Ирина Видершпан
Методика прогулки в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития ребенка. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.
Программой воспитания в детском саду в режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение 2-х прогулок. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часа в зависимости от возраста детей. Время, отведенное на прогулку, должно строго соблюдаться.
Публикация «Методика прогулки в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на прогулке дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте и т. д. Из наблюдений дети узнают об основных сезонных изменениях в природе. Наблюдение вызывает у детей интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппой. На прогулке дети трудятся на участке, на грядке, в цветнике – наводят порядок на участке, сажают овощи, цветы, поливают их. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережливое отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту.
Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим детям овладеть полезными навыками и умениями.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Если дети идут гулять после музыки или физической культуры, то можно прогулку начинать с наблюдений или свободной деятельности. А если занятия были связаны с другими образовательными областями, то прогулку можно начинать с подвижной игры.
В самостоятельной игровой деятельности необходимо своевременно переключать детей с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем.
Во время прогулки воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми. На прогулке воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществить задачи всестороннего развития детей.
Цели и задачи должны соответствовать текущему плану на данный день. В программном содержании прогулки должны быть включены воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
Структура прогулки
• Наблюдение
• Чтение художественной литературы (разучивание небольшого стихотворения, потешки, загадки, считалки)
• Подвижные игры (2-3 подвижных игры, 2-3 малой подвижности)
• Труд детей на участке
• Самостоятельная игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, строительные, дидактические игры, словесные игры)
• Индивидуальная работа с детьми по всем образовательным областям.
Цели прогулки
• Оздоровить детей
• Обогатить детей новыми знаниями
• Развивать внимание, речь, память, наблюдательность, любознательность
• Воспитывать любовь к природе, доброжелательное отношение друг к другу.
Литература:
С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с детьми среднего возраста»
Т. Л. Долгова, И. В. Кравченко «Прогулка в детском саду»
И. А. Холодова, Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке».
Ход прогулки
Наблюдение
Наблюдение за изменением цвета листвы
Цель: расширять представление об осени как о времени года; развивать умения сравнивать объекты по признакам различия и сходства.
Какое сейчас время года? (осень)
Осенью листья меняют свой цвет. У всех деревьев листья окрашиваются по-разному от ярко-жёлтого до тёмно-красного.
Давайте рассмотрим листочки. (Показ)
Это листья клёна, они большие, резные, разноцветные; это листья рябины, на одном стебельке много листочков; это листья дуба, края у листа дуба волнистые; это листья берёзы, они маленькие, края острые.
Все листочки разного цвета, разного размера, разной формы. Послушайте стихотворение о том, как осень раскрасила все листочки.
Осень
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинка, только дуб зелёный.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите, роща золотом одета!
(З. Федоровская)
Ребята, в этом стихотворении вы услышали, как поэт красиво описывает природу осенью.
Ребята, подойдите к этому дереву и скажите, как это дерево называется. (Берёза)
Наблюдение за берёзой
Цель: закрепить знание о берёзе, воспитывать любознательность, наблюдательность, расширять словарный запас.
Какого цвета листочки на берёзе? (Жёлтого)
Назовите знакомые вам деревья. (Клён, рябина, дуб, берёза, ива)
Чем берёза отличается от других деревьев? (Стволом)
Какого цвета ствол у берёзы? (Белого)
Погладьте ствол, посмотрите вверх на тонкие веточки, которые свисают к низу.
Берёза – одно из самых любимых деревьев русского народа. О ней слагались песни и стихи. Послушайте стихотворение.
Берёза
Это модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубе белой – зимой,
Вся в серёжках – весной,
Сарафан зелёный – летом,
В день осенний – в жёлтом цвете.
(И. Семёнова)
Берёза меняет свой наряд в каждое время года.
А сейчас предлагаю поиграть в дидактическую игру «Узнай, с какого дерева листочек».
Цель: учить узнавать дерево по листочку, развивать зрительное восприятие и память, активизировать в речи названия деревьев.
Воспитатель показывает листочек, а дети называют, с какого дерева листочек.
Предлагаю поиграть в мало-подвижную игру «Такой листик – лети ко мне».
Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь ( названия дерева: клён, берёза, дуб); воспитывать слуховое внимание.
Воспитатель раздаёт детям листочки (берёзы, клёна, дуба). Даё т задание: Кленовые листочки, летите ко мне, дубовые листочки, летите ко мне…
Предлагаю поиграть с песком с выносными игрушками.
Самостоятельная игровая деятельность
Цель: способствовать обогащению самостоятельного опыта детей, развивать коммуникативность, доброжелательность.
Дети расходятся по интересам. В этот момент воспитатель организует сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»
Цель: углубить знания детей о деятельности врача, медсестры, активизировать в речи названия медицинских инструментов, учить распределить роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом. (Ведущие роли назначаются или выбираются считалкой).
Воспитатель предлагает поиграть в сюжетно-ролевую игру «Поликлиника». Рассмотреть атрибуты, уточнить названия медицинских инструментов. Помочь распределить роли, развить сюжет.
Не все дети играют в сюжетно-ролевую игру, просто ходят или бегают. С этими детьми можно провести индивидуальную работу по всем видам деятельности.
Индивидуальная работа
По физической культуре.
«Подбрось и поймай мяч»
Цель: упражнять в бросании и ловле мяча двумя руками. (2 3 ребёнка).
По развитию речи.
«Назови детёныша»
Цель: продолжать называть детёнышей животных, образовывать слова с помощью суффикса –онок.
По развитию математических представлений.
«Найди и принеси 4 шишки».
«Сосчитай, сколько на тарелочке каштанов».
Цель: закрепить счёт до пяти, развивать мышление, речь, воспитывать самостоятельность.
Ребята, мы с вами будем делать гербарий листочков. Я предлагаю собрать листочки в коробочку.
Цель: воспитывать трудиться сообща.
А сейчас я предлагаю поиграть в подвижную игру «Самолёты».
Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.
Самолётики летят,
И на землю не хотят,
В небе весело несутся
И друг с другом не столкнутся.
Вот летит большая туча,
Стало всё темно вокруг
Самолётики в свой круг.