Елена Бояринцева
Методика развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе совершенствования образовательной системы, внедрения новых образовательных стандартов особое внимание уделяется развитию личности дошкольника по разным направлениям, одним из которых является художественно-эстетическое. На музыкальных занятиях создаются условия для воспитания музыкальной культуры детей и развития у них музыкальности и музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-слуховых представлений, ладового и ритмического чувства). При этом одной из главных задач музыкального воспитания является развитие чувства ритма, поскольку данная способность способствует эмоциональному, психическому и физическому раскрепощению ребенка, обеспечивает ему уверенность и самостоятельность в действиях, пространственную и временную ориентацию, улучшает координацию и точность движений. Кроме того, включение в музыкально-ритмическую деятельность игр и упражнений способствует развитию у детей ритмичности, двигательных и коммуникативных навыков.
Публикация «Методика развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмических игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмическая гимнастика
- Старшая группа
- Темочки
В процессе работы с детьми, направленной на развитие чувства ритма необходимо сделать акцент на освоение комплекса различных музыкально-ритмических игр и упражнений.
1. Комплекс музыкально-ритмических игр и упражнений, направленных на развитие способности активно (двигательно) переживать музыку.
Задачи:
1. Развить у детей умение определять темпоритм музыкальных произведений.
2. Способствовать выполнению детьми движений, адекватных характеру музыкального произведения.
3. Формировать навыки усвоения детьми ритмических фигур и осознание пауз.
1) Упражнение «Равномерное движение».
Музыкальный материал : «Утренняя прогулка» А. Т. Гречанинов, «Прогулка» С. С. Прокофьев.
Методика проведения : После знакомства детей с пьесами «Утренняя прогулка» А. Т. Гречанинова, «Прогулка» С. С. Прокофьева музыкальный руководитель использует прием активного слушания и предлагает детям двигаться в соответствии с характером и темпоритмом музыки ( варианты движений: спокойная ходьба, покачивание, свободной дирижирование).
2) Музыкально-ритмическая игра «Слушаем, двигаемся».
Дидактический материал: 2-3 каната (2-3 длинные веревки).
Музыкальный материал : «Канкан» Ж. Оффенбах.
Методика проведения : Играющие делятся на 2-3 команды, каждой из которых предлагается встать в колонну и взяться одной рукой за веревку (канат). Под музыку «Канкан» Ж. Оффенбаха команды начинают двигаться в свободном направлении, стараясь синхронизировать движения с темпом музыки. Выигрывает команда, игроки которой двигались соответственно темпу музыки, не отпускали руки от веревки и не прерывали движение. Музыкальное сопровождение игры построено с постепенным нарастанием темпа и изменением движений: медленный шаг, хороводный шаг, маршевый шаг, легкий бег.
3) Двигательная импровизация «Балет».
Дидактический материал: газовые разноцветные платки, шарфики.
Музыкальный материал : «Stop & Go» М. Мишакова.
Методика проведения : Музыкальный руководитель предлагает детям стать артистами балета и придумать движения к музыке при помощи разноцветных легких платков. В первой части музыкального сопровождения в конце каждой фразы продолжительная пауза, во время которой детям предлагается замереть, а затем продолжить движение. Во второй части дети импровизируют с платками, стараясь в движении передать характер музыки. При первом знакомстве с музыкой дети сбиваются, не сразу прекращают движение, со временем возникает предчувствие развития музыки, и дети более точно контролируют свои движения.
4) Музыкально-ритмическая игра «Давайте потанцуем».
Музыкальный материал : «Русский наигрыш» р. н. м., «Как у наших у ворот» обр. М. Иорданского, «Полька» из «Детского альбома»
П. И. Чайковского, «Марш-парад» В. Сорокин.
Методика проведения : Игроки делятся на 2 команды. Предварительно учитель вспоминает с детьми различные танцевальные шаги: топающий шаг, хороводный шаг, шаг польки, маршевый шаг, проигрывает фрагменты музыкального сопровождения к каждому движению, дает возможность детям подвигаться в соответствии с музыкой. Далее по одному участнику из каждой команды дети соревнуются в выполнении танцевальных шагов. Участник, не начавший движение вовремя, или сбившийся в процессе выполнения выбывает из игры. Таким образом, побеждает та команда, в которой по окончании игры останется наибольшее количество игроков.
2. Комплекс музыкально-ритмических игр и упражнений, направленных на развитие способности ощущать фразировку, метрическую и долевую пульсацию.
Задачи:
1. Сформировать у детей чувство начала и конца музыкальной фразы.
2. Развить ощущение метрической и долевой пульсации.
1) Музыкально-ритмическая игра «Тропинка-торопинка».
Оборудование: музыкальный треугольник.
Музыкальный материал : «Тропинка-торопинка» сл. А. Усачев, муз.
А. Пинегин.
Методика проведения : Дети выстраиваются в цепочку, берутся за руки (при малом игровом пространстве цепочек может быть несколько). Под музыку дети спокойным шагом двигаются «змейкой» за направляющим. После удара в треугольник направляющий становится в конец цепочки, игра продолжается с новым направляющим. В начале игры музыкальный руководитель самостоятельно подает сигнал в музыкальный треугольник, после первого знакомства с игрой ведущим (играющим на треугольнике) становится желающий ребенок. Данная игра очень успешно позволяет сформировать у детей чувство начала и конца музыкальной фразы.
2) Упражнение «Дождь».
Музыкальный материал : «Cross-dance» исполнитель «Green day».
Методика проведения : Музыкальный руководитель вместе с детьми придумывает историю к началу игры. Например, «В ненастный день, когда на улице была пасмурная и холодная погода дети сидели дома и скучали. Не радовали их ни любимые игрушки, ни мультфильмы. С грустным настроением они стали наблюдать за происходящим за окном и тут начался дождь. Сначала крупные капли падали медленно и ритмично произносили «кап!», «кап!», затем запели веселую песенку «кап-кап-кап!», «кап-кап-кап!», а после и вовсе разыгрались и зарядили барабанную дробь «Кап-кап-кап-кап», «кап-кап-кап-кап» (музыкальный руководитель прохлопывает разные ритмические рисунки). Вместе с каплями развеселились и все ребята, радостно хлопали в ладоши, стараясь повторить песенку дождя».
Затем музыкальный руководитель предлагает детям тоже поиграть с каплями дождя. Слушая музыку, дети передают метрическую и долевую пульсацию музыки хлопками.
3) Музыкально-ритмическая игра «Мячики».
Музыкальный материал : «Па-де-труа», фрагмент из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского.
Методика проведения : Музыкальный руководитель предлагает детям попрыгать «как мячики». «Мячик» ритмично скачет два такта на четвертные длительности (4 раза) и «перекатывается» на другое место – дети двигаются легким бегом. Игра продолжается до конца музыкального фрагмента. Когда все дети ритмично выполнят задание, игра усложняется – дети по несколько человек встают в круг и образуют несколько «мячиков», далее выполняют движения в командах. Выигрывает тот «мячик», который двигается ритмичнее других.
4) Ритмодекламация «Шла веселая собака» (Н. Пикулева).
Методика проведения : участники встают парами в два круга, разучивают стихотворение, сочетая произношение текста с движениями. После того, как последовательность будет хорошо знакома детям, движения выполняют под музыку, ритмично произнося или пропевая текст:
Шла весёлая собака, – ходьба на месте
Чики–брики–гав, – щелчок пальцами – хлопок – щелчок
А за ней бежали гуси – бег на месте
Голову задрав – щелчок – хлопок – шлепок по коленям
А за ними поросята, – марш на месте
Чики – брики – хрю – щелчок–хлопок – притоп ногой
Чики – брики – повтори-ка, – хлопки с партнером (правая рука повернута вверх ладонью, левая – вниз, затем наоборот)
Что я говорю – партнеры в паре меняются местами (переходят на место друг друга).
По мере знакомства детей с игрой действия усложняются (смена партнера, увеличение темпа игры и пр.).
3. Комплекс музыкально-ритмических игр и упражнений, направленных на развитие способности точно воспроизводить ритм и пульсацию музыки.
Задачи:
1. Научить детей реагировать на изменение темпа и ритма в музыке.
2. Развивать умение точно воспроизводить сильные доли и акценты в музыке.
3. Способствовать формированию навыка точно воспроизводить ритмический рисунок.
1) Упражнение на формирование навыка точно воспроизводить ритмический рисунок (на основе фольклорных потешек).
Музыкальный материал : «Уж как шла лиса по травке», «Андрей-воробей», «Скок-поскок», «Сел комарик под кусточек» – русские народные потешки.
Методика проведения : Дети знакомятся с текстом потешек, пропевают их хором, по подгруппам, сольно, используя различные приемы ритмизации стихотворного текста: прохлопывание, простукивание. Далее музыкальный руководитель выводит на интерактивной доске видеоряд ритма потешек, увлекая детей новым наглядным материалом. Использование наглядности на практике показало, что дети с большим интересом отнеслись к такому виду ритмических упражнений и смогли зрительно увидеть и более четко проследить ритмическую структуру материала.
2) Ритмическое упражнение «Часики».
Оборудование: музыкальные инструменты – клавесы, колокольчик.
Методика проведения : Дети делятся на две группы и шеренгами встают друг напротив друга. В центре солист с колокольчиком.
«Тик-так, мы идем…» – первая подгруппа проговаривает текст, отстукивают ритм : четверть – четверть – две восьмых – четверть.
«Тик-так, мы поем…» - вторая подгруппа проговаривает текст, отстукивают такой же ритмический рисунок.
«А когда настанет срок…» – ритмично отстукивают четверти все вместе.
«Зазвенит наш голосок - «Дзинь!» - солист играет на колокольчике, команды по кругу меняются местами.
Упражнение повторяется с новым солистом.
3) Музыкально-ритмическая игра «Учитель и ученик».
Оборудование: 2 стола, шумовые музыкальные инструменты : ложки, бубны, барабан, клавесы.
Методика проведения : Участники играют парами. Столы с разложенными на них музыкальными инструментами расположены таким образом, чтобы игроки находились спиной друг к другу. Первый из пары игрок – «учитель» воспроизводит на понравившемся ему инструменте произвольный ритмический рисунок, второй игрок – «ученик» пытается воспроизвести услышанный ритм на таком же инструменте. Далее игроки меняются ролями и игра продолжается. После успешного выполнения задания первой парой детей к игре приглашается следующая пара игроков. Остальные ребята следят за правильным исполнением ритмических рисунков игроками. Музыкальный руководитель может попросить повторить интересный ритмический рисунок всей группой.
4) Музыкально-ритмическая игра «Сел комарик под кусточек».
«Сел комарик под кусточек, сел, сел, сел, сел.
На еловый на пенечек, сел, сел, сел, сел.
Свесил ножки на песочек, вот так, вот так.
Сунул носик под мосточек, вот так, вот так».
Методика проведения : Детям предлагается выделить хлопками сильные доли попевки сначала всем в месте, затем индивидуально. Далее музыкальный руководитель предлагает детям разделиться на 2 подгруппы: первая произносит и прохлопывает первую фразу, вторая, вовремя вступая, произносит и прохлопывает вторую фразу, выделяя сильные доли. Таким образом, подгруппы чередуют исполнение до конца попевки. Далее музыкальный руководитель может попросить сменить темп исполнения на более быстрый, поочередно прохлопать фразы произнося текст про себя или произнести вторую, четвертую, шестую и восьмую фразу шепотом, проиграть ритм на шумовых инструментах.
Данные ритмические игры и упражнения вызывают у детей моторный отклик, заинтересованность, позитивные эмоции, оказывают положительное влияние на развитие музыкально-ритмических навыков детей. При систематическом включении данных игр в образовательный процесс наблюдается существенная динамика в развитии коммуникативных навыков общения с взрослыми и сверстниками, познавательной активности, речевом развитии детей, улучшается координация речи с движением, ориентирование в пространстве, активизируется фантазия и воображение.
Использование в играх и упражнениях шумовых музыкальных инструментов является определенным стимулом для привлечения детей к совместной детальности.
Для достижения наилучших результатов всеми детьми необходимо многократно повторять упражнения, использовать наглядный показ (например, выполнение шага польки или исполнение придуманного ритма на шумовом инструменте, применять метод соревнования, проводить индивидуальную работу по формированию ритмических навыков.