Ольга Мережникова
Методика работы с художественной литературой в учреждении дошкольного образования
▼ Скачать
Методика работы с художественной литературой
в учреждении дошкольного образования
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
Публикация «Методика работы с художественной литературой в учреждении дошкольного образования» размещена в разделах
Необходимо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Возрастные особенности восприятия.
2 слайд
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
3 слайд
Методика художественного чтения и рассказывания детям
Основными методами являются следующие :
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автоpa, передает все оттенки мыслей писателя.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование).
3. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
4. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
! Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений.
4 слайд
Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях.
М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:
1. Чтение или рассказывание одного произведения
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов. Можно объединять произведения одного жанра или несколько жанров. На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
а) чтение и рассказывание с игрушками);
б) настольный театр
в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
г) презентации, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
а) оно может быть логически связано с содержанием занятия
б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).
5 слайд
Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.
В структуре типичного занятия можно выделить три части.
В первой части происходит знакомство с произведением - выразительное чтение воспитателя, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.
Чтению может предшествовать краткая вводная беседа.
Во второй части проводится беседа о прочитанном, помогающая определить жанр, основное содержание, особенности структуры произведения, средства художественной выразительности.
В третьей части организуется повторное чтение текста (если оно короткое) или отрывков, с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
6 слайд
Построение занятия по заучиванию стихотворения.
В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения.
После беседы происходит выразительное чтение стихотворения без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения.
После чтения педагога идет пауза, которая дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.
С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным.
Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями.
После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать.
Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме
7 слайд
Особенности заучивания стихов на разных возрастных этапах.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи. но для лучшего воспроизведения уместно помочь детям создать поэтическое настроение.
Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов.
8 слайд
Методика ознакомления с художественной книгой на разных возрастных этапах.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения.
В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Круг детского чтения должны составлять произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.