Елена Дакина
Методика проведения музыкальных игр с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенностью занятий с детьми дошкольного возраста является обязательное наличие игр, направленное на развитие разных видов детского творчества: двигательного, ритмического, песенного, словесного, театрально-игрового.
Для того чтобы развить заложенное в каждом ребенке творческое начало, его фантазию и воображение, я использую специальные упражнения и игры: это игры на развитие фантазии и упражнения на память физических действий.
Публикация «Методика проведения музыкальных игр с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В играх на развитие фантазии ребенок может в своем воображении нарисовать самые разные образы, создать предметы, порой не существующие, совершенно фантастические, он может придумать различные необычные ситуации, отталкиваясь лишь от своего желания, своей выдумки, ребенок как бы играет со своей собственной фантазией.
«Кто на чем играет?» - дидактическая игра, помогающая лучше познакомить детей с музыкальными инструментами. По положению лап зверей и крыльев птицы, дети должны определить и сами изобразить игру на музыкальном инструменте. Для игры можно использовать как карточки, так и кубик.
«Чем занят Петушок?» Дети определяют действия по рисунку : поет, слушает музыку, играет на балалайке или танцует.
«Какую музыку слушает Колобок?» Прослушать музыку и определить настроение, характер, жанр и найти соответствующую картинку.
Речевая игра с музыкальными инструментами. «Весенняя сказка».
К нам Весна – красна спешит и капелью все звенит (колокольчик)
Растаял снег от солнечных лучей, звонко побежал ручей (переливание воды)
Ветерок вдруг налетел, по деревьям пошумел, громче завывает, тучки собирает (помпоны)
Дождик – динь, дождик – дон! Капель бойкий перезвон (металлофон)
Все звенит, стучит, поет – то Весна – красна идет! (все инструменты).
В упражнениях на память физических действий ребенок апеллирует только к тем предметам, которые когда-либо сам видел, к которым когда-то прикасался. К тем действиям, которые он когда-либо совершал в реальной жизни. Например, он держит в руках воображаемую чашку с горячим чаем, дует на нее, пьет. Эти действия ребенок многократно совершал и совершает в реальной жизни, может, только сегодня утром, отправляясь в детский сад, он проделывал их сам или видел сидящую перед ним с чашкой в руках маму. Ему остается только вспомнить, какая это была чашка, как он брал ее, как держал. Надо учитывать, что игры-упражнения на память физических действий педагог предлагает детям, исходя из имеющихся у них на этот момент реального опыта действий с конкретными предметами. Например, дети едят кашу и поэтому знают, какие движения человек при этом выполняет.
(Речевая игра «Как у бабушки Наташи»)
В речевых и театрализованных играх на занятиях с детьми 5-6 лет педагог предоставляет гораздо большую свободу для проявления творчества детям: им предлагается самостоятельно придумать удачные и выразительные жесты, соответствующие строкам текста, различные движения для выразительной передачи того или иного образа. И только в случае затруднений педагог сам показывает несколько вариантов, из которых детям надо выбрать наиболее на их взгляд удачный. Такой прием позволяет взрослому стимулировать детское творчество, они учатся сравнивать, анализировать, выбирать. Я предлагаю обратиться к известной сказке «Колобок» и провести ее в форме музыкальной игры.
Музыкальная игра «Колобок»
Для участия в конкурсе я взяла авторскую игру на развитие чувства ритма и ритмического творчества «Кто стучится у ворот?». Здесь дети активно упражняются в придумывании ритмических рисунков различной сложности, причем ритм передается на музыкально – шумовых инструментах в зависимости от характерных особенностей различных персонажей игры: так, Петушок – кастаньеты, Коза – трещотка, Кот –бубен, Лиса – дудочка, Медведь – ложки. Текст игры положила на несложную мелодию, близкой к народной песне, по ходу игры дети выполняют пальчиковую гимнастику, повторяют за героями придуманный ими ритм, прохлопывая его в ладоши.
Игра направлена на развитие активности детей, ритмического слуха, танцевально – двигательных навыков, песенного мастерства, звукоподражанию, вниманию, способствует эмоциональному подъему.
Туки-туки, тук-тук-тук (стучат кулачками в ритме мелодии)
У ворот и смех, и стук (соединяют ладони «ворота», разводят руки и хлопают)
Кто стучится? – Петушок, золотистый гребешок. (выходит в центр круга Петушок, дети пальчиками показывают петушка)
Ну-ка, Петя, не робей, да сыграй-ка нам скорей (Петушок отбивает ритм на кастаньетах и кукарекает. Дети запоминают ритм и повторяют его, Петушок придумывает другой ритм, дети, прослушав, повторяют и его.)
Хорошо поешь, играешь, да ребяток развлекаешь (показывают большой палец)
Становись в круг (разводят руки в стороны)
Будешь нам друг. (подносят руки к сердцу, Петушок встает в круг).
Туки-туки, тук-тук-тук (стучат кулачками в ритме мелодии)
У ворот и смех, и стук (соединяют ладони «ворота», разводят руки и хлопают)
Кто стучится? Здесь Коза, озорные глаза. (выходит в центр круга Коза, дети пальчиками показывают)
Ты, Коза, не робей, поиграй нам веселей! (Коза отбивает ритм на трещотке и мекает. Дети запоминают ритм и повторяют его, Коза придумывает другой ритм, дети, прослушав, повторяют и его.)
Хорошо поешь, играешь, да ребяток развлекаешь (показывают большой палец)
Становись в круг (разводят руки в стороны)
Будешь нам друг. (подносят руки к сердцу, Коза встает в круг)
Туки-туки, тук-тук-тук (стучат кулачками в ритме мелодии)
У ворот и смех, и стук (соединяют ладони «ворота», разводят руки и хлопают)
Кто стучится? - Это Кот, лапкой ритм веселый бьет.
Ну-ка, Котик, не робей, постучи-ка поскорей. (Кот отбивает ритм на бубне и мяукает. Дети запоминают ритм и повторяют его)
Хорошо поешь, играешь, да ребяток развлекаешь (показывают большой палец)
Становись в круг (разводят руки в стороны)
Будешь нам друг. (подносят руки к сердцу, Кот встает в круг.)
Туки-туки, тук-тук-тук (стучат кулачками в ритме мелодии)
У ворот и смех, и стук (соединяют ладони «ворота», разводят руки и хлопают)
Кто стучится? Здесь Лиса, на веселье к вам пришла.
Что ж, Лисичка, не робей, а сыграй для нас смелей. (Лиса на дудочке выводит ритм, дети на слог «ду-ду-ду» его повторяют).
Хорошо поешь, играешь, да ребяток развлекаешь (показывают большой палец)
Становись в круг (разводят руки в стороны)
Будешь нам друг. (подносят руки к сердцу, Лиса встает в круг.
Туки-туки, тук-тук-тук (стучат кулачками в ритме мелодии)
У ворот и смех, и стук (соединяют ладони «ворота», разводят руки и хлопают)
Кто стучится? К вам Медведь, я устал в лесу реветь.
Ну-ка, Мишка, не робей, постучи-ка поскорей (Медведь отбивает ритм на ложках и выполняет пружинку. Дети запоминают ритм и повторяют его)
Хорошо поешь, играешь, да ребяток развлекаешь (показывают большой палец)
Становись в круг (разводят руки в стороны)
Будешь нам друг. (подносят руки к сердцу, Медведь встает в круг.)
Собрались в большой мы круг, ты – мой друг и я – твой друг (руки развели в стороны, вперед и к сердцу).
Будем петь и плясать, на инструментах мы играть. (Исполняется русская народная песня «Ах вы, сени» дети – персонажи играют на инструментах, остальные выполняют различные танцевальные движения: мальчики в присядку, девочки притопы, ковырялочку и т. д.)
На музыкальных занятиях, используя игры, я преследую цель:
- развивать творческие способности дошкольников;
- Развивать их собственную фантазию, выдумку, мышление и инициативу;
- прививать интерес к занятиям, создавая атмосферу праздника, радости, веселья.
Воспитывая и обучая других, необходимо учиться самим. Л. Н. Толстой сказал: «Многому я научился у своих наставников, еще более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников».