Зорина Оксана Владимировна
Методика преодоления лексико-грамматических нарушений у обучающихся начальных классов с ОВЗ
Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии проводится в следующих направлениях:
- уточнение и усложнение структуры предложения;
- развитие функции словоизменения;
- формирование навыков словообразования;
- развитие умений морфологического анализа слова;
- работа над однокоренными словами;
- закрепление грамматических форм в письменной речи.
Овладение морфологической системой языка должно осуществляться в тесной связи с усвоением структуры предложения.
Коррекционная работа проводится в три взаимосвязанных этапа.
Основным содержанием логопедической работы на I этапе стало:
Публикация «Методика преодоления лексико-грамматических нарушений у обучающихся начальных классов с ОВЗ» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Закрепление навыков словообразования.
Детей учат:
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением
(с использованием суффиксов -к, -ик, -чик, и т. п.);
- образовывать и различать возвратные и невозвратные глаголы;
- образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -ин.
2. Формирование продуктивных и простых по семантике форм.
Детей учат:
- различать формы именительного падежа единственного числа и именительного падежа
множественного числа имён существительных;
- образовывать имена существительные в форме единственного числа косвенного
падежа без предлогов;
- согласовывать существительные и глаголы настоящего времени 3-го лица в числе.
3. Формирование навыка построения связных высказываний.
Детей учат:
- соблюдать заданный порядок слов при записи предложения;
- отличать связный текст от набора слов, словосочетаний, предложений;
- составлять предложения из заданного набора слов без пропуска членов предложения и
повторов;
- составлять тексты из 2-3 предложений, связывая их между собой по смыслу и
используя для этого лексические повторы, личные местоимения, наречия.
II этап коррекционной работы
Задачами данного этапа стало:
1. Усвоение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Детей учат:
- образовывать словосочетания и предложения различных видов;
- характеризовать и различать между собой части речи.
2. Работа над словообразованием непродуктивных форм словоизменения.
Детей учат:
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (с
использованием суффиксов -оньк, -еньк, -ышк и т. п.);
- образовывать существительные с суффиксом -инк, -енк, с суффиксом -ин;
- образовывать и различать между собой глаголы совершенного и несовершенного вида;
- образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами -ин, -нин, -ов, -ев и др. ;
- образовывать относительные прилагательные с суффиксами -н, -ан, -ян, -енн (часы на стене настенные часы).
3. Формирование наиболее сложных для детей непродуктивных форм словоизменения.
Детей учат:
- понимать и выполнять логико-грамматические конструкции (положите книгу на стол,
положите карандаш книгу);
- понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами
существительными в косвенных падежах;
- закреплять навык использования в речи имён существительных в форме
можественного числа без предлогов;
- использовать в речи и различать между собой глаголы 1, 2, 3-го лица настоящего и
прошедшего времени;
- согласовывать существительные и глаголы прошедшего времени в числе и роде;
- согласовывать имена прилагательные и имена существительные в числе.
III этап коррекционной работы:
1. Усвоение наиболее сложных для детей способов связи слов в словосочетаниях и
предложениях.
Детей учат:
- самостоятельному составлению связных текстов из предложений разных типов.
2. Уточнение знаний детей о непродуктивных формах словоизменения.
Детей учат:
- образовывать названия животных;
- образовывать притяжательные прилагательные с различными суффиксами;
- образовывать относительные прилагательные с различными суффиксами;
3. Закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения.
Детей учат:
- использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в
косвенных падежах;
- согласовывать имена прилагательные с именами существительными в форме
косвенного падежа;
- согласование притяжательных, указательных и определительных местоимений с
именами существительными.