Марина
Методика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний период
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- проследить с детьми сезонные изменения в жизни насекомых в осенний период;
- формировать у детей умение наблюдать характерные изменения и явления осенней погоды;
- учить детей устанавливать взаимосвязь между характерными изменениями в природе в осенний период и сезонными изменениями в жизни насекомых;
Публикация «Методика проведения наблюдений на прогулке, Наблюдения за насекомыми в осенний период» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
- выявить во время наблюдений насекомых и определить место их зимовки;
- формировать у детей реалистические представления о растительном и животном мире;
- воспитывать экологическую культуру, учить детей бережному отношению к природе.
Наблюдения с детьми на прогулке проводим ежедневно. Дети старшего дошкольного возраста способны к довольно тонким наблюдениям. Обращаем внимание детей на то, что на протяжении одного сезона, в определённые сроки, и в живой и в неживой природе происходят заметные изменения. Так, например, при проведении систематических и последовательных наблюдений, дети очень легко отмечают характерные особенности начала осени, середины осени и поздней осени.
Целевые прогулки – наблюдения по экологической тропе детского сада детей особенно радуют, им всегда интересны наблюдения за сезонной жизнью насекомых.
Перед наблюдениями напоминаем детям о бережном отношении к насекомым:
«Насекомых не губите, если встретите в саду!
Насекомые природе много пользы принесут!»
Вопросы детям:
- Каких насекомых мы наблюдали летом?
- Какое насекомое может ужалить?
- Много ли насекомых было летом?
- Больше или меньше их стало с приходом осени?
- В какую погоду (солнечную, пасмурную или дождливую) насекомых бывает меньше?
Ребята отмечают, что летающих насекомых стало меньше. Совсем не видно ярких бабочек, пчёл, стрекоз, а мухи и комары исчезли совсем.
- Куда исчезли насекомые?
- Как это можно связать со сменой времени года, с изменениями в погоде?
Предлагаем ребятам поискать насекомых под опавшими листьями. Под опавшими листьями дети находят слизня, а на стволе дерева – улитку.
Вспоминаем с детьми, что голые слизни – это моллюски, которые в ходе эволюции утратили раковину. Слизни представляют большую угрозу для растений, повреждая их листья.
Рассматриваем с детьми и слизня, и улитку. Особенно детей привлекают две пары щупалец на голове слизня, которые они называют «рожками». Напоминаем, что на щупальцах расположены и глаза слизня.
В солнечный день дети с восторгом замечают стрекозу, мотылька, гусеницу, лесного клопа и червяка.
Вспоминаем загадки и стихи о насекомых, в которых отмечаются характерные отличия насекомых, рассматриваем и описываем строение их тела.
В солнечный день обращаем внимание детей на тончайшие серебряные нити паутины.
Загадка:
«Как красивую корзину сплёл большую паутину
Не комарик, ни жучок, а умелый … (Паучок).
Внизу под листьями находим маленького паучка, который там спрятался, чтобы перезимовать. Напоминаем детям о том, что пауки приносят пользу природе.
Маленьких жучков – Божью коровку и Жужулицу рассматривали на ладошках с особым интересом. Напомнили детям, что эти насекомые приносят пользу природе. Они питаются личинками вредных насекомых.
Физминутка.
Про жучка.
«На лужайке, над ромашкой жук летал в цветной рубашке.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу, я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь, низко, низко наклоняюсь».
(Дети выполняют движения, соотнося их со словами).
Обращаем внимание детей на поведение синичек, которые кружатся вокруг старого пня, заросшего высокой травой.
Проводим игру «Чем питаются птицы?»
Цель: учить детей составлять предложение, правильно употреблять категории родительного падежа.
Птицы питаются … жуками.
Птицы питаются … комарами.
Птицы питаются … червяками.
Птицы питаются … бабочками и т. д.
Осматриваем с детьми пень и обнаруживаем самых ярких насекомых – клопов – солдатиков. Клопы – солдатики попрятались на зиму в трещины старого пня и под его кору. Объясняем детям, что клопы – солдатики прокалывают кору деревьев и высасывают из дерева сок. Это ослабляет дерево и задерживает его развитие.
Обнаружив малоподвижных шмеля и осу, дети сделали вывод, что с наступлением холодных осенних дней и ночей жизнь насекомых меняется. Объясняем детям, что при снижении температуры воздуха и почвы насекомые теряют свою подвижность и замирают (засыпают) до тёплых весенних дней. Насекомые забираются в укромные места под корой деревьев, под опавшими листьями, в щелях заборов и домов, а некоторые насекомые зимуют в стадии личинки и куколки, другие же с первыми холодами погибают.
Подводим детей к пониманию того, что с похолоданием и исчезновением насекомых птицы начинают испытывать недостаток в пище. С этим следует связывать и постепенное исчезновение птиц, которые с наступлением осени, собираясь в стаи, готовятся к отлёту в тёплые края.
Вот такие интересные и познавательные наблюдения можно проводить с детьми на прогулке осенью.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!