребенком. Выразительное исполнение песни.

Итак, пение, как вид музыкальной деятельности, состоит:

а) из певческих и слуховых упражнений, распеваний и заданий на различение звуковысотных и ритмических соотношений;

б) поэтапного разучивания песни (последовательность усвоения, развитие певческого голоса и слуха);

в) песенного творчества.

Используемая литература

1. Н. А. Витлугина «Музыкальное воспитание в детском саду». Москва. Просвещение. 1981г.

2. Стоковский Л. «Музыка для всех нас». М., 1963г.

3. Н. А. Витлугина «Музыкальный букварь». М., 1973г.

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №2»

Медникова Р. М.

Г. Бологое.

Ноябрь. 2015г.

Публикации по теме:

«Методы и приемы по нравственно — патриотическому воспитанию в средней группе» Воспитание нравственно – патриотических чувств и отношений, является одной из главных задач в детском саду, к родному городу, к близким.

«Методы и приемы работы с одаренными детьми по художественному творчеству» Художественная одаренность раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Результатом деятельности являются детские рисунки,.

«Методы и приемы развития связной речи» (из опыта работы) Информация из опыта работы на тему: «Методы и приемы связной речи» Приемы обучения связной речи МБДОУ д/с-к/в № 3: 1. Используем беседы.

Активные методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Активные методы и приемы обучения для детей дошкольного возраста АМ начала образовательного мероприятия Метод «Поздоровайся локтями» Цель.

Методы и приемы креативного речевого развития у старших дошкольников с ОВЗ Задачи: 1. способствовать развитию качеств креативного мышления (беглости, гибкости, оригинальности мышления); 2. повысить мотивацию детей.

Методы и приемы организации воспитания и обучения в ДОУ Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка. Словесные методы – объяснения, указания, рассказы.

Методы и приемы развития речи в детском саду. -НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности.

«Нетрадиционные методы и приемы рисования с детьми дошкольного возраста» "Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают.

Приемы и методы проблемного обучения в детском саду Технологии проблемного обучения в детском саду Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между.

Тест для педагогов «Методы и приемы активизации познавательной деятельности дошкольников» «Методы и приемы активизации познавательной деятельности дошкольников» Уважаемый коллега, напротив каждого утверждения поставь соответствующий.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы и приемы обучению пению
Опубликовано: 25 ноября 2015 в 22:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы обучению пению» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Медникова (УИ 337191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД