Марина
Методика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний период
Цели:
- проследить с детьми сезонные изменения в жизни насекомых в осенний период;
- формировать у детей умение наблюдать характерные изменения и явления осенней погоды;
- учить детей устанавливать взаимосвязь между характерными изменениями в природе в осенний период и сезонными изменениями в жизни насекомых;
Публикация «Методика проведения наблюдений на прогулке, Наблюдения за насекомыми в осенний период» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
- выявить во время наблюдений насекомых и определить место их зимовки;
- формировать у детей реалистические представления о растительном и животном мире;
- воспитывать экологическую культуру, учить детей бережному отношению к природе.
Наблюдения с детьми на прогулке проводим ежедневно. Дети старшего дошкольного возраста способны к довольно тонким наблюдениям. Обращаем внимание детей на то, что на протяжении одного сезона, в определённые сроки, и в живой и в неживой природе происходят заметные изменения. Так, например, при проведении систематических и последовательных наблюдений, дети очень легко отмечают характерные особенности начала осени, середины осени и поздней осени.
Целевые прогулки – наблюдения по экологической тропе детского сада детей особенно радуют, им всегда интересны наблюдения за сезонной жизнью насекомых.
Перед наблюдениями напоминаем детям о бережном отношении к насекомым:
«Насекомых не губите, если встретите в саду!
Насекомые природе много пользы принесут!»
Вопросы детям:
- Каких насекомых мы наблюдали летом?
- Какое насекомое может ужалить?
- Много ли насекомых было летом?
- Больше или меньше их стало с приходом осени?
- В какую погоду (солнечную, пасмурную или дождливую) насекомых бывает меньше?
Ребята отмечают, что летающих насекомых стало меньше. Совсем не видно ярких бабочек, пчёл, стрекоз, а мухи и комары исчезли совсем.
- Куда исчезли насекомые?
- Как это можно связать со сменой времени года, с изменениями в погоде?
Предлагаем ребятам поискать насекомых под опавшими листьями. Под опавшими листьями дети находят слизня, а на стволе дерева – улитку.
Вспоминаем с детьми, что голые слизни – это моллюски, которые в ходе эволюции утратили раковину. Слизни представляют большую угрозу для растений, повреждая их листья.
Рассматриваем с детьми и слизня, и улитку. Особенно детей привлекают две пары щупалец на голове слизня, которые они называют «рожками». Напоминаем, что на щупальцах расположены и глаза слизня.
В солнечный день дети с восторгом замечают стрекозу, мотылька, гусеницу, лесного клопа и червяка.
Вспоминаем загадки и стихи о насекомых, в которых отмечаются характерные отличия насекомых, рассматриваем и описываем строение их тела.
В солнечный день обращаем внимание детей на тончайшие серебряные нити паутины.
Загадка:
«Как красивую корзину сплёл большую паутину
Не комарик, ни жучок, а умелый … (Паучок).
Внизу под листьями находим маленького паучка, который там спрятался, чтобы перезимовать. Напоминаем детям о том, что пауки приносят пользу природе.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Совсем не видно ярких бабочек пчёл стрекоз а мухи и комары исчезли совсем](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1506782196.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Куда исчезли насекомые Как это можно связать со сменой времени года с изменениями в погоде Предлагаем ребятам поискать насекомых под опавшими листьями](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1506782206.jpg)
Маленьких жучков – Божью коровку и Жужулицу рассматривали на ладошках с особым интересом. Напомнили детям, что эти насекомые приносят пользу природе. Они питаются личинками вредных насекомых.
Физминутка.
Про жучка.
«На лужайке, над ромашкой жук летал в цветной рубашке.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу, я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь, низко, низко наклоняюсь».
(Дети выполняют движения, соотнося их со словами).
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Под опавшими листьями дети находят слизня а на стволе дерева улитку](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1506782278.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Вспоминаем с детьми что голые слизни это моллюски которые в ходе эволюции утратили раковину](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1506782288.jpg)
Обращаем внимание детей на поведение синичек, которые кружатся вокруг старого пня, заросшего высокой травой.
Проводим игру «Чем питаются птицы?»
Цель: учить детей составлять предложение, правильно употреблять категории родительного падежа.
Птицы питаются … жуками.
Птицы питаются … комарами.
Птицы питаются … червяками.
Птицы питаются … бабочками и т. д.
Осматриваем с детьми пень и обнаруживаем самых ярких насекомых – клопов – солдатиков. Клопы – солдатики попрятались на зиму в трещины старого пня и под его кору. Объясняем детям, что клопы – солдатики прокалывают кору деревьев и высасывают из дерева сок. Это ослабляет дерево и задерживает его развитие.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Слизни представляют большую угрозу для растений повреждая их листья](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1506782377.jpg)
Обнаружив малоподвижных шмеля и осу, дети сделали вывод, что с наступлением холодных осенних дней и ночей жизнь насекомых меняется. Объясняем детям, что при снижении температуры воздуха и почвы насекомые теряют свою подвижность и замирают (засыпают) до тёплых весенних дней. Насекомые забираются в укромные места под корой деревьев, под опавшими листьями, в щелях заборов и домов, а некоторые насекомые зимуют в стадии личинки и куколки, другие же с первыми холодами погибают.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Рассматриваем с детьми и слизня и улитку](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1506782467.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Особенно детей привлекают две пары щупалец на голове слизня которые они называют рожками](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1506782477.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Напоминаем что на щупальцах расположены и глаза слизня](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1506782489.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 В солнечный день дети с восторгом замечают стрекозу мотылька гусеницу лесного клопа и червяка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-234516-1506782500.jpg)
Подводим детей к пониманию того, что с похолоданием и исчезновением насекомых птицы начинают испытывать недостаток в пище. С этим следует связывать и постепенное исчезновение птиц, которые с наступлением осени, собираясь в стаи, готовятся к отлёту в тёплые края.
Вот такие интересные и познавательные наблюдения можно проводить с детьми на прогулке осенью.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!