Людмила Власова
Методика работы по активизации и уточнению словаря
▼ Скачать + Заказать документы
Методика работы по активизации и уточнению словаря
1. Дидактические игры, словарно-логические упражнения – ведущий метод активизации словаря.
2. Работа над смысловой стороной слова. Методика проведения лексических упражнений в разных возрастных группах.
Литература
1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М., 1971
3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М. ,1981
4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки // Дошкольное воспитание, 1995. №12
Публикация «Методика работы по активизации и уточнению словаря» размещена в разделах
Закрепление и активизация словаря осуществляется в беседах, пересказах, составлении описаний и рассказов по игрушкам и картинкам, а также в процессе дидактических игр и упражнений. Упражнение – ведущий метод активизации словаря. Среди упражнений на усвоение слов и активное их использование выделяют:
А) на закрепление названий предметов
Б) на выделение признаков предметов
В) на выделение действий предмета или объекта
Г) на классификацию предметов и их обобщение
Д) сопоставление предметов по сходству и различию, на сравнение предметов.
Упражнения подобных типов рекомендовала еще Е. И. Тихеева.
Хорошо, когда упражнения включаются в игровую ситуацию. Упражнение как простое многократное повторение речевого действия не вызывают интереса, особенно у младших детей, они быстро утомляются и начинают отвлекаться. Упражнения, проводимы в игровой форме, совсем по-другому воспринимаются детьми, они без усилий, с интересом и даже с удовольствием повторяют нужные речевые действия, слова. Поэтому в младших группах для активизации словаря проводятся дидактические игры с наглядным материалом, с картинками, игрушками, игровыми персонажами. В дидактических играх дошкольники не только выполняют речевые действия, но и игровые: отыскивают нужную картинку, ощупывают предмет в «Чудесном мешочке», пробуют продукты на вкус.
Подбирая дидактические игры в младшей группе, нужно помнить, что активизация словаря тесно связана с общим развитием ребенка, с расширением его кругозора. Каждое слово, которое узнают дети – это новое конкретное представление о предметах и явлениях окружающего мира, поэтому словарь необходимо рассматривать в тесной связи с теми впечатлениями, которые дети получают из окружающей их жизни. Практика показывает, что значительная часть детей трехлетнего возраста хорошо понимает речь взрослого, однако нередко малыши заменяют слово указательным жестом. Поэтому так актуальны в этой группе игры на закрепление названий предметов. Эта задача решается в играх с разнообразным содержанием: «Чудесный мешочек» - здесь дети называют игрушку, которую достают из мешка; «Найди и назови игрушку» - здесь дети разыскивают игрушку в групповой комнате; «Угадай, что в мешочке» - узнают на ощупь.
Активизация слов-названий происходит в настольно-печатной игре «Лото».
Задача активизации бытового словаря успешно решается в играх-занятиях с дидактической куклой, предложенных Тихеевой: «Уложим куклу спать», «Устроим кукле комнату», «Купание куклы». Игры-занятия проходят как разговор воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями.
Дети этого возраста способны усваивать мотивированные слова-обобщения : игрушки, одежда, поэтому могут проводиться игры «Поможем Петрушке собрать игрушки», «Кому что надо»
Активизация глагольной лексики идет в играх с картинками: «Кто что делает?»; «Что умеют делать животные?» ; «Что делают люди? (активизация действий людей определенной профессии)».
Активизация слов-признаков происходит в играх «Скажи какой», «Узнай по описанию», игры в загадывание «Узнай игрушку». Признаки дети называют при сравнении игрушек и предметов.
В среднем дошкольном возрасте происходит бурный рост словаря, развивается способность к обобщению, дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, действий. Однако задача активизации словаря остается очень актуальной, разрыв между пассивным и активным словарем еще очень большой, дети не используют всего имеющегося у них запаса слов, по-прежнему в речи детей много указательных местоимений и наречий (тот, этот, там, тут, туда).
В средней группе проводятся те же дидактические игры, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов и их признаков, которые выделяются в игре.
Больше, чем в младшей группе начинает проводиться игр на классификацию предметов и обобщение. Сначала это игры с наглядным материалом (картинками, затем – словесные : стол, стул, кровать – мебель, пальто, платье, рубашка – одежда.
Закрепляются в средней группе слова, обозначающие пространственные отношения (вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади) в играх: «Что изменилось?» «Прятки», «Где солнечный зайчик?»
Активизация словаря происходит в играх на описание «Угадай, что за зверь», «Какой предмет задумали», «Магазин игрушек», «Магазин посуды», «Магазин одежды» и проч.
Словарь детей старшего дошкольного возраста достаточно большой, но значение некоторых слов детям не совсем ясно, мало дети используют прилагательные, хотя потребность в этом есть. На активизацию относительных прилагательных направлена игра «Назови деревянные, железные, стеклянные предметы» «Скажи, из чего сделано». Увеличиваются требования к скорости ответа, используются игры с мячом, воспитатель бросает мяч и называет предмет, ребенок должен вернуть мяч и назвать материал, из которого сделан предмет.
С детьми старшего дошкольного возраста широко используются словесные игры, требующие большого внимания, умственного напряжения, применения приемов логического мышления – сравнение, анализ, синтез, классификация, установление временной последовательности. Такие упражнения называются словарно-логическими. В альбоме словарно-логических упражнений, составленных Ляховской Ю. С. предлагается целый ряд таких упражнений. Они расположены по темам и по степени сложности. Так, по теме «Игрушки» предлагаются картинки с изображением игрушек, например мячей 5-8 видов. Дети сравнивают их попарно, объединяют в группы по разным признакам – все красные, все большие, все с желтой полосой и т. п.
Примеры таких упражнений «Назови 7 признаков сходства», «Назови 10 признаков различия», «Чем похожи, чем отличаются», «Что сначала, что потом», «Найди место», «Собери группу», «Какой предмет лишний?» и т. п.
Долгое время в методике преобладал подход, в соответствии с которым главным в словарной работе являлось расширение, обогащение словаря, определяемое задачами умственного воспитания. В этом направлении можно выделить 2 стороны: 1) усвоение новых слов, терминов как необходимое условие формирования новых знаний и представлений и 2) ознакомление с окружающим как возможное условие обогащение словаря. Словарная работа, безусловно, должна служить решению этих задач, но не менее важным направлением должно быть обеспечение речевого, языкового развития детей. Ориентировка детей на смысловую сторону слова является необходимым условием полноценного речевого развития.
Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, различными значениями одного слова, понимание и использование их в речи подчинено конкретным условиям коммуникации. Работа над семантикой слова – достаточное новое направление словарной работы. До сих пор в практике лексическая работа ведется методом имитации, приемами опоры на реальные объекты, картины, лексическое развитие чрезмерно привязывается к развитию познавательному, к формированию у детей знаний и представлений.
В исследовании Е. М. Струниной показана возможность и необходимость включения в словарную работу со старшими дошкольниками специальной системы заданий и упражнений, направленных на формирование понимания и использования в речи значений многозначного слова, синонимов, антонимов.
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик – радостный; поезд идет – движется, к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются, к отдельному слову (умный – сообразительный; старый – изношенный, дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, дети осознают оттенки значений слов (шепчет, говорит, кричит; большой, огромный, громадный).
Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом – новый; старый человек – молодой, к отдельным словам (легкий – тяжелый) или заканчивают предложение, начатое педагогом: Один теряет, другой - …. (находит).
Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, бить, плыть; полный, острый, тяжелый, мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом. Приведем примеры некоторых заданий.
Подбор синонимов к словосочетаниям. Цель – понимание многозначности.
Детям предлагается ряд словосочетаний : Весна идет, Мальчик идет, Дождь идет. В этих словосочетаниях слово «идет» имеет разные значения. Педагог предлагает заменить что это слово, подобрать другие слова. Как вариант можно использовать упражнение «Про что или про кого можно сказать «идет»?» В старших группах производный ряд слов, который подбирают дети, достаточно большой.
Скажи точнее. Цель – развивать точность словоупотребления. Воспитатель предлагает рассказ и там где он остановится, дети должны будут ему помогать.
-Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой был ветер? (сильный, резкий, порывистый, холодный). Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (могучий, суровый, мощный, ледяной). Ветерок слушал их и думал: «А я какой?» (легкий, приятный, ласковый, нежный).
Долго спорили браться, но так ничего и не выяснили. Решили они силой померяться. Подул ветер. Что произошло? (деревья закачались, трава пригнулась) Что делал ветер? (дул, мчался, гнал, гудел, ворчал) Подул ветрище. Что он делал? (выл, завывал, задувал) Что произошло? (ветки сломались, трава полегла, звери попрятались) И вот подул ветерок. Что он делал? (шелестел, озорничал, ласкал) Что произошло? (листочки зашелестели, цветы закачались, птички запели, стало приятно).
В исследовании А. А. Смаги доказывается возможность семантической работы в средней группе. Она подчеркивает, что для того, чтобы способность отбора языковых средств развивалась, ребенок должен иметь, из чего выбирать. Однако, это не значит, что сначала даются необходимые языковые средства, а потом на этой основе формируется способность отбора. Важней строить обучение так, чтобы перед ребенком сначала встала сама проблема выбора наиболее точного слова. Если ребенок не может назвать это слово, воспитатель сам показывает ему, какое слово в данной ситуации более уместно. Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов предложения (игры «Какое что бывает», «Что умеет делать ветер, вьюга, солнце?» Одновременно можно развивать понимание многозначности слова, ориентировку в сочетаемости разных слов (Кто (что) может быть тяжелым, добрым, легким).
Слово усваивается ребенком быстрее и прочнее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над ним устанавливаются ассоциативные связи. Большое место в психолингвистических методиках занимают исследования, связанные с ответами-ассоциациями на заданные слова-стимулы. Они позволяют уточнить, с какими словами прежде всего связывается в памяти то или иное слово.
Смага А. А. предлагает детям изобразить в рисунке образ предмета, вызванного многозначным словом, составить рассказ с многозначными словами. Составление рассказа (сказки) на тему «Иголка» выявляло, какие значения слова дети включали в рассказ, какова широта семантического поля: Дети рассказывают про ежа, про швейную иголку, про елку, про иголку у шприца, у швейной машинки.
Многозначность лучше всего осознается, когда слово берется не изолированно, изолированно слово воспринимается в его основном, прямом значении. Производные же значения выявляются только в сочетании с другими словами. Многозначное слово может иметь разную лексическую сочетаемость. Например, слово «низкий» в своем основном значении «малый по высоте» имеет широкие границы лексической сочетаемости (низкий рост, гора, берег, дерево, стол, каблук, но выступая в значении «плохой» или «подлый» сочетается далеко не со всеми словами. Только со словами «человек» или «поступок». Лексическая сочетаемость слова является важнейшим средством проявления значений слов. Приведем примеры упражнений для детей средней группы.
«Закончи предложение». Цель – подбор слов-антонимов. «Сахар сладкий, а перец (горький). Дорога широкая, а тропинка (узкая). Ручей мелкий, а река (глубокая).. Яблоки бывают мелкие и (крупные)
«Кто внимательный?» Цель - слышать и выделять на слух слова, противоположные по смыслу. Воспитатель говорит пословицы : Готовь сани летом, а телегу зимой, Родная сторона мать, а чужая мачеха; Труд кормит, а лень портит; Слушай больше, говори меньше. Дети быстро (кто быстрее) находят «непохожие» слова.
«Скажи одним словом» Цель – подбор синонимов. Воспитатель предлагает назвать то же, что и она, но одним словом : Сильный дождь (ливень, Сильный ветер (ураган, Сильная жара (зной).
«Помоги Петрушке выбрать слово» Цель- учить выбирать наиболее точное слово из 2-3 синонимов. Приходит расстроенный Петрушка и говорит, что пишет письмо и не знает, какое слово лучше подходит, просит детей помочь: Мой друг живет в (близком, соседнем доме); День был (горячий, жаркий, теплый) В лесу (раздался, прозвучал, послышался) шорох. Сына долго не было дома, и мама (трусила, беспокоилась, волновалась)
В младшей группе подобная работа тоже проводится. Возможность и методику этой работы доказали и разработали Ушакова О. С. и Лаврентьева А. И. Особенностью работы с младшими детьми является более продуманная мотивация лексических упражнений «Назови ласково», наличие наглядности, более простой лексический материал и небольшой производный ряд слов. Так, многозначность отрабатывается на простых словах : ножка, ручка, спинка. Дети подбирают 2-3 значения. Синонимы и антонимы дети подбирают к именам детей (Оля, Оленька, Олечка, Ольгуша) существительным – названиям знакомых животных: зайка, зайчик, заинька, побегайчик, названия игрушек.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: эта кукла большая, а та (маленькая); красный карандаш длинный, а синий (короткий); одно дерево высокой, а другое (низкое).
Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба (плывет); дом строят, а суп (варят). На основе наглядности проводится ознакомление с многозначными словами (ножка стула – ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки – ручка у зонтика – ручка у чашки)
Таким образом, проблема активизации и уточнения словаря детей является очень актуальной. Усвоение смысловой стороны слова, по мнению Л. С. Выготского, оказывается решающим фактором в развитии мышления и речи.