Инна Козлова
Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых»
▼ Скачать + Заказать документы
Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития.
Методика «Музыка с мамой» способствует общему развитию детей и раскрывает музыкальные таланты малышей в самом раннем возрасте.
Методика получила признание не только в России, но и за рубежом.
Публикация «Консультация для музыкальных руководителей „Методика раннего музыкального развития Железновых“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Преподаватели центров раннего развития и детских садов, музыкальных школ и центров реабилитации с успехом используют данные разработки в работе с детьми. А многочисленные положительные отзывы родителей позволяют оценить эффективность домашних занятий по методике «Музыка с мамой».
Программа делится по возрастам и записана на аудио и видео дисках.
Методика включает такие сборники:
*песенки с движениями — здесь коротенькие марши, хороводы, первые активные игры (жмурки, салочки). Малыш учится новым движениям и ролям.
*пальчиковые игры. Маленькие сказки при движении кистей рук и пальчиков.
*сказки — подражалки. Открываем в малыше первые театральные навыки.
*веселая логоритмика.
*подвижные уроки.
*аэробика для малышей, игровая гимнастика (взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет.) укрепляем мышечный корсет и координацию ежедневно и весело.
*сказки-шумелки. Маленькие сказки на подражание и имитацию звуков. Малыш учится слушать и воспроизводить услышанное. Задействована мелкая моторика память и воображение.
*игровой массаж.
*песенки-инсценировки, маленькие сказки с использованием игрушек и простых жестов.
*колыбельные песенки,обработки русских народных колыбельных с добавлением звуков природы или животных.
Характерной особенностью данной методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки в весёлую обучающую игру.
Занятия весёлой музыкально-ритмичной деятельностью:
• Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.
• Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
• Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.
• Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.
• Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.
• Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.
• Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления. В целом дети занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.
Принципы методики :
1. Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.
2. Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование.
3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.
4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.
5. Музыка должна быть классической, но в то же время яркой и образной, современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.
6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.
В сборниках Железновых можно найти довольно обширный круг знаний: изучить алфавит и иностранный язык, научиться считать и читать, петь и играть на музыкальных инструментах.
Когда можно начинать.
Методика развития Железновых рассчитана на детей от 6 месяцев до 7 лет. Как правило малышам предлагаются удобные подушки, на которых они вдоволь машут ручками и ножками в такт музыке. Детки постарше уже ходят по всему периметру комнаты. Но даже если малыш еще совсем мал, мама всегда может начать с ним играть. Все игры прекрасно вписываются в повседневный быт малыша и это начальный этап приобщения ребенка к чувству ритма и музыкальности.
Классический урок по методике Железновых:
Приветствие.
Разминка.
Жестовые и пальчиковые игры
Игровой массаж.
Музыкально-ритмические движения или гимнастика.
Логоритмика.
Распевание, пение.
Игра на музыкальных инструментах.
Сказка (с 1,8 года).
Прощание.
Занятие длится 45 минут, из них подготовительная часть (пункты 1-2) занимает 10 минут, основная часть (пункты 3-9) – 30 минут, заключительная часть (пункт 10) – 5 минут.
Каждое занятие начинается с приветственных песенок, которые не меняются на протяжении всего учебного года. Эти игры помогают ребенку войти в коллектив, создают положительный эмоциональный фон.
После приветственных песенок проводятся игры-разминки. Они способствуют активизации внимания, развивают чувство ритма, выдержку, навыки общения. Дети встают в круг, руки держат на талии и повторяют действия, сказанные словами.
Основные упражнения начинаются с пальчиковых игр, главными героями которых становятся детские пальчики, которые изображают бабочек, гусениц, солнышко, поросят и др. Давно доказано, что речь напрямую зависит от развития мелкой моторики, а этому способствуют так называемые пальчиковые игры.
Игровой массаж снимает у детей напряжение, способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, «получающим» игровой массаж.
Музыкально-ритмические движения направлены на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений. Взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет за ним.
Логоритмика представляет собой короткие песенки и инсценировки, которые необходимо петь по слогам, что позволят развивать четкость произнесения звуков, улучшит артикуляцию малыша. В целом это прекрасные занятия под музыку без логопеда.
Распевание, пение начинается с дыхательных упражнений. Распевание организует и дисциплинирует детей, способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).
Игра на музыкальных инструментах. Музыкальные инструменты для детей – это одна из разновидностей развивающих игрушек. Они разрабатывают мелкую моторику рук, формируют чувство ритма, координацию движений, учат детей различать «голоса» инструментов, помогают освоить нотную грамоту, а например, духовые инструменты развивают также дыхательную систему, улучшают работу лор-органов. Кроме всего прочего, такие игрушки взращивают в ребенке любовь к музыке.
Сказки под музыку развивают воображение, фантазию. Все эти сказки взяты из фольклора и хорошо знакомы ребятам, но дополнены новыми деталями и музыкальным сопровождением.
Завершается занятие прощальной песенкой.
Плюсы методики:
«Музыка с мамой» приносит неоценимую пользу в воспитании детей и способствует таким функциям, как:
выработка ритмичности и музыкальных способностей;
развитие мелкой моторики;
формирование навыков правильной речи;
оздоровление общего состояния малыша;
укрепление мышц спинного отдела, формирование правильной осанки;
привитие навыков слушать и выполнять указания родителей и воспитателей;
налаживание контактов со взрослыми и одногодками;
сближение ребенка с родителями через совместные музыкальные занятия.