Талипова Гульнара Нуритдиновна
Игра как методика адаптации и формирования личности ребенка в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
ГАУЗ РБ детский санаторий "Урал"
Воспитатель Талипова Г. Н.
Одно из важнейших значений в формировании в психологическом и физическом аспекте развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов в санатории.
Публикация «Игра как методика адаптации и формирования личности ребенка в режимных моментах» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Именно режимные моменты занимают большую часть времени, которые ребенок проводит в оздоровительном учреждении. Режимные моменты не могут рассматриваться как простое обеспечение физиологических потребностей ребенка. Все процедуры и методы их проведения составляют неотъемлемую часть педагогического процесса. Время пребывания ребёнка в санатории должно проходить плавно, переходя из одной деятельности в другую, без использования традиционных фраз - приказов (идёмте мыть руки, одеваемся на прогулку, садимся обедать, ложимся спать и т. д.). Для того, чтобы жизнедеятельность ребёнка в оздоровительном учреждении проходила в непринужденной, доброжелательной, игровой форме, именно игра рассматривается нами как естественная среда для адаптации, развития и формирования ребенка в санаторных условиях.
Принимая детей от 7 до 14 лет в санатории, которые чаще всего проходят через сложный адаптационный период в оздоровительном учреждении, я разработала свой путь организации режимных моментов детей в ГАУЗ РБ детском санатории «Урал», используя игровые методы в организации режимных моментов.
Игра являет собой многоплановый, сложный педагогический процесс: она является и игровым методом обучения детей в санаторных условиях, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, закрепляют новые навыки.
Так же педагог заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Организуя режимные моменты, педагог должен создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Что как не игра поможет в этом? Но очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.
Если организация и проведение режимных моментов происходит в игре, дети с большим удовольствием откликаются на предложения воспитателя, учатся новому и закрепляют полученные ранее знания и навыки без напряжения и стресса.
В современном образовании существует множество научных методов и форм организации режимных моментов посредством игр, в том числе опыт самих педагогов, публикуемый на образовательных сайтах. Изучив и проанализировав множество материала, мною был разработан свой подход к данной проблеме.
В начале дня, смены, я провожу 5 минутную линейку, собрание, где организую игры на пробуждение, концентрацию внимания, создания атмосферы позитивной и доброжелательной атмосферы дня, объявляю конкурсы, которые провожу в течении дня (смены).
В конце дня (смены, пребывания детей в санатории, я поощряю детей за участие в конкурсах (лучшей прически, самого опрятного ребенка, за самого активного участника мероприятий, за самого культурного отдыхающего, за самую чистую палату, за самую дружную палату и т. д., см. раб. планы).
Таким образом, участие детей в разного рода играх, конкурсах, благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей, формирует у них навыки соблюдения в игровой форме всех режимных моментов, вырабатывает собранность, развивает внимание, мышление, слуховое и зрительное восприятие. Формирует чувство коллективизма. А самое главное, как показывает данная практика, дети испытывают наименьший стресс в период адаптации и проживания в санаторных условиях.
Практические материалы по использованию игровой методики в режимных моментах детей в санаторных условиях, закреплены в личной плановой работе по режиму дня.