Татьяна Бухарина
Организация и методика проведения прогулки в зимнее время года.
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и методика проведения прогулки в ДОУ
в зимний период
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 44 «Белоснежка»
Бухарина Татьяна Александровна
3 слайд
Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.
Правильно организованная и продуманная прогулка создаёт условия для :
оптимизации двигательной активности детей;
закаливания детского организма в естественных условиях;
Публикация «Организация и методика проведения прогулки в зимнее время года,» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
развития наблюдательности и познавательных способностей детей;
знакомства детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;
развития детской самостоятельности.
4 слайд фото
5 слайд
Санитарные нормы при организации прогулки в зимний период
Прогулку организуют 2 раза в день : в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.
При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут.
Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с;
Возможность выхода на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, (температуры воздуха, ветра, осадков) согласовывается со старшей медицинской сестрой, заведующим.
6 слайд
Требования к оснащению территории детского сада
Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки :
все оборудование на участке должно быть в исправном состоянии (без острых выступов углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов, малые игровые формы, физкультурные пособия и др. должно отвечать возрасту детей и требованиям СанПиН ;
выносной и дидактический материал для игр детей, должен соответствовать зимнему периоду. Игрушки должны быть гигиеничны, не поломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей;
ограждения детского сада не должны иметь дыр, проёмов во избежание проникновения бродячих собак и самовольного ухода детей;
ямы на территории должны быть засыпаны, колодцы закрыты тяжёлыми крышками, места обледенения дорожки засыпаны песком;
при обнаружении на участке опасных и подозрительных предметов, немедленно сообщить администрации, детей увести на другой участок или в помещение;
ворота детского сада должны быть закрыты на засов;
в случае самовольного ухода ребёнка на его розыски немедленно отправлять сотрудника и сообщать о случившемся в ближайшее отделение полиции;
должны быть соблюдены требования к изготовлению снежных построек (горок, дорожек для скольжения, снежных фигур и т. д.)
7 слайд опасно
8 слайд
Снежные постройки:
фигуры для закрепления навыков равновесия;
фигуры для перешагивания;
фигуры для упражнений в метании;
фигуры для подлезания;
горки для скатывания;
фигуры для украшения участка.
9- 18 фото
19 слайд
При постройке горок выполняются следующие требования:
В группе для детей 2-3 лет – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.
В группе для детей 3-4 лет – высота 80-90см.
В группе для детей 4-5 лет – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.
В группах для детей 5-7 лет – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.
20 слайд
Требования безопасности на прогулке в зимний период :
Воспитатель обязан оградить детей от воздействия опасных факторов, характерных для зимнего периода :
переохлаждение,
обморожение,
намокание одежды, обуви.
Проведение прогулки вблизи мест вероятной опасности недопустим, при возникновении опасной ситуации (неизвестный предмет, падение крупных веток и т. п.) воспитатель должен немедленно увести детей с участка или в помещение дс.
21 слайд
Требования безопасности во время катания с горки
Воспитатель обязан:
обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитанников во время катания на санках;
следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки;
не допускать, чтобы при скатывании с горки на санках дети садились спиной к скату
22 слайд
Требования безопасности во время проведения подвижных игр, игры в снежки.
1. Перед прогулкой необходимо проверить состояние детской площадки, убедиться в целостности различных построек и отсутствие посторонних предметов;
2. Необходимо проверить состояние инвентаря для организации подвижных игр и упражнений, на предмет их травмоопасности.
3. Проверить состояние одежды и обуви детей (обувь не должна быть скользкой, а одежда слишком тонкой);
4. Следить за тем, чтобы дети не перегревались и не охлаждались.
5. В целях охраны голосового аппарата нельзя в холодную и сырую погоду давать игры на площадке с пением и речитативом;
6. Необходимо чтобы дети были организованны во время игры, не нарушали правил и не толкали друг друга.
7. При обнаружении посторонних предметов или возникновении несчастных случаев, воспитатель должен (оказать первую помощь пострадавшему) сообщить администрации учреждения.
23 слайд
Виды прогулок в детском саду
По месту проведения :
на участке учреждения;
пешеходные прогулки за пределы участка ДОУ (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
целевые прогулки
24 слайд
По содержанию:
традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка снега, строительство горки и т. д., подвижные и тихие игры и т. д. ;
тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, снежинки и т. д., может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;
целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);
экскурсия: 1 раз в месяц, начиная со средней группы;
поход: может проводиться 1-2 раза в год в старших группах.
25 слайд
Подготовка к прогулке
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
— воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
— младший воспитатель проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
- в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала ДОУ;
— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а младший воспитатель заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
— детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
26 слайд
Возвращение с прогулки
- Младший воспитатель уводит первую подгруппу детей с участка. Дети второй подгруппы продолжают гулять ещё в течение 10-15 минут с воспитателем.
- Младший воспитатель помогает детям снять одежду, аккуратно сложить её в шкафчик (при необходимости развешивает для просушивания). Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют.
- Воспитатель возвращается с прогулки со второй подгруппой детей, помогает им раздеться, сложить и просушить вещи.
27 слайд
При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.
28 слайд
Структурными компонентами прогулки являются :
наблюдения;
дидактические занятия;
трудовые действия самих детей;
подвижные игры и игровые упражнение;
самостоятельная игровая деятельность.
29 слайд
Наблюдения – основной метод обучения.
Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными;
в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.
Объекты наблюдений
Живая природа:
растения,
животные
Неживая природа:
сезонные изменения и различные явления природы: снег, гололёд, ветер и др.
Труд взрослых
30 слайд
Виды наблюдения
Кратковременные
организуются для формирования представления о свойствах и качествах предмета или явления
Длительные
организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе
31 слайд
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
o устанавливаются факты;
o формируются связи между частями объекта;
o идет накопление представлений у детей;
o проводятся сопоставления;
o делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
32 слайд
Дидактические задания и упражнения на прогулке
Являются приемом стимуляции детской активности. Они непродолжительны, занимают по времени не более 3-4 минут. Проводятся несколько раз в течении одной прогулки.
Дидактические занятия разнообразны и в них всегда должны присутствовать игровые элементы. Такие задания должны быть доступны по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить это задание, почему нужно приложить усилие к его выполнению.
33 слайд
Основные движения и подвижные игры
Младший возраст - 6-10 минут
Старший возраст – 10-15 минут
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
34 слайд
Младший возраст рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя)
Старший возраст
проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования
35 слайд
Виды игр на прогулке
спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).
игры-эстафеты
игры с элементами спорта
сюжетные подвижные игры
забавы
аттракционы
бессюжетные подвижные игры
народные игры
хороводные
36 слайд
Народные игры
«Снежная баба»
«Снежки и ветер»
«Берегись, заморожу»
«Охота на зайцев»
«Жмурки»
37 слайд
Трудовые поручения
Формы организации труда
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада
Коллективный труд
дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
38 слайд
Самостоятельная игровая деятельность
Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал:
лопатки для снега и для творческой деятельности, лыжи, санки,
ледянки, клюшки, бросовый материал для игр со снегом.
39 слайд
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем –наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе
38 слайд
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
40-42 слайды
Форма примерного планирования прогулки в зимний период.
Методическая литература
Гиперссылки в презентации