Анастасия Козина
Методика В. К. Воробьёвой для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Методика В. К. Воробьёвой для развития связной речи детей старшего дошкольного возраст».
Методика Валентины Константиновны Воробьевой по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания заключается в использовании текстов цепной структуры.
Публикация «Методика В, К, Воробьёвой для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Цепной текст, представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.
Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Использование текстов цепной организации позволяет успешно сформировать первоначальные навыки связного высказывания.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно-графическая схема.
Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (это картинки в квадратиках слева и справа, что показывает взаимосвязь между ними. Стрелки, расположенные слева направо (широкие стрелки) обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Цветные стрелки показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.
Применение такой схемы дает возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации.
На базе этого принципа воспитанники способны самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями.
Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано. Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ). Одновременно ребёнок учится правильно произносить поставленный звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать.
Исходя из методики, предложенной В. К. Воробьевой, мы подобрали адаптированные тексты цепной структуры и предметно-графические схемы по лексическим темам. Например, при изучении темы: «Дикие животные», можно предложить детям для пересказа тексты: «Лисица», «Медведь». А в рамках темы «Перелётные птицы» предлагаем рассказ «Ласточки».