Гармаш Виктория Романовна
Методы и приемы исследования памяти детей с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Под памятью в психологии понимаются процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память — важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения.
Первые экспериментальные исследования памяти глухих детей относятся к началу XX столетия. Констатировалось, что у детей с нарушенным слухом формируются все виды образной памяти. Воспринимаемое зрением, обонянием, на вкус (языком, кожей становится приобретением образной памяти. Но один из ее видов - слуховая память - у глухих самостоятельно не формируется. Слуховую память у них развивают при обучении.
Публикация «Методы и приемы исследования памяти детей с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Первая методика для выявления уровня развития памяти
Перед ребенком кладут (стопкой) шесть карточек лицевой стороной вниз. Карточки положены в такой же последовательности, что и произносимые экспериментатором слова. Обследующий произносит первое слово, потом предлагает ребенку взять первую карточку и использовать ее для запоминания названного слова. Ребенок берет карточку и рассказывает об используемом им способе запоминания слова с использование карточки, затем откладывает ее в сторону (лицевой стороной вниз). После этого ему называют второе слово. Ребенок берет следующую карточку и т. д.
В дальнейшем ребенку дается задание последовательно брать карточки и воспроизводить соответствующее слово.
Вторая методика для выявления уровня развития памяти
Даны шесть слов для запоминания и 12 знаковых изображений предметов.
Перед ребенком кладут 12 карточек (лицевой стороной вверх, затем называют слово и просят отобрать ту карточку, которая больше всего может помочь запомнить и воспроизвести это слово (например, слово «свет» - карточка «лампа», слово «обед» - карточка «хлеб»). При этом ребенка просят сказать, как карточка может помочь вспомнить слово. Отобранные ребенком карточки предъявляют в конце обследования в произвольном порядке. Ребенок вспоминает слова.
Третья методика для выявления уровня развития зрительной памяти и внимания детей дошкольного возраста
Перед ребенком кладут 5-6 карточек. Дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки». Затем, картинки убирают и ребенку предлагают следующую инструкцию: «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале».
При новом предъявлении расположение картинок меняется.