Андрей К
Методика применения спортивных игр в физическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Среди широкого разнообразия средств физического воспитания, применяемых для гармоничного формирования современного человека, одно из главных мест занимают игры, а именно спортивные игры. Они являются одними из самых распространенных и любимых видов упражнений среди людей во всем мире.
Спортивные игры — это особый вид спорта. Она включает в себя большое количество игр, каждая из которых является самостоятельным видом спорта.
Публикация «Методика применения спортивных игр в физическом воспитании» размещена в разделах
На сегодняшний день известно около 100 игр, по которым постоянно организуют спортивные соревнования. Самые популярные игры входят в программу олимпийских игр. Уже на первых Олимпийских играх разыгрывалось звание олимпийских чемпионов по теннису и гольфу.
Популярность спортивных игр объясняется рядом причин. Подавляющее большинство игр доступно исключительно для всех. Они не требуют дорогостоящего оборудования, каких-либо специальных мест работы, а главное - нет необходимости в длительной предварительной подготовке для участия в соревнованиях.
Игровое соревнование также является отличным спортивным зрелищем. Высокая интенсивность страстей, непредсказуемость результата, чрезвычайное напряжение и мастерство, что доставляет удовольствие тем, кто следит за соревнованиями на площадке. Наибольшее количество зрителей, которые ходят стадион, приходят на соревнования по различным видам спортивных игр.
Содержание деятельности в спортивных играх характеризуется едиными правилами. Правила — это общепринятые ограничения, которые регулируют поведение конкурентов. Они также служат ориентиром для определения превосходства в игре.
В отличие от других видов спорта в играх победители спортивных соревнований выявляются по количеству набранных очков. Они присуждаются за достижение условно поставленной задачи (попадание мяча в ворота или в зону, защищаемую противником; большее количество выбитых фигур или пробегов; опережение соперника при попытке выполнить определенные условия игры первым и т. д.).
Спортивные игры — это противостояние двух сторон, которое происходит в рамках правил, нацеленное на достижение преимущества, которое оценивается количеством достижений заданной цели игры.
В конкретной игровой ситуации участники применяют специальные действия, называемые игровыми техниками. В зависимости от обстоятельств стороны используют индивидуальное или коллективное действие.
Индивидуальные игровые действия — это совокупность двигательных действий, применяемых в игре для решения данной ситуации.
В соответствии с фазовым характером игры выделяются индивидуальные игровые действия в атаке и обороне. Индивидуальные действия игроков представляют собой основную составляющую игровой деятельности.
Они используются для решения широкого круга задач. Каждый участник должен обладать всем разнообразием индивидуальных действий для того, чтобы иметь возможность решать любые проблемы, с которыми он сталкивается во время игры. В типичных ситуациях применяются игровые навыки.
В большинстве спортивных игр команды выступают с обеих сторон, а не отдельные участники. Поэтому игровые задачи решаются, чаще всего, во взаимодействии всех членов команды.
Коллективные действия подразумевают одновременное участие не менее двух игроков в решении конкретной игровой ситуации. Любое согласование действий требует взаимопонимания. Это выражается в понимании всеми участниками цели, места и времени взаимодействия.
Достижение совершенства в игре зависит от систематического и организованного применения индивидуальных и коллективных действий игроков. Для этого наряду с комбинациями используются определенные формы организации взаимодействия игроков команды в обороне и нападении - игровые системы.
Игровая система — это главный способ ведения конфронтации, при котором функции и взаимодействия распределяются между участниками на протяжении всей игры или в определенные ее моменты.
Таким образом, спортивные игры являются одним из видов соревновательной деятельности, отличающимся по своей характерной форме и содержанию. Действия играющих нацелены на преодоление активного противостояния другой стороны. Поэтому спортивные игры относятся к группе спортивных единоборств.
Спортивные игры относятся к разряду ситуативных видов спорта, определяющиеся наибольшей вариативностью соревновательной деятельности. Действия игроков происходят в сложных условиях прямого контакта с противником. Они мимолетны, разворачиваются в предельно короткие промежутки времени и в условиях информационной неопределенности. Поэтому решающими моментами их эффективности становится быстрота и правильность оперативных решений.
Условия соревнования определяют причинно-следственную природу деятельности игроков. Все их действия характеризуются сознательным выбором и применением техники, которая может быть использована для достижения совершенства в каждом игровом эпизоде.
Двигательные акты игроков представляют собой сложные перцептивно-моторные операции, при которых восприятие информации и двигательная реакция на нее объединяются в единое автоматизированное действие.
Игровые навыки — это автоматизированные элементы сознательной деятельности, в которую входят активный поиск и обработка информации, мысленное решение и его двигательная реализация. Они могут быть врожденными, но в основном приобретаются в процессе исполнения.
Действия игроков отличаются разнообразием. В каждом из них можно выделить две тесно связанные между собой стороны: внешнюю и внутреннюю.
Под внешним методом решения двигательной задачи подразумевается определенная двигательная структура, законы биомеханики и специфика конкретной ситуации.
Другая сторона — это психические процессы, связанные с выбором правильного решения данной игровой ситуации. Это тактическая сторона игры.
Обе эти стороны называются приемами и тактиками игровых действий. Тактика спортивного противостояния в широком смысле — это формы и методы проведения спортивного матча с учетом его внешних и внутренних условий. А техника выступает как средство тактики.
В узком смысле тактика — это выбор рационального решения, а техника — это форма его двигательной реализации, которая реализуется с учетом спортивно-педагогических физиологических закономерностей.
Между всеми четырьмя компонентами существует двусторонняя связь, которая обеспечивает их тесный контакт и эффективную работу. Цель игры определяет мотивы деятельности, стимулирующие планирование ее достижения. Это планирование может быть относительно долгосрочным и краткосрочным.
Способы достижения общих целей в течение длительного периода времени составляют стратегию борьбы. Неотъемлемой частью стратегии является тактика, определяющая способы достижения целей непосредственно в игре. И, наконец, способы достижения целей во время игры в определенном временном интервале составляют технику.
Все эти категории определяют сущность игры и игровой деятельности. Они отражают объективные закономерности, управляющие игрой как социально-биологическим явлением, которые принадлежат сфере творческой деятельности человека.