Юлия Пономаренко
Методика применения интерактивных информационных технологий
Интерактивные информационные технологии - однозначно, творческое, очень интересное, а так же перспективное направление педагогики. Оно помогает использовать возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических особенностей, что дает возможность улучшить знания и интересы детей об окружающем мире, а так же о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает воспитанников к активному взаимоотношению.
Публикация «Методика применения интерактивных информационных технологий» размещена в разделах
Методика применения интерактивных информационных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме дает возможность решать различные задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также развивает память, воображение, логическое и абстрактное мышление, творческие способности, а еще и навыки ориентации в пространстве.
Использование интерактивных и информационных технологий позволяет перейти от объяснительного и иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором дошкольник принимает активное участие в этой деятельности. Интерактивные и информационные технологии в образовательном процессе помогает:
всестороннему развитию дошкольников: умственному, исследовательскому и творческому;
развивать навыки работы в интерактивных средах, умения творчески моделировать объекты, что позволяет изменять их свойства для решения данных задач;
развивать мыслительные навыки дошкольников, используя интерактивную доску [5].
Внедрение интерактивных информационных технологий в работу с дошкольниками осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста:
- в младшей группе – проводится работа в парах, хороводе;
- в средней группе – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
- в старшей группе – осуществляется работа в парах; хоровод, цепочка, карусель, интервью, а так же работа в малых группах (тройках, аквариум;
- в подготовительной к школе группе – проводится работа в парах, используется хоровод, цепочка, карусель, интервью, аквариум, большой круг, дерево знаний, а так же осуществляется работа в малых группах (тройках).
Современные образовательные информационные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет осуществляться еще не одно десятилетие.
Специалисты этого направления утверждают, что интерактивные информационные технологии в дошкольном учреждении внедрять не только можно, но и однозначно нужно.
Применение современных интерактивных информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интелектуальную пассивность детей дошкольного возраста на занятиях, что даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ [2].
Выделяют два вида занятий с использованием современных интерактивных информационных технологий :
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
На данном интересном занятии используется в качестве электронной доски только один компьютер. На этом этапе подготовки специализируются информационные и электронные ресурсы, а так же идет подбор нужного материала для занятия.
В некоторых ситуациях бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для разъяснения темы занятия, поэтому и создаются материалы с помощью программы – презентации Power Point или других мультимедийных различных программ.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления [1].
Использование компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения дошкольников имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора, а так же проекционного экрана в увеличенном виде;
- объединение аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, которую получают дошкольники из учебной литературы;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом, которые применяются в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками [4].
Использование интерактивной доски позволяет развивать у дошкольников способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, а так же овладевать практическими навыками работы с информацией.
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности упражнения и дидактические игры, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. А так же дает возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий [3].
Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, что улучшает уровень её понимания, а так же способствует развитию всех форм мышления.
2. Занятия с компьютерной поддержкой.
Таким образом, все чаще такие занятия проводятся, используя обучающие и игровые программы. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, что дает возможность переключить у детей аудиовосприятие.
В результате того, что использование интерактивных информационных технологий в образовании дает возможность качественно обновить, а так же и существенно обогатить образовательный процесс в дошкольном учреждении и повысить его эффективность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горвиц Ю. И, Поздняк Л. Д. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание № 5 [Текст]. – М., 2000 г. - 150 с.
2. Калинина, Т. В. Управление ДОУ. Новые интерактивные информационные технологии в дошкольном учреждении [Текст]. – М. : Сфера, 2008. – 305 с.
3. Ксензова, Г. Ю. Перспективные дошкольные информационные технологии : учебно-методическое пособие [Текст]. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 180 с.
4. Моторин, В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание № 11[Текст]. – М., 2000 г.
5. Новицкая, Н. Н. Управление инновационными процессами в ДОУ [Текст]. – М., Сфера, 2008. – 205 с.