Оксана Волкова
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ
Одной из форм организации деятельности воспитанников ДОУ является НОД (непосредственно-образовательная деятельность). Она проводится в соответствии с примерной общеобразовательной программой нашего МАДОУ, который работает по программе «От рождения до школы» под редакцией А. Н. Вераксы.
Публикация «Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ» размещена в разделах
Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.
В организации НОД использую такие формы, как индивидуальная, групповая, фронтальная. Процесс обучения детей я строю так, чтобы можно было опереться на наглядность в обучении, а организованная среда способствует расширению и обогащению представлений и знаний детей.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет мне индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Поэтому в процессе обучения я стараюсь обеспечить взаимодействие детей
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой – это четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Непосредственно образовательная деятельность в нашем ДОУ организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
В своей работе использую различные методы :
1. Наглядные: - наблюдение; - рассматривание картин; - демонстрация мультфильмов, видеофильмов; – некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов : показ образца задания, способа действия и др.
2. Практические: – упражнения;– игровой метод; элементарные опыты;– моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением. 3. Словесные: - рассказы воспитателя; - рассказы детей; - чтение художественных произведений детям; - беседы; - сочинение сказок, рассказов совместно с детьми
Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.
Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов (приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.
Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер.
Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру.
Погружаемся в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
• печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.);
• электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии;
• аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);
• наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
• демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
• учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.);
• тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.).
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
• объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.);
• печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
• проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т. п.) Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания, используемые в нашем детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Сегодня информационные коммуникационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, которые соответствуют нашему времени.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. ИКТ в работе современного педагога – это:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы и т. д.
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России.
Метод проектов – это совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов. В настоящее время, метод проектов находит все большее распространение.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Мы даем возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.