Тазаян Арменуи Анна
Методика раннего развития Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Зоны развития, или Где что лежит
Монтессори выделяет пять зон развития ребенка.
ЗОНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Цель этих упражнений – помочь ребенку научиться заботиться о себе.
Уроки для малышей в Монтессори-группах просты и жизненны : налить
воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно
поздороваться, высморкаться, вытереть лицо салфеткой.
На больших деревянных рамках, как на манекенах, части одежды со
Публикация «Методика раннего развития Монтессори» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так
легче научиться застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать
шнурки.
Кроме этого, малыши учатся чистить и резать овощи, сервировать стол
и делать многое другое, чего обычно мама не разрешает дома. Согласитесь,
нашим детям часто приходится слышать: «Ты еще маленький!»,
«Подрастешь, тогда и будешь делать все сам». Но, к сожалению, потом
будет поздно… А в группах Монтессори дети скорее услышат : «Ты уже
взрослый и вполне можешь справиться с этой задачей сам». Учитель
должен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным
материалом, или дать, говоря языком методики, презентацию.
В Монтессори-группах малыши быстро учатся сами ухаживать за
собой
Упражнения практической жизни включают в себя также материалы,
которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки
предметов, – все то, что развивает движения руки и является подготовкой к
освоению письма, чтения и математических абстракций. Очень важно: все
предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не
игрушечными.
ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
В этой зоне развития можно научить ребенка различать температуру,
трогая лед, металлические предметы, нагретые на солнышке камешки,
погружая руки в теплую воду. Можно развивать «барическое» чувство –
умение ощущать разницу в весе, взвешивая в руке или на игрушечных
весах тяжелые и легкие предметы.
Игра на музыкальных инструментах поможет научиться различать их
звучание.
Нюхая баночки со специями, кофе или ватными тампонами с
различными отдушками, дети знакомятся с многообразием запахов.
В группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез.
Если у малыша падает на пол стеклянный кувшин, разлетаясь на
осколки, и вода разливается, ему сразу видна ошибка. Как
правило, ребенок сам искренне расстроен, и воспитателю нет
необходимости ругать его. И в этом заключается еще один
замечательный принцип педагогики, который можно назвать
автоматическим контролем ошибок. Вообще, метод Монтессори –
это педагогика без наказаний.
В этой зоне малыш может получить все ощущения, которых недостает
ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также
может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе
предметов. Здесь ребенок учится различать высоту и длину, цвет, звучание,
запах, форму различных предметов, может познакомиться со свойствами
тканей.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА
В этой зоне собраны материалы, позволяющие обучить ребенка
основам математики. Обучение математике проходит естественно: малыш
просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» математикой.
Математическая зона содержит все необходимые материалы для того,
чтобы ребенок научился сложению, вычитанию, умножению и делению,
освоил порядковый счет – все то, что считается необходимым для
готовности ребенка к школе. Монтессори-материал учит детей мыслить
логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины
уже хорошо знакомые ему понятия.
ЗОНА ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
В этой зоне кроха расширяет словарный запас, учится читать и писать.
Большое значение уделяется развитию мелкой моторики. Именно
поэтому многие игры-пособия Монтессори способствуют мелкой работе
рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут
их на крупе, учатся составлять слова с помощью по движного алфавита.
ЗОНА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО («КОСМИЧЕСКОГО»)
ВОСПИТАНИЯ
Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем
мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и
культуре разных народов.
В этой зоне малыш также узнает основы ботаники, зоологии,
анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин.
Дополняют окружающую среду такими зонами, как музыкальная, зона
искусства и танцев, работ по дереву, иностранного языка, двигательной
активности. Эти зоны способствуют дальнейшему всестороннему
развитию ребенка.
Какие же материалы используют в группах, работающих с детьми по
методике Марии Монтессори, для развития разных навыков и обучения
разным понятиям?
Материалы в Монтессори-группах
В группе Монтессори в различных зонах вы найдете специальные
материалы и предметы, способствующие развитию каких-либо навыков,
умений, позволяющие ребенку сделать необходимые выводы, а точнее,
маленькие открытия.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
К материалам, позволяющим приобрести практические навыки,
относятся не только специально разработанные и сделанные пособия, но и
самые обычные предметы, которыми мы часто пользуемся в повседневной
жизни.
Рамки с застежками
Это деревянные рамки с различными застежками: большими и
маленькими пуговицами, кнопками, бантами, ремешками,
застежками-«молниями», «липучками», шнурками, которые вдеваются в
дырку, наматываются на крючки и петли.
Рамки с застежками
Такие игрушки-пособия обучают конкретным навыкам, необходимым
при одевании и раздевании, а также развивают мелкую моторику. (Не
забывайте, что развитие мелкой моторики способствует и развитию речи.)
Предметы для пересыпания и переливания
Упражнения с этими предметами помогают улучшить координацию
движений, способствуют концентрации внимания. Как правило,
упражнения включают в себя пересыпание крупы и переливание воды из
одной посуды в другую.
Пересыпание крупы
Предметы для приготовления пищи
Эти предметы предлагаются детям для упражнений, которые
включают в себя очистку и нарезку моркови, банана и яблок. Упражнения
способствуют развитию аккуратности и самостоятельности.
В домашних условиях вы всегда сможете заменить многие
пособия реальными вещами. Например, рамку с застежками
можно заменить кофтой с пуговицами, «молнией», детским
ботиночком со шнурками и т. п. Придумывайте и
экспериментируйте!
Будьте доброжелательны с ребенком. Как можно меньше
говорите ему «не делай», «не мешай», «не надо», «нельзя»,
«неправильно». Эти слова в итоге не приведут ни к чему
хорошему. И если ребенок внемлет вашим нотациям, ничему
полезному он не научится. Будет намного лучше подсказывать
малышу, помогая при этом добиться идеального результата.
Ребенок пролил сок или вытирает стол и не заметил пятна? Не
упрекайте малыша. Достаточно сказать: «Еще одно вот это пятно
стереть – и будет идеально чисто!», чтобы маленький ученик
смог исправить сам свою ошибку и при этом не чувствовать себя
униженным.
Предметы для уборки помещения и соблюдения личной гигиены
С помощью упражнений с этими предметами малыши учатся чистить
обувь, подметать, мыть пол шваброй, вытирать стол, умываться и многому
другому, чтобы самостоятельно ухаживать за собой.
«Замочки»
«Замочки» – это доска с несколькими видами замков: навесной
крючок, задвижка, защелка, цепочка и т. п.
Замочки
Пособие помогает развить мелкую моторику ребенка, координацию
движений, научить пользоваться простыми замками.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Благодаря этим предметам ребенок учится различать понятия: больше,
меньше, средний, самый маленький, тонкий, толстый, длинный, короткий,
высокий и т. п.
Коричневая лестница
Коричневая лестница – это 10 деревянных призм коричневого цвета,
каждая длиной 20 см. Боковые стороны – квадраты с длиной ребер от 1 до
10 см.
Розовая башня
Это пособие представляет собой 10 розовых деревянных кубиков с
длиной ребра от 1 до 10 см.
Красные штанги
Красные штанги – это 10 деревянных штанг, самая маленькая – 10 см
длиной, каждая следующая на 10 см длиннее, самая большая – 1 м.
Все вышеперечисленные предметы сенсорной зоны представляют
различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями:
короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.
Блоки цилиндров
Представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом.
Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй –
цилиндры, различные по диаметру; два других включают цилиндры,
различные и по высоте, и по диаметру. Подбор цилиндра к
соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает у
ребенка мелкую моторику рук.
Цветные катушки
Первый набор состоит из трех пар основных цветов для
сопоставления; второй составляет одиннадцать пар различных цветов;
третий – по семь оттенков каждого цвета.
Занятие с цветными катушками
Цветные катушки знакомят с названиями цветов, развивают
восприятие цвета, учат различать оттенки.
Коврик
Коврик Монтессори включает в себя много различных элементов,
которые малыши могут трогать, гладить, мять, тянуть, растягивать,
отстегивать, то есть самыми разными способами давать волю
исследовательскому движению и любопытству. Так как каждый элемент
коврика многофункционален и направлен и на развитие различных
анализаторов ребенка, и на стимулирование его социальных реакций, и на
развитие навыка схватывания предметов, то есть на моторику руки и
пальцев (особенно большого и указательного, то коврик можно
использовать для самых разных совместных игр с малышом.
Развивающий коврик
Сенсорная доска
Кроме коврика, к зоне сенсорного развития относится и так
называемая сенсорная доска. На листе фанеры размещены различные
кусочки ткани, разные по фактуре, цвету.
Развивающий коврик
Также к доске приделаны пакетики с наполнителями. Наполнитель
может быть любой: от крупы до гаек или ваты. Ребенок не только на ощупь
определяет наполнитель или просто перебирает руками эти мешочки, но и
сравнивает эти мешочки по весу.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Напомним, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой
моторики рук. Поэтому многие материалы и пособия в зоне языкового
развития направлены именно на совершенствование мелкой моторики.
Шершавые буквы
Шершавые буквы вырезаются из бархатной или другой шершавой
бумаги. Малыш проводит пальчиком по букве, готовится к письму и
чтению. Такое упражнение позволяет ребенку узнать очертание каждой
буквы через прикосновение и связать звук с его графическим начертанием
(буквой).
Шершавые буквы
Прописи
На фанерной доске сделаны углубления в виде различных линий. Для
каждой линии – своя маленькая «каретка». Ребенок держится за нее и ведет
«каретку» по линии до конца.
Прописи Монтессори
Пособие готовит руку к письму.
Шумовые цилиндры
Этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых
содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, то
есть к каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий
звук синих цилиндров.
Рамки-вкладыши
Это пособие универсально и относится не только к зоне языкового
развития.
Рамки-вкладыши
Рамки-вкладыши – это различные фигуры (от геометрических форм до
контуров животных) и рамки. У вкладышей есть маленькая ручка для
удерживания и перемещения фигурки. Малыш подбирает к каждой рамке
соответствующую фигурку. И фигурку, и рамку можно обводить
карандашом и получать различные рисунки.
Крутящиеся диски
Этот дидактический материал представляет собой два диска разного
диаметра с зазубренными краями и ручками для их вращения. Ребенок
берет ручку и вращает оба диска.
Диски для вращения
Пособие готовит руку к письму, развивает координацию.
Шнуровки
Шнуровки Монтессори сделаны из дерева, твердого картона или
пластика. Игрушки могут быть различной формы, шнурки – разной длины.
Шнуровки
Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая отвечает детской
потребности в подражании взрослым – пуговица с иглой. Выполнена она
обычно из дерева.
Играя со шнуровками, ребенок развивает мелкую моторику,
воображение, усидчивость, готовит руку к письму.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Геометрические тела
Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды,
прямоугольной призмы, эллипсоида, конуса и треугольной призмы.
Материал способствует зрительному и тактильному различению
геометрических форм.
Красно-синие штанги
Набор из 10 штанг того же размера, что и красные штанги, но каждая
штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным
основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания,
вычитания, умножения и деления.
Коробка с веретенами
Две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и
освоению понятия количества. Ребенок размещает определенное
количество веретен в соответствующую секцию.
Золотые бусины
Эти материалы дают представление о счете, количестве и об основных
математических функциях.
ДРУГИЕ ЗОНЫ РАЗВИТИЯ
Географические карты
Это пособие представляет собой деревянные карты с маленькой
ручкой для переноса и манипулирования. Карты привлекательны, знакомят
с названиями и расположением государств и континентов, основами
географии.
Природные карты
Различные наборы карт для изучения строения листьев, цветов,
деревьев. Расширяют словарный запас и знания о природе.
Звучащие колокольчики
С помощью деревянного молоточка колокольчики издают различные
звуки. Это пособие используется в качестве сенсорных упражнений для
сопоставления звуков. Также может использоваться при обучении основам
нотной грамоты и составлении простых мелодий.
Линия
В большинстве классов на ковре или на полу нарисована линия в виде
круга, которая используется для физических упражнений по развитию
равновесия и координации движений.
Конечно же, это далеко не все материалы, использующиеся в
Монтессори-группах.
Необходимо запомнить одно: работать по методике Марии
Монтессори, отказавшись от дидактических материалов, недопустимо. Эти
материалы стимулируют развитие ребенка.