Лана Агузарова
Методы, формы организации деятельности воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
План :
1) Методы организации деятельности на занятиях.
2) Формы организации детей на занятиях
3) Средства обучения и воспитания дошкольников
4) Виды занятий в ДОО
5) Экскурсия, как форма обучения дошкольников
6) Пед. и гигиенич. требования к занятиям
1) Методы организации деятельности на занятиях.
1. Наглядные: - наблюдение; - рассматривание картин; - демонстрация мультфильмов, видеофильмов; – некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.
Публикация «Методы, формы организации деятельности воспитанников» размещена в разделах
2. Практические: – упражнения;– игровой метод; элементарные опыты;– моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.
3. Словесные: - рассказы воспитателя; - рассказы детей; - чтение художественных произведений детям; - беседы; - сочинение сказок, рассказов совместно с детьми.
2) Формы организации деятельности на занятиях.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
3) Средства обучения и воспитания дошкольников.
Средства обучения и воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся: - знаковые символы;
• материальные средства;
• способы коммуникации;
• мир жизнедеятельности воспитанника;
• коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
• технические средства;
• культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства.);
• природа (живая и неживая).
4) Виды занятий в ДОО.
Занятие – форма организации обучения в детском саду.
Сейчас это понятие заменено другим – непосредственно образовательная деятельность (НОД).
1. Подготовка воспитателя к занятиям.
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:
1. Планирование занятий;
2. Подготовка оборудования;
3. Подготовка детей к занятию.
Классификация занятий
• Занятия усвоения новых знаний и умений
• Занятия закрепления ранее приобретённых знаний
• Занятия творческого применения знаний и умений
• Комбинированные занятия (одновременно решаются несколько дид. задач)
• Тематические (классические занятия по разделам обучения)
• Комплексные
• Интегрированные
• Традиционные
• Нетрадиционные (занятия - соревнования, театрализованные занятия, занятия – сюжетно-ролевые игры, занятия-путешествия, занятия – игры: поле чудес, Что? Где? Когда, КВН и т. д.)
5) Экскурсия, как форма обучения дошкольников.
Экскурсия – форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Она служит накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников, помогает установлению теории с практикой, обучения с жизнью.
В зависимости от объектов наблюдения экскурсии подразделяются на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т. д.
По образовательным целям экскурсии подразделяются на тематические и обзорные. Тематические проводятся в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета. Обзорные охватывают взаимосвязанные темы двух или более учебных предметов.
По месту в изучаемом разделе экскурсии могут быть вводными (предваряющими, текущими (сопутствующими, итоговыми (заключительными). Вводные проводятся для того, чтобы познакомить детей с новым учебным курсом или разделом. Текущая призвана обеспечить глубокое и наглядное понимание учащимися изучаемой темы и ее практическую значимость. Итоговая экскурсия проводится после изучения темы с целью обобщения, систематизации изученного материала.
Экскурсия имеет определенные структурные части, неразрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая после экскурсионная работа.
В подготовительный этап входит подготовка педагога и детей. Педагог намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планирует привести детей, знакомится с состоянием объектов, уточняет объем знаний для усвоения детьми, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки. Решаются и организационные вопросы: каким маршрутом вести детей, где их лучше разместить для наблюдения, отдыха, игры.
В ходе самой экскурсии используются различные методы обучения, но ведущим является наблюдение. Сначала детям представляется возможность познакомиться с объектом в целом. От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы различных типов:
- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, из каких частей состоит, какими обладает качествами, особенностями);
- активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения (для установления связи, отношения);
- стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к творческому мышлению, выводам, суждениям.
После экскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношений, зародившихся на экскурсии. Для этого применяются такие приемы:
- оформление материалов, принесенных с экскурсии (шишки, желуди, и т. д.);
- обращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства, с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;
- работа в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев);
- организация игр (режиссерских, дидактических, ролевых и т. д.);
- обобщающие беседы, которые проводятся по завершении блока образовательной работы по определенной тематике.
Продолжительность экскурсии зависит от ее характера. Она может занимать от 40 минут до 2,5 часов. По материалам экскурсии возможно проведение последующего урока или семинарского занятия. Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции – многодневные походы с целью изучения экологической обстановки, сбора исторических сведений, фольклорного материала и т. д.
6) Педагогические и гигиенические требования к занятиям.
Принятие нового Федерального закона «Об образовании» и введение ФГОС в дошкольном образовании требует существенного изменения содержания, приемов и методов педагогических воздействий, направленных на совершенствование системы воспитания и образования в дошкольной организации.
Обеспечение необходимых условий, соблюдение всех педагогических и гигиенических требований к воспитательно-образовательному процессу не только способствует его оптимизации, но и создает предпосылки для укрепления здоровья детей.
СанПиН 2.4.1.3049 - 13 с изменениями на 27 августа 2015 года
4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
6.6. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Стулья и столы одного размера маркируют одинаковым рисунком, чтобы дети могли самостоятельно их находить. Два раза в год воспитатель и медсестра осуществляют контроль за соответствием размеров столов и стульев показателям каждого ребенка и при необходимости меняют порядок рассаживания детей с учетом изменения их роста.