Висимбаева Милана
Конспект ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка (конспект)
ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
на тему: «Осень»
Автор: старший воспитатель Висимбаева М. М.
Программное содержание:
Цель: закрепление накопленных детьми представлений о времени года – осени.
Задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие:
1. Расширять и обогащать активный словарь детей;
2. Развивать память, внимание, логическое мышление;
3. Развивать связную речь;
4. Развивать внимание, память, мышление;
5. Расширять и обогащать словарный запас детей;
6. Упражнять в составлении описательного рассказа по картине (схеме);
Воспитательные:
1. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
сюжетная картина для составления описательного рассказа, картинки с изображением осеннего леса, картинки с изображением деревьев леса, конверт с письмом, магнитная доска, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, мяч.
Реализуемая приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Используемые методические приемы:
- сюрпризный момент (конверт с письмом);
- беседа;
- показ; объяснение;
- вопросы;
- загадка;
- словарная работа (дубрава, сосновый бор, березовая роща)
- индивидуальная работа.
- поощрение.
Ход ООД
I. Вступительная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся поближе. Меня зовут Милана! (знакомится с детьми). Ребята, сегодня по дороге в этот детский сад, я встретила почтальона, и он передал мне письмо, сказав, что оно от Царицы Осени. Давайте посмотрим, о чем она нам пишет. (Вскрывает конверт, читает письмо).
- Дорогие ребята, так как совсем скоро наступит зима, и мне придется проститься с вами до следующего года, я хочу узнать, насколько хорошо вы меня запомнили. Расскажите обо мне немного, и я непременно вас услышу!
Воспитатель: - Ну что, ребята, давайте сегодня вспомним все признаки царицы Осени, а она в свою очередь убедится, что мы ее хорошо знаем. Ребята, а теперь давайте расскажем, что мы с вами знаем об осени. Какие перемены принесла осень в жизнь природы? (Ответы детей)
II. Основная часть.
Воспитатель: - Какая погода бывает осенью? (Дождливая, ненастная, пасмурная)
- Солнце светит осенью? (Светит, но не греет)
- А сколько месяцев у осени? (Три)
- Как они называются? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А какой из них первый месяц осени, второй, третий?
- Когда на дворе был месяц сентябрь, каким словом мы называли осень? (Ранняя)
- А сейчас как называем? (Поздняя)
- Сравните осенние денечки с летними.
- Как изменились осенние краски по сравнению с летними?
- Что называют листопадом?
- В какую погоду листочков облетает больше?
- Много ли насекомых сейчас?
- Может кто-то из вас знает стихотворение про осень? (Дети по желанию рассказывают стих про осень).
Воспитатель: - Итак, ребята, а теперь я вам предлагаю сыграть со мной в игру «Назови приметы осени». Для этого, нам надо встать в круг. Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он мне подарил вот этот волшебный мяч.
Воспитатель: - Листья осенью (что делают) – листья осенью желтеют и опадают.
Дождь осенью (что делает) – дождь осенью моросит, идет.
Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.
Урожай осенью с огорода (что делают) – урожай осенью убирают.
Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью (что делают)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Воспитатель: - А как люди осенью заботятся о себе? (Люди оделись в теплую одежду)
Так как же можно назвать осень, какая она? (Щедрая, разноцветная, золотая)
Почему осень щедрая?
Почему осень разноцветная (золотая?
(Проводится дидактическая игра с мячом).
Воспитатель: - Ребята, а теперь я предлагаю вам посмотреть на доску. Что вы видите на картинках? (Осенний лес, деревья леса). А какие разновидности деревьев, которые встречаются в лесу вы знаете? Как называются деревья, которые изображены на картинках? (Дуб, береза, сосна)
- Дети, а вы знали, что лес, где растут только сосны, называется сосновым бором, лес, где растут только березы – березовой рощей, а лес, в котором растут только дубы – называется дубравой. (Проводится словарная работа с новыми словосочетаниями).
Физкультминутка. (Ветер дует нам в лицо)
А теперь, послушайте загадку:
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины;
Попугаи и синицы,
Одним словом – это…. (Птицы)
Воспитатель: - Да, дети, совершенно верно, дальше, мы поговорим о птицах. (Обращает внимание детей на картинки с изображением перелетных и зимующих птиц).
Воспитатель: - Ребята, каких птиц вы знаете? Ребята, а что происходит в жизни птиц осенью? (Есть такие, которые улетают в теплые края).
Как называют таких птиц, которые от нас улетают? (Перелетные). А те, которые остаются? (Зимующие). А почему птицы улетают в теплые края? (Потому, что осенью становится холодно, насекомые, которыми питаются птицы, прячутся, и птицы остаются без корма).
Воспитатель: - Ну, а теперь, давайте мы повторим все то, что мы разбирали и запомнили сегодня, а осень нас обязательно услышит.
(Проводится описательный рассказ по картинке).
Воспитатель: - Какие явления мы наблюдаем осенью? Ребята кто хочет продолжить рассказ?
(Поочередный опрос всех детей)
1 картина – дни становятся пасмурными, тучи закрывают солнце; листья начинают желтеть…и т. д.
2 картина - перелетные птицы улетают в теплые края;
3 картинка – ветер сбросил с деревьев пожелтевшие листья, становится холоднее.
4 картинка - часто идут дожди, погода становится ненастной, наступил последний месяц осени – ноябрь – приходят холода, кое- где лежит снег.
Воспитатель: - Ну а сейчас, давайте поиграем.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов:
(Проводится игра «Да или нет»).
Воспитатель: - Правила игры: если вы согласны с тем явлением, о котором я говорю вы все вместе хором отвечаете «да» и одновременно хлопаете в ладоши, а если я говорю о явлениях, не происходящих осенью, вы говорите «нет» и топаете ногами. Итак, начали:
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: - Вот наша встреча с вами подошло к концу, скажите, ребята, о каком времени года мы говорили? (Осень)
Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Что происходит только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)
Какие новые словосочетания мы узнали?
Воспитатель: - Ребята, осень очень обрадовалась, прослушав нас, она убедилась, что вы знаете про нее все. В этом году она скоро уйдет, но в следующем году она пообещала обязательно вернуться.
Рефлексия:
Ну как, ребята, вам понравилось?
А что именно понравилось?
Что вам запомнилось больше всего?
А было ли то, что давалось вам трудно?
Поощрение:
Воспитатель: - Дети вам всем огромное спасибо, вы большие молодцы! Я очень рада нашему знакомству.