Евгения Краснова
Йога-терапия как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Йога-терапия как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ОВЗ
В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, нарушение зрения, задержку в психическом развитии, нарушения опорно-двигательного аппарата. Это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, при выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. У таких детей слабо развита эмоционально - волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, негативизме, раздражительности или, наоборот, апатичности.
Публикация «Йога-терапия как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Нарушение зрения у детей затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Большинство детей с неглубокими расстройствами зрения имеют нарушения осанки.
Для детей, имеющих нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Кроме этого у детей наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. При этом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций : с большим опозданием идет формирование функции удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности, нарушение мышечного тонуса.
В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики. Так мною было предпринято разработать программу и организовать кружок по оздоровительной гимнастики с элементами детской йоги.
Цель: использование элементов детской йоги, как эффективного средства оздоровления детейс ОВЗ дошкольного возраста.
Задачи:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ.
2. Стимулирование позитивных сдвигов в организме, коррекция двигательных нарушений путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма.
3. Формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Гимнастика с элементами йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер. Основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.
Йога - это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.
Необходимость использования элементов йоги с детьми вызвана тем, что данная методика предполагает комплексное воздействие на физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, а так же коррекцию ранних отклонений в состоянии здоровья детей. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей.
На основе асан создаются специальные комплексы, оказывающие целенаправленный оздоровительный эффект на организм ребёнка с учётом патологического процесса. Использовать эту нетрадиционную методику в физическом развитии можно так же с детьми без отклонений и с ранними отклонениями в состоянии здоровья: часто болеющих; с нарушениями осанки, вегетативными дисфункциями, отклонениями в нервно-психологическом развитии.
Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.
Подражание – один из методов обучения детей. Названия асан, изображающих позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме.
Например: «кузнечик», «цапля», «лягушка», «кошечка», «дерево» и т. д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми.
При условии регулярных занятий прогресс в развитии ребёнка будет обязательно, но предсказать, что именно произойдет в каждом конкретном случае, мы не можем. Самое очевидное — это улучшение работы внутренних органов, сна, координации движений, речи, внимательности.
Когда ребенок учится управлять собой через асаны, развивающие гибкость, ловкость, баланс, силу и творчество, он приходит к гармонии с собой и миром. На этом фоне все коррекционные и реабилитационные процессы протекают быстрее и без какого-либо насилия.
Как говорят преподаватели йоги, посадив зернышко в землю, раскапывать ежедневно ямку, проверяя наличие ростка, нет никакого смысла. Намного полезнее ухаживать за ним, поливать, удобрять. И тогда, через неделю, месяц или год оно прорастет, потому что забота всегда приносит свои плоды. Так и в йоге — каждый шаг приближает к цели, становится базой для нового рывка, и нет неважных результатов. Поэтому ожидать немедленного прогресса от любой терапии невозможно. Дети с некоторыми особенностями в опорно-двигательном аппарате после регулярных занятий лучше справляются со своим телом, кто-то начинает «держать» спину, кто-то — выпрямлять колени, кто-то благодаря занятиям исправляет осанку, кто-то — умение радоваться мелочам, у кого-то получается улучшить зрение. Но это все заслуга детей! Для меня же каждый день — как результат. Что могу точно сказать: дети очень любят детскую йогу!
Использованная литература:
1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. Лекции 4-5. М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
2. Буц Л. М. О формировании правильной осанки. М. : 2008.
3. Галанов А. С. Игры, которые лечат. М. : Т. Ц. сфера, 2004.
4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. / О. В. Козырева/.- Москва, 2006.
5. Красикова И. С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. / И. С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.
6. Коровкин М. А. Почему дети болеют: Системная физиология ребенка / М. А. Коровкин. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003.
7. Милюкова И. В. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. Издательство: ЭКСМО, 2005. 8. Харитонова Н. Лечебная физкультура / Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2010 г.