Марина Гришко
Логопедические домашние задания для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
[ИГРУШКИ
1. Рассмотрите с ребенком его игрушки. Обратите внимание на материалы, из которых они сделаны. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросает ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка. Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам.
- МИШКА ИЗ ПЛЮША – ПЛЮШЕВЫЙ МИШКА
- ПИРАМИДКА ИЗ ДЕРЕВА – ДЕРЕВЯННАЯ ПИРАМИДКА - ВЕДЕРКО ИЗ МЕТАЛЛА – МЕТАЛЛИЧЕСКОЕ ВЕДЕРКО
2. Предложите ребенку придумать рассказ о любимой игрушке по плану:
Публикация «Логопедические домашние задания для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР (часть 1)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- КАК НАЗЫВАЕТСЯ ИГРУШКА? КАКАЯ ОНА ПО ЦВЕТУ, РАЗМЕРУ, ФОРМЕ, ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ? КАК С НЕЙ МОЖНО ИГРАТЬ?
Например: Это футбольный мяч. Он сине-красный, большой, круглый. Мячом можно играть в футбол.
3. Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребенком в игру «2 и 5». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два. Ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам.
ДВА КУБИКА – ПЯТЬ КУБИКОВ
ДВА МИШКИ – ПЯТЬ МИШЕК
ДВА МЯЧА – ПЯТЬ МЯЧЕЙ
ДВЕ КУКЛЫ – ПЯТЬ КУКОЛ
ДВЕ МАТРЕШКИ – ПЯТЬ МАТРЕШЕК
ДВА ВЕДЕРКА – ПЯТЬ ВЕДЕРОК
4. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов.
Предложите вместе прохлопать слова: ку-бик, мя-чик, кук-ла, миш-ка, ша-рик, ма-ши-на, пи-ра-мид-ка, мат-реш-ка.
Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
b]Фрукты[/b]
1. Рассмотрите с ребенком фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом ("фрукты"). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, киви - цитрусовые. Фрукты растут на деревьях, на кустарниках; в жарких странах, в нашей местности; в садах.
2. Игра “Подбери признак”
Груша (слива) - (какая) – вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая….
Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой) – вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий….
Яблоко (какое)- сочное, сладкое, спелое, твёрдое….
3. Игра “Большой- маленький”
Яблоко – яблочко лимон – лимончик
Апельсин – апельсинчик банан – бананчик
Абрикос – абрикосик мандарин – мандаринчик
Слива – сливочка (сливка) груша – грушка
4. Игра “Один- много”
Яблоко – яблоки лимон – лимоны
Апельсин – апельсины банан – бананы
Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины
Слива – сливы груша – груши
Персик – персики фрукт - фрукты
5. Игра “Посчитай фрукты”
Один лимон, два лимона…пять лимонов (апельсин, банан, персик,
абрикос).
Одна груша, две груши…пять груш (слива).
Одно яблоко, два яблока…пять яблок.
6. Игра “Догадайся что я хочу сок или варенье. ”
Я хочу яблочный….
Я хочу яблочное….
Я хочу грушевый….
Я хочу грушевое….
Я хочу абрикосовое….
Я хочу абрикосовый….
Я хочу апельсиновый….
Я хочу персиковое….
Я хочу сливовое….
Я хочу банановый….
ТЕМА: “ ЯГОДЫ. ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ”
Родителям рекомендуется: рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному);
1. Игра “Какое варенье, сок?”
Образец: Из клубники – клубничное варенье, клубничный сок
Из малины-
Из черники-
Из земляники-
Из клюквы-
Из брусники-
Из смородины -
2. Игра «Большой – маленький»
Образец: малина – малинка
Клюква –
Рябина –
Клубника –
Смородина –
Земляника –
Брусника –
Черника –
Вишня –
Ягода –
3. Подбери по 3-4 слова (признака)
Образец: рябина (какая) – горькая, мелкая, оранжевая, круглая,
Клюква (какая) –
Малина (какая) –
Клубника (какая) –
Земляника (какая) –
Крыжовник (какой) –
4. Игра «Весёлый счет»
Образец: одна малинка, две малинки, три малинки, четыре малинки, пять малинок.
Посчитать до 5 со словами: земляника, клубника, вишня.
5. Игра «Один – много»
ягода – ягоды
куст — …
дерево — …
ветка — …
косточка — …
корзина — …
6. Игра «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа):
ягода – нет ягоды
куст — …
дерево — …
ветка — …
косточка — …
корзина — ….
7. Покажи и назови части: листья, стебель, корешок, хвостик, семечки, косточки, кожура, сердцевина.
Овощи
Задание 1. Объясните ребенку, что вы хотите проверить, какая у него память. Ему нужно вспомнить как можно больше названий овощей, рассказать вам, где овощи растут. Конечно же ваш сын или ваша дочь без труда вспомнят, что овощи выращивают в огородах, на полях, в теплицах, и сможет перечислить не менее десяти названий овощей: картофель, морковь, свекла, репа, редис, помидор, огурец, кабачок, баклажан, лук.
Задание 2. Предложите ребенку разделить названия овощей на слоги (проговариваем слова по слогам и одновременно отхлопываем): кар-тош-ка, мор-ковь, свек-ла, ре-па, ре-дис-ка, по-ми-дор, о-гу-рец, ка-ба-чок, бак-ла-жан, чес-нок, лук, пе-рец, го-рох.
Задание 3. Попробуйте совместно придумать загадки-описания о некоторых овощах. Одну загадку будете придумывать вы, а другую – ваш ребенок. Например:
- Длинный, зелёный, хрустящий, пупырчатый. Растёт в огороде на
грядке. Что это? (Это огурец).
- Круглый, снаружи красный, а внутри белый, сочный, хрустящий. -Растет на грядке в земле. Что это? (Это редис).
- Овальный, фиолетовый, гладкий, блестящий. Растет в теплице или
парнике. Что это? (Это баклажан).
Задание 4. Об одном из овощей можно попробовать составить рассказ-описание по плану: Что это? Это овощ или фрукт? Где он растет? Какой он на вид, на ощупь, на вкус? Что можно из него приготовить?
Это помидор. Помидор – это овощ. Он растёт в огороде на грядке.
Помидор круглый, красный, гладкий, сочный, мягкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить салат, сок, томат, положить его в борщ.
Задание 5. Дидактическая игра «Большой – маленький»(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец-огурчик, помидор –помидорчик.
Задание 6. Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа имен существительных): огурец- огурцы, помидор – помидоры….
ВРЕМЕНА ГОДА. ОСЕНЬ
1. Во время прогулки в сквере, парке, за городом предложите сыну или дочери понаблюдать за изменениями, происшедшими в природе, и рассказать о них. Помогите ребенку запомнить приметы осени:
стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди;
• листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;
• исчезли насекомые;
• собираются в стаи и улетают на юг птицы;
• дни стали короче, а ночи длиннее;
• с полей и из садов убирают урожай овощей и фруктов;
• люди стали теплее одеваться;
• дети пошли в школу.
2. Найдите в парке клен, дуб, березу, тополь, осину, рябину, ель, сосну.
Рассмотрите вместе с ребенком СТВОЛ, КОРУ, ВЕТВИ, ЛИСТЬЯ этих деревьев. Помогите ребенку рассказать об особенностях стволов, коры, листьев каждого дерева. Соберите яркие осенние листья. Дома прогладьте их через тонкую бумагу теплым утюгом. Вместе с ребенком сделайте осенний букет или используйте листья для изготовления аппликации.
3 Предложите ребенку вспомнить названия осенних месяцев: сен-тябрь, октябрь, ноябрь.
4. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.
5. Поиграйте с ребенком в игру «С какого дерева листочек?». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, относительные прилагательные.
Например:
— Береза— Березовый листочек
— Клен — Кленовый листочек.
— Осина —….
— Рябина — …
- Дуб - ….и т. д.
6. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов.
Предложите вместе прохлопать слова: дож-ди, кус –ты, сос-на, ря-би-на, бе-ре-за, дуб, ель,
Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
1. Напомните ребёнку, что одной из примет осени является отлёт перелётных птиц в тёплые края. Знает ли он, почему птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, становится трудно добывать корм).
2. Предложите ребёнку вспомнить названия перелётных птиц: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди.
3. Помогите ребёнку разделить названия этих птиц на слоги: а-ист, со-ло-вей, жу-равль, жа-во-ро-нок, грач, дрозд, лас-точ-ка, скво-рец.
4. Поиграйте с ребёнком в игру «У кого кто?» с мячом. Вы бросаете ребенку мяч и называете взрослую птицу, ребенок бросает мяч вам и говорит, как называются ее птенцы:
У скворца – скворчата.
У журавля – журавлята.
У аиста – аистята.
У грача – грачата.
У утки – утята.
У гуся – гусята.
5. Поиграйте в игру «Один – много»
Взрослый называет слова в единственном числе, ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.
Журавль – журавли Утка –
Ласточка – Соловей –
Дрозд – Грач –
Скворец – Жаворонок –
6. «Кто как разговаривает?»
Соловей…. (поет)
Журавль…. (курлычет)
Жаворонок….(звенит)
Ласточка….(щебечет)
Грач…. (кричит)
Утка…. (крякает)
7. «Посчитай птиц» Образец: Один соловей, два соловья, пять соловьев.
Журавль, грач, жаворонок, дрозд, аист, скворец
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ
1. Напомните ребенку, что мы называем домашними тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Пусть ребенок перечислит названия известных ему домашних животных, расскажет о том, какую пользу они приносят.
2. Предложите малышу поиграть в игру «Кто как голос подает?»
• Корова – «му-у» (мычит)
• Кошка «мяу» (мяукает)
• Собака - ….
• Свинья - …
• Лошадь - …
• Овца - …
3. Предложите ребенку вспомнить названия детенышей домашних животных, а затем поиграйте в игру «У кого кто?»
У кошки – котенок (котята); у собаки – щенок (щенята); у овцы, у козы - …; у коровы - …; у лошади -, у свиньи -, и т. д
4. Поиграйте с ребенком в игру «Чей? Чья? Чье? Чьи?» с мячом. Вы бросаете ребенку мяч и называет часть тела животного. Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам.
УШИ КРОЛИКА – КРОЛИЧЬИ
ХВОСТ СОБАКИ – СОБАЧИЙ
ГОЛОВА КОРОВЫ – КОРОВЬЯ
КОПЫТО ЛОШАДИ – ЛОШАДИНОЕ
6. Игра «Кто как ест?» корова – жует; собака – грызет, кошка – лакает, …. .
7. Игра «Назови ласково» Кошка – кошечка; собака -, коза - …; корова - …; свинья - …; лошадь - ….; баран - … .
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ
1. Повторите задание «Дикие животные и их детеныши» за прошлый год. Проговорите все выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок перечислит всех известных ему диких животных наших лесов. Выясните, помнит ли он, что дикие животные живут в лесах, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье.
2. Расскажите, как называются жилища диких животных:
У МЕДВЕДЯ – БЕРЛОГА
У ВОЛКА – ЛОГОВО
У БОБРА – ХАТКА
У ЛИСЫ – НОРА
У ЕЖА – НОРКА
У БЕЛКИ – ГНЕЗДО В ДУПЛЕ
Для уточнения полученных знаний предложите сыну или дочери поиграть в игру «Кто где живет?» с мячом. Вы бросаете ребенку мяч и называете дикое животное. Ребенок ловит мяч, называет его жилище и возвращает мяч вам.
3. Поиграйте в игру «Один – много» по теме «Детеныши диких животных».
МЕДВЕЖОНОК – МЕДВЕЖАТА
ЛИСЕНОК – ЛИСЯТА
БЕЛЬЧОНОК – БЕЛЬЧАТА
4. Поиграйте в игру «Чей, Чья, Чье, Чьи?» по теме «Дикие животные».
ХВОСТ ЛИСЫ – ЛИСИЙ ХВОСТ
ЛАПА МЕДВЕДЯ – МЕДВЕЖЬЯ ЛАПА
ЗУБЫ ВОЛКА – ВОЛЧЬИ ЗУБЫ
ИГОЛКИ ЕЖА – ЕЖИНЫЕ ИГОЛКИ
5. Предложите ребенку составить рассказы о диких животных по образцу.
Например: МЕДВЕДЬ – ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ, ОН ЖИВЕТ В ЛЕСУ. ОН БОЛЬШОЙ, КОРИЧНЕВЫЙ, ЛОХМАТЫЙ. МЕДВЕДЬ ЕСТ РЫБУ, НАСЕКОМЫХ, КОРЕШКИ. ЗИМОЙ ОН СПИТ В БЕРЛОГЕ.
6. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов.
Предложите вместе прохлопать слова: мед-ведь, ли-са, волк, за-яц,, лось, бел-ка, о-лень, рысь, ка-бан, е-жик.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков!
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
1. Напомните ребенку, что мы называем домашними тех птиц, которые живут у человека и приносят ему пользу (яйца, перо, мясо, а человек за ними ухаживает. Пусть ребенок перечислит названия известных ему домашних птиц, расскажет о том, какую пользу они приносят (куры, утки, гуси, индюки)
2. Предложите малышу поиграть в игру «Кто как разговаривает?»
• Утка – «кря-кря» (крякает)
• Гусь - «га-га» (гогочет)
• петух - ….
• курица - …
3. Предложите ребенку вспомнить названия детенышей домашних птиц, а затем поиграйте в игру «У кого кто?»
У утки – утенок (утята); у гусыни – гусенок (гусята); у индюшки, у курицы - …
4. Поиграйте с ребенком в игру «Один - много» с мячом. Вы бросаете ребенку мяч и называете слово в единственном числе. Ребенок ловит мяч, и повторяет это слово во множественном числе, и возвращает мяч вам.
ПЕТУХ – ПЕТУХИ –МНОГО ПЕТУХОВ
УТКА – УТКИ –МНОГО УТОК
ГУСЬ – ГУСИ –МНОГО ГУСЕЙ
КУРИЦА – КУРИЦЫ - МНОГО КУРИЦ
6. Игра «Посчитай по образцу»
Образец: одна курица, две курицы,, пять куриц.
Один петух…
Один гусь…
Один утенок…
Один цыпленок…
Одна утка…
Один гусенок…
7. Игра «Назови ласково» Курица – курочка; утка -, уточка - …; петух - …; цыпленок - …; утенок - ….; гусенок - … .
Тема «Зима»
1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями.
Например: Какое сейчас время года? (Сейчас зима)
- Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы.
(На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири)
2. Побеседовать о зимних забавах детей (катание на санках, коньках, лыжах, лепим снеговика и т. д).
3. Уточнить у ребенка значение слов «гололед», снегопад», «метель», «вьюга»
4. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.
- Зима (какая) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
- Снег (какой) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
- Снежинки (какие) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
- Сосулька (какая) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
- Лед (какой) – гладкий, блестящий, холодный, твердый.
- Погода (какая) …
5. Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным.
Снежинки зимой (что делают) …
Лед на солнце (что делает) …
Мороз (что делает) …
Метель (что делает) …
6. Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково».
Снег — снежок, лед —, зима —, мороз —, метель —, солнце — …
7. Игра «Из чего — какой?» (Поупражняйте ребенка в образование качественных прилагательных)
Горка из снега (какая) — снежная.
Дорожка изо льда (какая) — …
Погода с морозом (какая) — …
8. Поупражняйте ребенка в подборе антонимов, предложите поиграть ему в Игру «Скажи наоборот».
Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Одни сосульки длинные, а другие — …
Зимующие птицы
1. Напомните ребёнку, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Во время прогулки в парке понаблюдайте за зимующими птицами: вороной, сорокой, воробьями, голубями, дятлом, синицами, снегирями, клестами, щеглами.
2. Рассмотрите картинки зимующих птиц, научите ребенка их узнавать.
3. Обратите внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор. Побеседуйте о том, чем можно подкормить птиц зимой. Помогите малышу сделать кормушку и организовать столовую для птиц за окном или во дворе.
4. Дидактическая игра «Один-много» (образование множественного числа существительных): ворона – воронЫ, снегирь -, галка -, воробей - … .
5. Игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании): воробей – воробушек, воробьишко; галка -, снегирь -, синица - … .
6. «Счет птиц» (закрепление согласования, числительных с существительными).
- один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. (галка, синица, голубь, ворона, снегирь).
7. Игра «Хлопушки» (деление слов на слоги).
Сне-гирь, си-ни-ца, во-ро-бей, дя-тел, го-лубь, со- ро-ка, во-ро-на.
ТРАНСПОРТ
1. Попросите ребенка рассказать о том, что он знает про транспорт. Если он затрудняется, помогите ему вопросами: «Что называют транспортом? Для чего он предназначен?» Выясните, помнит ли ребенок, что транспорт бывает пассажирским и грузовым. Почему его так называют?
2. Познакомьте ребенка с видами транспорта: наземным (автобус, троллейбус, маршрутное такси, легковая и грузовая машины, железнодорожным (поезд, трамвай, воздушным (самолёт, вертолёт, водным (теплоход, катер, баржа, подземным (метро). Во время прогулки по городским улицам предложите ребенку показывать и называть транспорт, определять его вид.
3. Понаблюдайте с ребенком за грузовым транспортом. Покажите ему
грузовик, фургон, цистерну, платформу, контейнеровоз, рефрижератор. Побеседуйте о том, что перевозят эти машины.
4. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предло-жите вместе прохлопать слова: фур-гон, гру-зо-вик, цис-тер-на, плат-фор-ма.
5 Побеседуйте о профессиях людей, работающих на транспорте. Предложите ребенку разделить на слоги и прохлопать ритмический рисунок названий профессий: шо-фер, лет-чик, ка-пи-тан, во-ди-тель, ма-ши-нист.
6. Для расширения глагольного словаря ребенка предложите ему игру с
мячом «Что делает?» Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию. Ребенок ловит мяч. Говорит, что делает представитель этой профессии, и возвращает мяч вам.
ШОФЕР – КРУТИТ РУЛЬ
ЛЕТЧИК – ДЕРЖИТ ШТУРВАЛ
ДЕЖУРНЫЙ ПО СТАНЦИИ – СЛЕДИТ ЗА ПОРЯДКОМ
КОНТРОЛЕР – ПРОВЕРЯЕТ БИЛЕТЫ
КАПИТАН – СМОТРИТ В БИНОКЛЬ
7. Можно предложить поиграть ребенку и в игру с мячом «Кто чем управляет?» Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч и заканчивает ее.
ШОФЕР УПРАВЛЯЕТ… – МАШИНОЙ.
ЛЕТЧИК УПРАВЛЯЕТ … – САМОЛЕТОМ.
КАПИТАН УПРАВЛЯЕТ … – ТЕПЛОХОДОМ.
ВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЯЕТ …– ТРАМВАЕМ.
МАШИНИСТ УПРАВЛЯЕТ …– ПОЕЗДОМ.
8. Поиграйте в игру «Один – много». Взрослый называет слово в единственном числе, а ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.
МАШИНА – МНОГО МАШИН
АВТОБУС – МНОГО АВТОБУСОВ
ГРУЗОВИК – МНОГО ГРУЗОВИКОВ
ВЕРТОЛЕТ – МНОГО ВЕРТОЛЕТОВ
КОРАБЛЬ – МНОГО КОРАБЛЕЙ
ЛОДКА – МНОГО ЛОДОК
Инструменты
1. Попросите детей рассказать о том, что они знают об инструментах. Побеседуйте с детьми о том, зачем людям нужны инструменты;
- уточнить названия орудий труда и инструментов, для какой профессии какие инструменты нужны
Словарь ребенка должен включать слова: рабочий инструмент; ножницы, грабли, молоток, лопата, дрель, рубанок, отвертка, плоскогубцы, пила, топор.
2. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предло-жите вместе прохлопать слова: мо-ло-ток, пи-ла, от- верт-ка, то-пор, ло-па-та, ру-ба-нок.
3. Поиграйте с вашим малышом в игру «Сосчитай - ка» (согласование существительных с числительными в роде, числе)
Один топор, три топора, пять топоров
(нож, пила, метла, отвертка, иголка, лопата, топор, молоток)
4. Предложите ребенку игру «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме)
Топор - топорик
(пила, молоток, грабли, иголка, отвертка, лопата, топор)
5. Игра «Назови действие» (подбор слов – действий к словам)
Иглой (что делают) - шьют, вышивают, зашивают.
(лопатой – копают; метлой - подметают, метут; топором – рубят; молотком - вбивают, забивают; ножом – режут; пилой - пилят; ножницами - разрезают, стригут; ключом закручивают (гайку).
6. Поиграйте в игру «Один – много». Взрослый называет слово в единственном числе, а ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.
ТОПОР – МНОГО ТОПОРОВ
ЛОПАТА – МНОГО ЛОПАТ
ОТВЕРТКА – МНОГО ОТВЕРТОК
МОЛОТОК – МНОГО МОЛОТКОВ
ПИЛА – МНОГО ПИЛ
ВИЛЫ – МНОГО ВИЛ
ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ.
1. Повторите задание «Посуда» за прошлый год. Проговорите с ребенком все выделенные слова и словосочетания.
Объясните, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной. Пусть ребенок покажет и назовет чайную, кухонную и столовую посуду, которая есть у вас дома.
3. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых сделана посуда. Для расширения словаря ребенка поиграйте с ним в игру с мячом «Какая? Какое? Какие?»
СТАКАН ИЗ СТЕКЛА – СТЕКЛЯННЫЙ СТАКАН
ЧАШКА ИЗ ФАРФОРА – ФАРФОРОВАЯ ЧАШКА
ЛОЖКА ИЗ СЕРЕБРА – СЕРЕБРЯНАЯ ЛОЖКА
МИСКА ИЗ ПЛАСТМАССЫ – ПЛАСТМАССОВАЯ МИСКА
КАСТРЮЛЯ ИЗ ЭМАЛИРОВАННОГО МЕТАЛЛА – ЭМАЛИРОВАННАЯ КАСТРЮЛЯ
4. Потренируйте ребенка в составлении рассказов – описаний о посуде по образцу. Например: ЭТО ЧАЙНИК. ЧАЙНИК – ЭТО КУХОННАЯ ПОСУДА. ОН БОЛЬШОЙ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ, КРАСНЫЙ. У НЕГО ЕСТЬ КРЫШКА, НОСИК, РУЧКА. В НЕМ КИПЯТЯТ ВОДУ.
5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: чай-ник, чаш-ка, лож-лка, вил-ка, но-жик.
6. «Назови, какие ты знаешь продукты»
- Что делают из молока? - Из молока делают творог, сыр, сметану, йогурт, простоквашу, кефир
- Что делают из мяса? - Из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски…
- Что делают из муки? - Из муки делают хлеб, баранки, бублики, печенье, булки…
7. «Какие бывают продукты?»
Как называются продукты из молока. – Молочные продукты
Как называются продукты из мяса. – Мясные продукты.
Как называются продукты из муки. – Мучные продукты.
8. «Что из чего?»
Что можно приготовить
из молока – молочную кашу, творог, масло,
из мяса – котлеты, фарш, мясной суп (бульон) …
из овощей – салат, суп, овощное рагу…
из муки – хлеб, булки, торт, печенье, баранки, …
Рыбы
Задание 1. Родителям рекомендуется:
— рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных);
— обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
— ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб;
— прочитать и обсудить с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина;
— рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
Задание 2. Отгадать и объяснить загадки про рыб.
Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
У родителей и детей вся одежда из монеток.
Блещут в речке чистой спинкой серебристой.
Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: рыбка (какая) —.
Задание 4. Подобрать родственные слова: рыба — рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.
Задание 5. Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)
Задание 6. Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».
Задание 7. Ответить на вопросы.
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
Задание 8. Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова — щучья, хвост —. , плавник —. , туловище —.
Задание 9. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.
Задание 10. Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).
Рыбка к камню. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега. (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла)
Электроприборы
1. Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Телефон — телефончик,
пылесос— пылесосик, торшер — торшерчик, лампа — лампочка,
холодильник —, утюг —, магнитофон —, плита — …. .
2. Поиграйте с ребенком в игру «Один – много» Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Телевизор — телевизоры — телевизоров,
магнитофон — магнитофоны — магнитофонов,
пылесос — пылесосы — пылесосов,
люстра — люстры — люстр,
телефон — телефоны — телефонов,
радио — радио — радио,
торшер — торшеры — торшеров,
лампа — лампы — ламп,
компьютер — компьютеры — компьютеров и т. д.
3. Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах. Игра «Посчитай-ка»
Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров,
одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр,
один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников и т. д.
4. Образование существительных в родительном падеже Игра Есть - нет"»
Есть телевизор — нет телевизора;
магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, торшера, лампы, компьютера, обогревателя, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микроволновой печи, электроплиты, тостера, фена, вентилятора, морозильника.
5. Предложите малышу закончить предложение
Мама стирает белье в. (стиральная машина).
Папа чистит ковер. (пылесос).
Дочь гладит одежду. (утюг).
Коля поджаривает хлеб в. (тостер).
Бабушка на кухне достает продукты из. (холодильник).
Даша готовит обед на. (плита).
Антон разговаривает с другом по. (телефон).
Фильмы и мультфильмы показывают по. (телевизор).
Вера читает книгу под настенной. (лампа).
6. Игра «Четвертый лишний» (найти лишний предмет, объяснить свой выбор)
Холодильник, мясорубка, утюг, чайник.
Кастрюля, микроволновая печь, сковорода, кружка
Стиральная машина, посудомоечная машина, телевизор, швейная машина.
Телевизор, ноутбук, магнитофон, пылесос.
Чайник, обогреватель, холодильник, электроплита.
Ножницы, иголка, спицы вязальные, швейная машина.